Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"
статья по истории (1, 2, 3 класс)

Соловьева Наталья Евгеньевна

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на примере изучения истории Санкт-Петербурга). В статье приведены примеры дидактических игр "Узнай по описанию", "Предложи свои слова", "Кто это, что это?", "Три предложения", "Сравни достопримечательности", "Представьте себе...", которые целесообразно использовать для обогащения и активизации словаря, для формирования диалогической и монологической речи младших школьников. Представлены также ролевыи игры "Таможня"и "Экскурсоводы" с выдержками из практического опыта: они способствует развитию активного самостоятельного мышления, и учат ребят не просто запоминать и воспроизводить новый материал, а реально увидеть, каким образом можно применить полученные знания в жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_rechi.docx107.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые  методы и приемы развития речи младших школьников

на занятиях по истории города

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов   для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на примере изучения истории Санкт-Петербурга).

Изучив разработки опытных педагогов по преподаванию истории города в начальной школе, апробируя разные методики на своих занятиях и наблюдая за практическими успехами или неудачами ребят, я выделила ряд методов и приёмов, которые наиболее эффективны и целесообразны для развития связной осмысленной речи учащихся.

Конечно,  в основном задачи по развитию речи решаются на уроках русского языка и литературного чтения, но на занятиях по истории города и краеведению, где львиная доля времени отводится процессу активной речевой деятельности, также несомненно есть все условия для успешного формирования многих навыков и умений, необходимых для правильной, выразительной речи ребенка.  Ребята учатся  беседовать, описывать памятники и исторические личности, рассуждать, вести диалог, составлять описательные рассказы, готовить собственные короткие доклады-сообщения на заданную тему, учатся составлять мини-экскурсии о родном городе с опорой на мнемотаблицы или по заданному алгоритму.

 На занятиях по истории города с точки зрения формирования правильной связной речи, я реализую следующие задачи:

- расширять словарный запас, развивать интерес к слову, к речи;

- научить строить развернутые ответы и грамотно формулировать вопросы;

- формировать умения по использованию интонации, громкости и темпа речи;

- научить располагать материал в нужной последовательности, составлять план своего высказывания, проводить короткие экскурсии по общему алгоритму.

Все эти задачи, все необходимые задания, и по освоению нового материала, и по закреплению пройденного, мы выполняем с ребятами в игровой форме. Во второй половине дня у детей уже снижена и мотивация и познавательные интересы и в целом физически и психологически они уже не выдерживают «статичных» занятий, которые проводятся в форме, напоминающей урок. Поэтому в своей практике я применяю разные виды игр, которые позволяют ребятам больше двигаться, расслабляют и раскрепощают их, раскрывают их с творческой стороны, пробуждают в них положительные эмоции и увлеченность процессом. Самое главное, что равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ребятам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

  1. Обогащение и активизация словаря младших школьников.

На каждом занятии всегда проводится работа с новыми словами (архитектурные, краеведческие термины и т.п.).  Не обладая достаточным запасом  слов  по новой теме, ученик не сможет выразить свою мысль, рассказывая о том или ином памятнике. Великолепно работают для обогащения и активизации словаря ролевые игры. Приведу примеры таких игр для занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова. Биржа».

  1. Ролевая игра «Таможня»

Объяснить ребенку на пальцах, что такое биржа, таможня, пакгауз очень сложно. А показать и освоить через игру эти основные понятия, которые объясняют назначение основных построек на Стрелке, легко и интересно.

После просмотра слайдов с изображением Стрелки Васильевского острова в старину – с кораблями, причалом, складами, я предлагаю ребятам поиграть в игру «Таможня».

Условия: выбрать по три представителя биржи, таможни и несколько купцов.

Роли:

- таможенники должны решить, нужен ли России тот или иной товар. Если нужен, дают разрешение на ввоз товара или объявляют запрет и купец едет со своим товаром обратно;

- купцы должны придумать, какой товар они привезли в Россию для торговли (кто чай из Индии, кто рис из Китая, кто ткани из Италии) и примерно определить начальную цену для своего товара;

- представители биржи узнают, какой товар привез купец и сколько он хочет за него получить. Если есть такой же товар, но дешевле – какой брать выгодно.

Дети очень быстро улавливают смысл игры, тем более, если воспитатель сам быстро сыграет одну из ролей. Каждый раз диалог выглядит по-разному, за короткий промежуток времени успевает поиграть большое кол-во ребят.

Из практического опыта:

Таможня: Что привезли?

Купцы: Кофе из Африки, (другой) – А я чай с острова Цейлон.

Таможня: Чай посмотрю. Не покрылся ли плесенью в дороге, не размок? Все в порядке, берите разрешение на ввоз. А вот кофе ваш нам не нужен – запах уж слишком горький, испорченный товар видать.

(в это время подключаются представители биржи)

Представитель биржи: сколько твой чай стоит?

Купец: 100 рублей. С острова Цейлон.

Представитель биржи: очень дорого! Сбавляй цену, тогда все возьмем.

Купец: Давай все за 70 рулей.

Представитель биржи: Можешь разгружать, договорились и т.д.

В результате ребята прочно освоили такие понятия как биржа (здесь устанавливают цену на товар), уяснили, зачем нужна была таможня (она дает разрешение на ввоз товара или накладывает запрет), для чего были построены пакгаузы (склады для разгрузки и хранения товаров).

  1. Игра «Предложи свои слова» (на примере слова «Биржа»).

Воспитатель подбирает первое слово, подходящее для описания здания Биржи – «торжественное» - и передает первому ребенку фотографию с изображением достопримечательности, далее, ребята передают ее из рук в руки и каждый называет уже свое прилагательное (величественное, изящное, строгое, нарядное,  большое,  светлое…). Кто придумывает последнее определение – тот и выигрывает.

  1. Игра «Кто это, что это?»

Ребята садятся в круг. В центре круга картинки по теме «Стрелка Васильевского острова». Воспитатель-ведущий бросает мягкий мяч игроку, поймавший подбирает правильный ответ и находит соответствующую картинку.

Набор определений:

 Мыс, который делит реку на два рукава.  (Ответ ребенка: «Стрелка», находит картинку с изображением Стрелки Васильевского острова)

 Место, где заключали торговые  сделки.  (Биржа)

«Сестры-близнецы», входящие в ансамбль Стрелки Васильевского острова. (Ростральные колонны)

Украшение носа корабля. (Ростра)

«Братья»  в ансамбле Стрелки.  (Пакгаузы – здания, предназначенные для хранения товаров)

Несколько зданий, сооружений, составляющих одно целое.  (Ансамбль)

Архитектор, по проекту которого было построено здание Биржи. (Тома де Томон)

Мастер, возглавлявший все каменные работы на Стрелке (им высечены фигуры на ростральных колоннах). (Самсон Суханов) и т.д.

  1. Совершенствование диалогической и монологической речи, развитие умения составлять рассказы

  1. Игра «Три предложения»

Ребятам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа воспитателя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ точно передаст содержание. Это можно сделать и с печатным текстом, который можно раздать ребятам для ознакомления, например, с личностью архитектора.

  1. Игра «Сравнение достопримечательностей»

(изображения выводятся на интерактивную доску)

Ребятам предлагается 2 достопримечательности  нашего города одного назначения (например: дворцы). Задача: сравнить их по внешнему виду, цвету, высоте, форме зданий, украшению и назначению, а в конце найти сходства и различия.

Из практического опыта.

(Чтобы ребятам было впоследствии удобно озвучивать свои ответы, я подготавливаю заранее и раздаю ребятам сравнительную таблицу с пустыми графами, куда они кратко записывают свои мысли)

Летний дворец Петра I:  двухэтажный, песочного цвета, скромный, строгий облик, квадратной формы, много окон, фасады украшены барельефами с сюжетами Северной войны, с весны до поздней осени Петр I жил в этом дворце со своей семьей, на данный момент музей, главные экспонаты – личные вещи Петра I и Екатерины, мастерская и токарный станок Петра I.

Зимний дворец: трехэтажное здание квадратной формы, длиной более 210м., бирюзового цвета, вмещает более тысячи помещений, пышная отделка в стиле барокко, украшен скульптурами, декоративной лепниной, был резиденцией русских царей, сейчас в нем располагается один из крупнейших  музеев всего мира «Эрмитаж», в нем хранятся богатые коллекции картин, скульптуры, древностей.

Сравниваем: оба здания построены в стиле барокко, имеют квадратную форму, были построены иностранными архитекторами – Трезини (Летний дворец) и Растрелли (Зимний дворец)

Ищем различия: Летний дворец – строгий, скромный, скромно украшен. Зимний дворец – богатая, пышная отделка, много украшений. Летний дворец был жилым домом для семьи Петра I в летнее время, он не принимал в этом дворце иностранных гостей. Зимний же дворец был официальной царской резиденций до начала 20 века, где жили не только царская семья, но и весь императорский двор, здесь принимали иностранных дипломатов, подписывались указы, устраивались балы и т.д.

  1. а) Ролевая игра «Экскурсоводы» с опорой на план

(на доске представлен алгоритм-опора в виде цепочки вопросов, например: Где находится?→Зачем было построено? →Когда? →Кем? (по проекту архитектора…)→Мое отношение.)

 Ребята разбиваются на несколько команд, каждой группе предлагается вытащить набор фотографий с изображением определенной достопримечательности. Дети размещают свои фотографии на стенде, 5-7 минут готовятся и, представив себя в роли экскурсоводов, рассказывают о ней. Остальные ребята выступают в роли туристов, готовят и задают вопросы об этой достопримечательности. В конце игры выбираем лучшую команду экскурсоводов.  В начале изучения темы, мы всегда играем в эту игру по группам, ребята чувствуют себя в команде более раскованно и свободно и если кто-то из участников потеряет ход мысли, засмущается,  к нему всегда придет на помощь товарищ. В ходе дальнейшего изучения темы, на занятиях повторения пройденного ребята проводят и индивидуальные экскурсии. Дома вместе с родителями они находят дополнительную интересную информацию, знакомятся с  мифами и легендами, благо история Петербурга изобилует такими историями, и затем  с большим энтузиазмом и нетерпением делятся на занятиях новыми знаниями, включая их уже в свою индивидуальную «экскурсию».

 Дети очень любят готовиться к виртуальным экскурсиям с помощью мнемотаблиц, поэтому я часто использую их при подготовке к занятиям, а иногда мы составляем их вместе с ребятами.  Используемые методы моделирования (мнемотехники)  пробуждают интерес детей, подталкивают их к активной речевой деятельности и позволяют им легко построить рассказ на заданную тему.

б) Игра «Экскурсоводы» с опорой на схему (на примере экскурсии к «Медному всаднику»)

Что это? http://projectbesthome.ru/wp-content/uploads/projectbesthome.ru21.jpg1-ый  на Неве    

Где?

http://art.1september.ru/2008/20/14-4.jpg    http://tom-luchschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2015/12/143298_300.jpg

                                      1825

Идея: http://advorts.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-II.jpg

Учитель

+ученица

http://img-fotki.yandex.ru/get/3212/cicerone2007.d/0_1fddc_4b69a1df_XL.jpg

*«Медный всадник на коне, сделал скульптор Ф…е»

http://www.lomond.ru/sites/default/files/images/media/gif/ornam/sign/195br.gif

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/786/94786460_kamen_Kummakivi_finlyandiya_foto.jpg  1600 тонн

Надпись

http://creounity.com/apps/time_machine/img/rm/peter.jpg

Точки опоры

 http://mershavka.ru/images/cms/content/articles/griboedov2/image011.jpg+1=3

http://test1291.ucoz.ru/literature/pushkin/pushkin_portret.png

Приглашаем Вас на экскурсию к Памятнику Петру I, который носит название Медный всадник. Это один из самых известных символов города на Неве и, между прочим, первый памятник Петру I в России. Находится он на Сенатской площади, которая раньше носила название пл.Декабристов.. Идея создать такой памятник пришла в голову Екатерине II – она сравнивала себя с Петром I и считала себя продолжательницей его реформ. Императрица выбрала французского скульптора Фальконе. Фальконе прибыл в Петербург вместе со своей помощницей Мари Колло, которая вылепила голову Петра I. Памятник стоит на огромном цельном камне, отыскать его было очень нелегко, его нашли в 13 километрах от Санкт-Петербурга в районе деревни Лахта. Местные жители называли его "Гром-камень", так как по преданию в него попала молния. Весил камень 1600 тонн; для того, чтобы доставить камень в Петербург были придуманы специальные рельсы в виде жёлобов, в которых находились медные шары, 9 месяцев камень «добирался» до своего места…и т.д.

*Мнемоническое стихотворение для запоминания автора памятника

Медный всадник на коне
сделал скульптор Фальконе.

в) Игра «Узнай по описанию»

Ребенок описывает достопримечательность, называя основные его характеристики, но не упоминает его название. Необходимо указать, где находится здание/памятник, как выглядит, кем построено, назначение и т.д. Кто догадается, что загадал ребенок-ведущий и даст правильный ответ, получает жетон и предлагает следующее описание для разгадки. Выигрывает тот, кто угадает большее количество памятников и соответственно получит большее количество жетонов. В этой игре воспитателю рекомендуется принимать самое активное участие, для того чтобы у ребят был образец  рассказа-описания памятника без его называния.

  1. Формирование умения по использованию интонации, громкости

 и темпа речи.

Игра «Представьте себе…»

Попробуйте представить себе, что Вы иностранец и  попробуйте прочитать стихотворение с  иностранным акцентом.

А теперь прочтите одно и то же стихотворение сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском.  Изменив интонацию, можно любое стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

Из практического опыта.

В первом классе я рекомендую брать для работы стихотворения современных авторов с простым, ясным слогом, предназначенные именно для детей, далее в процессе ознакомления с такого рода упражнениями можно будет предлагать ребятам уже более сложные произведения А.А.Ахматовой, А.С.Пушкина, О.Э.Мандельштама.

Возможная подборка стихотворений о Петербурге:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

(А. Городницкий)

Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот – 
Адмиралтейскою иглой!!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург – 
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!

(Н. Агнивцев)

Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.

(Сергей Скаченков)

У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.

(М.Борисова)

Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.

(М. Борисова)

К сожалению, невозможно в рамках одной статьи перечислить все виды игр, которые целесообразно использовать для развития связной речи в рамках курса по краеведенью. Но хочется отметить, что обучение связной речи на основе краеведческого материала действительно оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, стимулирует их познавательные интересы, является  эффективным средством обогащения словарного запаса,  средством формирования образности и выразительности речи; в процессе выполнения творческих работ развивается воображение, фантазия, художественный вкус. А проведение занятий в игровой форме, в виде ролевых игр, создает комфортную обстановку для общения ребят и несомненно положительно влияет на развитие речевых навыков и прекрасно способствует активному самостоятельному мышлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Обобщение опыта по теме "Приемы, Направленные на развитие речи младших школьников".

В данной работе оаскрывается актуальность проблемы, взляды психологов, методистов на проблему развития речи, исследования уровня развития речи. Материал содержит приложения и будет полезен учителям на...

Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс. Тема: «Летний сад.»

Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс.Провела Грачева И.Ю.Тема: «Летний сад.» Цели:1.Познакомить учащихся со значением озеленения города.2.Расширить знания учащихся о дос...

Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс. Тема: «Летний сад.»

Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс.Провела Грачева И.Ю.Тема: «Летний сад.» Цели:1.Познакомить учащихся со значением озеленения города.2.Расширить знания учащихся о дос...

"Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в младшей школе"

Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - твор...

Конспект занятия по истории Санкт-Петербурга "Путешествие по площадям: Дворцовая, Сенатская, Биржевая, Искусств"

Занятие на закрепление изученного построено в форме викторины с применением активного метода обучения "турне"....

Внеурочное занятие по истории Санкт-Петербурга: игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (2 класс)

Внеурочное занятие по истории Санкт-ПетербургаКласс:  2 Тип занятия: занятие-играЦель занятия: расширить знания о родном городе...