"Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в младшей школе"
статья по теме
Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - творческие лаборатории и круглые столы, уроки (занятия) - спектакли, уроки (занятия) -выставки – убеждают в необходимости во многом пересмотреть традиционные роли учителя и ученика. Перед учителем стоит задача не только дать учащимся фактические данные, но и научить творческому мышлению, развивать воображение, активизировать творческие способности детей.
Все вышеперечисленное позволяет понять необходимость для учителя искать новые методы решения поставленных задач.
Занимаясь предметом «История Санкт-Петербурга» с первых шагов его становления в школе, и познакомившись недавно с новой для меня системой эффективных технологий творчества – ТРИЗ, я была удивлена, насколько проблемы и задачи данного школьного предмета совпадают с проблемами, рассматриваемыми в ТРИЗ, насколько эффективно они могли бы решаться при помощи ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – одна из эффективных технологий творчества. ТРИЗ – новая отрасль знания, быстро формирующаяся в отдельную науку. Со времени своего возникновения теория доказала практическую значимость не только в области техники, но и в других областях человеческой деятельности. ТРИЗ сегодня – это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений: ТРИЗ – РТВ – ТРТЛ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
РТВ – развитие творческого воображения – учит применять ТРИЗ на нетехнических примерах, бороться с психологической инертностью, расшатывать стереотипы и т.д.
ТРТЛ – теория развития творческой личности – направлена на формирование в человеке творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешное приближение к ней.
ТРИЗ можно использовать на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно-обоснованную модель мира в сознании ребенка. На занятии создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие.
ТРИЗ открывает возможности для развития детей талантливых, одаренных, опережающих в развитии своих сверстников. Раннее знакомство с элементами ТРИЗ помогает подготовить детей к дальнейшему изучению ТРИЗ, а значит к дальнейшему развитию творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в начальной школе | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ».
Автор: Омельченко Марина Николаевна
Воспитатель ГПД БГОУ гимназии №166
Центральный район, г. Санкт-Петербург, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Глава 1. Анализ программ по истории Санкт-Петербурга для
младших школьников.
3. Глава 2. Использование элементов ТРИЗ при преподавании
предмета «История и культура Санкт-Петербурга».
4. Приложения.
5. Заключение.
6. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия – время активного изменения системы и содержания образования. Создавались и создаются новые программы, предлагаются новые предметы, учебники, открываются гимназии, лицеи, авторские школы. Учителю дано право личного творчества в обучении и воспитании учащихся.
Изучение родного края начинается с первых шагов по земле, и это всегда остается актуальным. Красота и величие нашего края и города должны трогать сердца детей с их первых лет жизни. Но чтоб любить, надо знать, что любить, что беречь и чем дорожить.
Школьное краеведение и изучение Санкт-Петербурга является мощным педагогическим средством воспитания и образования. Данный предмет, как показывает накопленный опыт, не только способствует формированию исторических понятий. Многочисленный материал о родном городе и крае можно использовать и на уроках чтения, русского языка, природоведения, математики в начальной школе, и особенно во внеклассной работе. А можно и, наоборот, на основе обширных исторических и краеведческих тем, продолжить работу по формированию навыков правописания, счета, чтения и т.д. Такая интеграция позволяет добиться системного характера изучения, а не изложения различных разрозненных сведений.
Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - творческие лаборатории и круглые столы, уроки (занятия) - спектакли, уроки (занятия) -выставки – убеждают в необходимости во многом пересмотреть традиционные роли учителя и ученика. Перед учителем стоит задача не только дать учащимся фактические данные, но и научить творческому мышлению, развивать воображение, активизировать творческие способности детей.
Все вышеперечисленное позволяет понять необходимость для учителя искать новые методы решения поставленных задач.
Занимаясь предметом «История Санкт-Петербурга» с первых шагов его становления в школе, и познакомившись недавно с новой для меня системой эффективных технологий творчества – ТРИЗ, я была удивлена, насколько проблемы и задачи данного школьного предмета совпадают с проблемами, рассматриваемыми в ТРИЗ, насколько эффективно они могли бы решаться при помощи ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – одна из эффективных технологий творчества. ТРИЗ – новая отрасль знания, быстро формирующаяся в отдельную науку. Со времени своего возникновения теория доказала практическую значимость не только в области техники, но и в других областях человеческой деятельности. ТРИЗ сегодня – это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений: ТРИЗ – РТВ – ТРТЛ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
РТВ – развитие творческого воображения – учит применять ТРИЗ на нетехнических примерах, бороться с психологической инертностью, расшатывать стереотипы и т.д.
ТРТЛ – теория развития творческой личности – направлена на формирование в человеке творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешное приближение к ней.
ТРИЗ можно использовать на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно-обоснованную модель мира в сознании ребенка. На занятии создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение
одного ребенка активизирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие.
ТРИЗ открывает возможности для развития детей талантливых, одаренных, опережающих в развитии своих сверстников. Раннее знакомство с элементами ТРИЗ помогает подготовить детей к дальнейшему изучению ТРИЗ, а значит к дальнейшему развитию творческой личности.
Глава 1
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школьный предмет История Санкт-Петербурга начал складываться в начале 1990-х годов. За прошедшее время накоплен определенный опыт по краеведческому образованию в школах на уроках и на внеурочных занятия, в учреждениях дополнительного образования, в музеях для разных возрастных групп, появились программы и методики преподавания разных авторов, учебные пособия и вспомогательные материалы, помогающие ученикам и преподавателям. Авторы всех программ, как правило, разделяют их на 3-4 курса или раздела: для младшего школьного возраста – 1 курс, для среднего возраста – 2 (или 2 и 3) курс и для старшего возраста – 3(4) курс.
В рамках данной работы рассмотрим младший школьный возраст.
На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие программы:
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга: начальный курс «Чудесный город».
2. Махинько Л.Н. История и культура Санкт- Петербурга: 1 курс – «Я- петербуржец».
3. Панфилова Л.Г. Начальный курс краеведения: «Путешествие в далекое прошлое нашего края».
4. Дмитриева Е. В. Санкт- Петербург. Курс истории города для начальной и средней школы.
Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: Для чего необходимо изучать свой край? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения?
Для чего необходимо изучать свой край? В целом существующие программы отмечают, что это необходимо для того, чтобы петербуржец:
- понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира;
- воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия;
- осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
- интересовался жизнью края, умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, т.е. ориентировался в городе, крае;
- активно использовал культурный потенциал Санкт-Петербурга и области (востребовал его): посещал выставки, музеи, театры.
Как видим, целью краеведческих курсов авторы программ считают не набор сведений и знаний о городе и крае, а «развитие личности на основе восприятия единства этой личности с окружающей средой». «Развитие личности» подразумевает развитие духовного кругозора, развитие способности к художественно-образному восприятию мира, способностей к ассоциативному мышлению в лучших философских традициях русской мысли, способности к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию.
Накопленный опыт работы позволяет авторам существующих программ отметить, что всестороннее изучение края и города:
- развивает наблюдательность, мышление, научную любознательность;
- повышает интеллект и культурный уровень личности;
- расширяет кругозор, эрудицию;
- приобщает к творческой деятельности;
- формирует психологическую подготовку к жизни и труду;
- обогащает нравственное совершенство каждого человека;
- воспитывает любовь к родному краю, а через него – к Родине.
Давно замечено, что гуманитарное знание является часто моделью творческого процесса для людей разных специальностей.
Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Несмотря на разные варианты включения курсов в учебный процесс, подбора фактологического материала и логику его изучения, упомянутые авторы согласны в том, что изучение краеведческого материала в младших классах должно предполагать только первоначальные сведения о городе и его особенностях, как сферы обитания. «Система краеведческого образования подразумевает процесс обучения и воспитания учащихся, направленный на познание ближайшего для ребенка окружения (мира города, области: их природы, социума, культурного наследия) с целью осознания его ценности», - подчеркивает Л.К. Ермолаева. В то же время важно, чтобы краеведение носило системный характер и не было представлено набором различных разрозненных сведений, сообщаемых на уроках и мероприятиях внеклассного порядка, не связанных между собой, не имеющих объединяющей научно – и педагогически обоснованной цели.
И, наконец, самый трудный и, поэтому, важный вопрос: Каким образом надо организовать процесс обучения?
Не секрет, что ведущая роль в младшей школе отводится учителю. На основе программы учебного пособия, состава учеников класса или группы и местных возможностей он намечает объекты исследования, нацеливает учащихся на их изучение, выбирает виды и методы работы, постоянно руководит работой. Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию своего края и города и краеведческой деятельности. Научить школьников видеть и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; иметь суждения о сущности, причинах, следствиях местных явлений; пользоваться различными источниками информации и научно- вспомогательными материалами (определители, энциклопедии, словари, указатели и т.д.). Эти качества умственной деятельности будут полезны для каждого человека всю жизнь, независимо от того, где он будет жить и работать.
Понятно, что выполнение поставленных перед учителем задач требует наряду с традиционными применять и современные новые методы обучения. Поэтому авторы всех рассматриваемых программ рекомендуют использование методов, приемов и технологий развивающего обучения.
Хочется отметить разнообразные формы работы и их комбинации, которые подробно рассматривает в своих методических рекомендациях Л.Г. Панфилова.
Индивидуальная форма работы позволяет ученику осваивать материал в удобном для него темпе.
Парная форма работы (пары постоянного состава, когда партнеры не меняются в процессе выполнения одного задания) позволяет усваивать материал в диалоге.
Коллективная организационная форма (работа в парах сменного состава, когда происходит смена партнеров по мере выполнения задания) помогает усвоению постоянно меняющейся информации.
Групповая организационная форма (работа в малых группах, для которых характерно, когда один говорит, а все слушают) позволяет активизировать произвольную память и тренирует умение слушать.
Перечисленные формы работы в процессе обучения могут интегрировать, и тогда, например, в малой группе может быть организована и индивидуальная работа, и коллективная работа (в сменных парах).
Автор уверена, что предлагаемые формы работы способствуют дифференциации информации и активизируют психические процессы, необходимые для её усвоения.
Подбор методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников, разнообразных логических и эмоциональных заданий в каждой рекомендуемой программе Истории Санкт-Петербурга позволяет погрузить ученика в историческую проблему, создать условия для кропотливой, но интересной работы, в результате которой ученик приобретает знания без особого напряжения и не теряет интерес к предмету.
Однако, как уже указывалось, новое образование ориентируется на стимулирование внутренних мотивов, на собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного. Приоритет отдается не усвоению знаний, а усвоению способов деятельности и опыта мышления.
Здесь педагогу может помочь новая отрасль знания, быстро формирующая в отдельную науку – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ рождалась, как наука, предназначенная для решения конкретных технических задач. Но, не менее важной оказалась другая функция ТРИЗ: обеспечение такой технологией мышления, которую в старых терминах мы называем талантом. Сегодня накопился опыт работ многих школ ТРИЗ и можно с уверенностью сказать: каждый способен и должен «по науке» (по ТРИЗ) решать задачи, которые принято называть творческими.
Возможности применения ТРИЗ в образовательных школах изучаются уже много лет. На сегодняшний день практика серьезного применения ТРИЗ отрицает термин «ТРИЗ-педагогика». Скорее можно говорить о более умеренном термине «Педагогика + элементы ТРИЗ». Как показали эксперименты, можно с большой эффективностью использовать элементы ТРИЗ в учебном процессе, но выборочно.
Не нужно стремиться ввести отдельный предмет ТРИЗ, ТРИЗ должен войти в состав школьных программ. ТРИЗ помогает сосредоточить внимание педагогов на развитии системности мышления учащихся, их воображения, способности к ассоциированию и установлению аналогий, на ознакомлении с тризовскими методами решения задач. Ученик, прошедший такую подготовку, встретившись в будущем с ТРИЗ, воспримет его более свободно и будет использовать, если этот инструмент соответствует его творческому выбору.
Как организовать обучение, направленное на развитие творческих способностей?
Принципы обучения, сформулированные в педагогике, не противоречат нашей цели развития творческих способностей. Основные принципы, на которые следует обратить внимание, следующие:
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
- принцип единства и оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Анализ действующих программ Истории Санкт-Петербурга для младших школьников показал, что все эти принципы лежат в основе преподавания данного предмета.
Для детского возраста характерна высокая эмоциональная подвижность, являющаяся необходимым условием протекания всякого творческого процесса. Дети 6 – 10 лет очень восприимчивы к игровым видам учебной деятельности. Они с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом. Игра позволяет удовлетворять присущую ребенку любознательность, вовлекать его в активное усвоение окружающего мира, помогает ему овладевать способами познания связей между предметами и явлениями. В то же время, в силу возрастных особенностей, дети такого возраста еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для проявления ответственности, длительного волевого усилия, для осознания необходимости. Они быстро устают, особенно от однообразной или длительной умственной деятельности. Для них характерной является импульсная активность. Опытные преподаватели ТРИЗ советуют педагогу при организации работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста:
- как можно больше игровых моментов, поскольку ведущий период деятельности в данный период – игра;
- как можно меньше письменных заданий;
- как можно больше наглядных материалов;
- организация заданий по рисованию, лепке, тематические выставки;
- организация ситуаций успеха, поощрения;
- не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.
Эти принципы работы хорошо совпадают с конечными целями и задачами, которые ставят в своей работе авторы программ истории города. Они могут быть реализованы (И РЕАЛИЗУЮТСЯ!) на занятиях Истории С-Пб.
Практика работы с детьми младшего школьного возраста по освоению элементов ТРИЗ показала, что «задачный путь» (изобретательские задачи) тут не годиться. Либо задачи надо строить на материале сказочных сюжетов. Упражнения же по развитию воображения, а также системности мышления (например, построение системного оператора) оказались вполне доступными.
В данной работе рассмотрим некоторые виды творческих заданий с элементами ТРИЗ по разным темам перечисленных выше программ по истории Санкт-Петербурга. Часть заданий взята у авторов программ, но систематизирована в соответствии с технологиями ТРИЗ.
Глава 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Попробуем совместить различные виды заданий и творческих работ, способствующих усвоению знаний учащимися с элементами ТРИЗ. Можно ожидать, что это приведет к наиболее эффективному усвоению знаний и развитию мышления учащихся.
Темы занятий | Элементы ТРИЗ | Задания |
Река Нева. | Пространственное воображение. Методы системного мышления: классификация и обобщение. | Игра «Определи водоемы». Игра «Найди сходство и различие». Ребусы. Кроссворд. Загадки. |
В глубокой древности. | Метод СМ по контуру. Метод СМ и импровизация. Вербальное задание. Прием «Творческая ошибка». Методы системного мышления: классификация и обобщение. | Игра «Дорисуй». Игра «Собери пословицу». Игра «Найди лишнее». Задание «Найди ошибки». Ребусы. Загадки. Кроссворд – загадка. |
Наши предки. | Пространственное воображение. Методы системного мышления: классификация и обобщение.
| Игра «Лото (растения)». Игра «Одень девушку». Задание «Растения». Ребусы. Кроссворды. Загадки. |
Первый город нашего края. | Метод СМ и импровизация. Прием ассоциаций: «Цепочка». Методы системного мышления: классификация и обобщение. | Игра «Собери пословицу». Игра «Подбери слова». Игра «Найди лишнее слово». Ребусы. Кроссворд. Загадки. |
Господин Великий Новгород. | Прием ассоциаций: «Паутинка». Методы СМ и фантазирования.
Логические задания. Методы СМ. | Задание «Купец Садко». Задание «Торг»: кроссворд по картинкам, рассказ. Задание «Волшебный квадрат». Задачка-шутка. Кроссворд. Загадки. |
Князь Александр. | Метод СМ и импровизация. Метод ассоциаций через образ. Метод СМ: классиф. и обобщ. Метод ассоциаций. | Задание «Подбери пословицы» Задание «Расскажи по картинкам». Игра «Снаряди князя к бою». Задание «Александр». |
Рождение города. | Прием фантазирования: «Волшебник Преобразования времени» Метод мозгового штурма. Игра «Да – Нет». Метод мозгового штурма. Игра «Хорошо – плохо». Вербальные задачи. Методы СМ. | Сказка «Путешествие Петра 1 в наше время». Открытая задача: «Замостить город». Задача «Каменные дома». Открытая задача: «Заселить В.О.» Тема: «Место рождения». Задание: «Шифровка». Анаграммы. Ребусы. Загадки. Кроссворд. |
Петропавловская крепость (ППК). | Прием «Объединение-дробление». Логический анализ. Методы СМ: 4 элемента, кляксография. Ментальная карта. Вербальные задачи. Методы СМ. | Задание «Найди потерянные части». Игра с карточками. Задание: «Дорисуй». Задание: «Прогулка по ППК». Анаграмма. Шифровка. Ребусы. Загадки. Кроссворд. |
Стрелка Васильевского острова | Бином фантазии и Волшебник «Оживления-окаменения». Ментальная карта. Морфологический ящик. Вербальная задача. Методы системного мышления: классификация и обобщение. Символическая аналогия. | Задание: «Петербургская сказка». Задание: «Ёлочка». Задание: «Петербургская сказка». Анаграммы. Задания: «Третий лишний», «Найди пару», «Опиши», «Узнай». Ребусы. Кроссворд. Петербургские загадки. |
Реки и каналы. Мосты. | Прием фантазирования: Волшебник Оживления-окаменения. Символическая аналогия. Прием фантазирования: Волшебник Дробления-объединения. Ментальная карта. Методы системного мышления: классификация и обобщение. | Задание: «Петербургская сказка». Петербургские загадки. Задание: «Петербургская сказка». Задание: «Рукава Невы». Игра «Третий лишний». Ребусы. Кроссворды. |
Памятники. | Метод системного анализа: системный оператор. Приемы фантазирования: Волшебник Дробления-объединения, Волшебник Оживления-окаменения. Морфологический ящик. Методы СМ: 4 элемента, кляксография. | Задание: «Опиши памятник» Задание: «Петербургская сказка. Ши-цза, сфинксы, грифоны». «Петербургская сказка». Задание: «Дорисуй памятник»
|
Развитию системного мышления (СМ) способствуют:
1. Рисунок.
2. Вербальные методы.
3. Деятельность.
4. Игра.
Вербальные методы:
- образ крылатого выражения;
- исключи лишнее слово;
- словесные тесты;
- восстанови надпись;
- кроссворды, кроссворд - наоборот;
- ребусы и т. д.
Цели применения вербальных методов:
1. Развить творческое воображение.
2. Увеличить словарный запас.
3. Преодолевать психологическую инерцию.
Что дает использование загадок в учебном процессе?
На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления.
В процессе работы с загадками появляется возможность ознакомить детей со свойствами объектов, их функциями, особенностями протекания различных процессов и явлений, а также развивать способности ребенка к установлению аналогий. Мнение А.А. Нестеренко, что самостоятельное составление загадок – это творчество, доступное даже для дошкольников.
С точки зрения ТРИЗ существуют различные типы загадок:
- загадки на нахождение объекта по его свойствам (или свойствам частей);
- загадки на нахождение объекта по его функциям;
- загадки на описание свойств и функций не объекта, а его надсистемы;
- загадки на описание различных временных состояний объектов;
- загадки-аналоги (похожие свойства других объектов);
- загадки-метафоры (символическая аналогия);
- комбинированные загадки.
Существует алгоритм составления загадок:
1. Выделяется признак (какой?) и делается подборка объектов у которых этот признак выражен ярко. Например, ЛУНА:
- Желтая, как банан, репа, витаминка и т.д.
- Круглая, как мяч, арбуз и т.д.
2. У объекта выделяется функция.
3. У объекта выделяются части: «С экраном, но не телевизор, с мышкой, но не «Репка», с клавишами, но не печатная машинка? (Компьютер)».
Что дает использование сказок?
Сказка – составной элемент культуры любого общества. На сказку ложится важная функция передачи информации от поколения к поколению. Язык сказки близок и понятен ребенку. Это язык детства, язык бабушки, язык добра.
Использование сказок (метафорический подход) помогает решению следующих задач:
- Передача необходимой для запоминания информации. Психологические исследования показывают, что наиболее прочной является эмоциональная память.
- Мотивация учебной деятельности. Вызывают больший интерес (например, математические сказки).
- Вариант решения проблем. Чтобы ребенок САМ находил решение важных проблем.
- Формирование самосознания (эмоциональной или нравственной сферы).
- Регуляция межличностных отношений.
Как один из вариантов задания, детям зачитывается начало истории и предлагается досочинить её.
Что даёт метод мозгового штурма?
Проведение любых занятий с детьми в форме обсуждения: педагог ставит вопрос, выслушивает варианты ответов, подводит итог, как уточнение и систематизация обсуждаемой информации.
- Организация специальных занятий как обсуждение вариантов решения какой-либо задачи, возможно даже бытовой направленности.
- Формировать чувствительность к противоречиям.
- Учить детей выслушивать ответы других детей.
- Демонстрировать перед детьми приемы работы с изобретательскими задачами: проблема – формулировка задачи – выделение объекта, к которому предъявляется претензия – формулировка физического противоречия – приемы разрешения противоречий – фиксация вариантов решения задач.
- Предлагать детям выбрать лучшее решения, продолжить обсуждение.
Что дает использование ментальной карты и морфоящика?
Использование ментальной карты и морфологического ящика направлено на развитие памяти, мышления и творчества:
- структурирует объем знаний;
- учит выделять ключевые слова, составлять логические цепочки;
- поддерживает интерес к учебному процессу и предмету;
- помогает ребенку быстро и легко разобраться в новом материале;
- поддерживает желание ребенка учиться; направляет на поиск новых идей.
Что дает использование методов «Бином фантазии» и «Звуковая клякса»?
Использование методов «Бином фантазии» и «Звуковая клякса» направлено на снятие психологической инерции и активизации творческих способностей детей:
- расширяет кругозор;
- дает толчок к поиску новых идей;
- развивает фантазию и творчество ребенка;
- поддерживает тесную взаимосвязь с другими учебными
предметами.
Некоторые задания можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ. Часть заданий взята у авторов программ, но систематизирована в соответствии с технологиями ТРИЗ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Петербургская сказка.
Придумай свою петербургскую сказку, используя метод БИНОМА ФАНТАЗИИ и приемы фантазирования: оживление, окаменение, путешествие во времени и т.д.
Пусть в нашей сказке будет два героя: Нева и Стрелка.
Шуметь | Прыгать | Бежать | Любить | Ласкать | Кусать | Ругать |
ДВЕ ПОДРУЖКИ.
Нева очень любит Стрелку. Она ласкает ее своими волнами и приговаривает: «Какая же ты красавица!». Попробуйте составить рассказ о том, за что и как хвалит Нева ансамбль Стрелки.
Нева очень любит Стрелку. Она ласкает ее своими волнами и как будто обнимает с двух сторон. Однажды мне удалось подслушать их разговор.
«Какие удивительные корабли качались на моих волнах», - рассказывала Нева. «У них были большие паруса и красивые ростры. Приходили они из разных далеких стран». «Они ко мне приходили, - отвечала Стрелка. – 150 лет у моего причала был порт. Купцы привозили сюда разные товары. Шли купцы в моё главное здание – Биржу. Там договаривались о продажах. Разгружали товары в особые склады – пакгаузы». «Знаю, знаю, - заплескалась Нева. – Встречал гостей сам бог морей Нептун. Управляет он и реками: Невой и Волховом, Волгой и Днепром. Вон, вижу, восседают они у колонн». Услышали Ростральные колонны, что про них говорят, и расхвастались: «Мы служим маяками для кораблей, фонарями для города и украшением для Стрелки. У нас и ростры есть, и якоря. Чем мы хуже старинных кораблей. А самое главное, мы – памятники в честь Российского флота и всех его побед. Создал нас тот же архитектор, что и Биржу-Тома де Томон». «Какая же ты красавица!», - прошептала Нева Стрелке…
Долго они еще разговаривали, но я не мог больше слушать, домой топился. С тех пор я часто гуляю по Стрелке.
Балакирев Антон, 3Б класс, гимназия 166
- Предлагаем игру «Третий лишний».
Два слова связаны между собой, а третье – лишнее. Найдите лишние слова, объясните, чем и как связана оставшаяся пара. Придумай ребус для одного из этих слов:
2.1 Санкт-Петербург – Нева – Москва
мост - решетка – парапет
канал – река – остров
герб – символ – Литейный мост
протока – приток - канал
2.2 Растрелли – Зимний дворец – Эрмитаж
пилястры – колонны – Зимний дворец
царь – Эрмитаж – Зимний дворец
2.3 штаб – училище – скульптура
колонна – скульптура – барельеф
И. Теребенев – А.Захаров – К. Оснер
2.4. Нева – Днепр – Волхов
Стрелка – остров – причал
сквер – колонна – бульвар
Ростральные колонны – Нева – символ
Адмиралтейство – Биржа – Петропавловская крепость
- Разгадайте анаграммы и подчеркните лишнее слово.
ЖРИБА ГУПКАЗА ТЛАРЕСК
ЦОДЕВР СЫТРОР ОТПР
- Помогите разобраться, какие ошибки допущены.
Составьте правильные пары, соединив их стрелками.
4.1
Стрелка --- место, где заключали торговые сделки.
Ансамбль --- мыс, который делит реку на два рукава.
Биржа --- единое целое.
4.2
скульптура --- выпуклое изображение на стене;
аллегория --- символ власти;
трезубец --- иносказание;
барельеф --- изображение, высеченное из
камня, которое можно обойти.
- Опиши здание.
Подчеркни слова, которые соответствуют внешнему облику
здания Биржи:
торжественное, величественное, изящное, строгое, нарядное, пышное, причудливое, тяжеловесное, большое, хрупкое, легкое, маленькое, высокое, угрюмое, светлое…
Если можешь, предложи свои слова для описания Биржи, отвечающие на вопрос «Какое здание?»
______________________________________________
- Подумай, разгадай способ шифровки, и ты прочтёшь название на медали, выбитой в честь события, которое вошло в историю Российского государства.
Х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | А | Б | В | Е | М |
7 | Н | О | Т | Ы |
7 | 24 | 12 | 28 | 18 | 6 | 24 | 30 | 14 | 24 |
12 | 28 | 18 | 6 | 24 | 21 |
- Присмотрись внимательно к тексту и найди способ прочесть пословицу. Запиши ее и объясни смысл народной мудрости.
NЛZIЮRДW
J LИGANHUEQ
CVTRFEHSLЫ
DCYOQЗZДUFL
AWNЮSTJFGI
RГYOZPLOFДIА
ВАПБЬТ
- Метод системного анализа: системный оператор
Памятка по характеристике памятника.
1. ЧТО? | ||
2. ГДЕ? | 3. КТО? | 4. КОГДА? |
5.КАКОГО ЦВЕТА? | 6.КАКОГО РАЗМЕРА? | 7. КАК УКРАШЕНО? |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9. Узнай назначение здания.
В Петербурге решили поселиться сказочные герои. Выбери им подходящий дом. Сначала вспомни, для чего дом строился. Укажи стрелочкой, в какой дом поселишь сказочного героя.
Оловянный солдатик Адмиралтейство
Капитан Врунгель Стрелка Васильевского острова
Снежная королева Исаакиевский собор
Поп – толоконный лоб Петропавловская крепость
Садко Зимний дворец
10. Узнай достопримечательность по словесному описанию.
Прочитай текст и ответь на вопросы, о каком здании идет речь, кто его построил?
«Здание это стоит в центре Петербурга на левом берегу Невы.
Величественное, торжественное, желто-белое, с высокой башней, оно было построено по проекту архитектора… Золотой шпиль, заканчивающийся корабликом, виден издалека. Когда-то здесь строили корабли, а теперь учатся будущие командиры кораблей».
1.
2.
Подчеркни в рассказе те слова, которые подсказали тебе ответ.
Нарисуй эту достопримечательность.
11. Назови одним словом.
1. Предмет, выставленный для обозрения в музее или на
выставке - ________
2. Высокая и тонкая часть здания, напоминающая иглу –
__________________
3. Здания и сооружения, находящиеся в одном месте и
связанные, согласованные друг с другом, образующие единое целое - ______________________________
12. У какого исторического персонажа:
- первую жену звали Евдокия, вторую – Екатерина;
- дочерей звали Анна и Елизавета;
- сестру звали Софья?
Ответ: фамилия __________ имя ________ отчество __________
Какой исторический персонаж:
- умер на набережной Мойки;
- учился в Царском селе;
- его отца звали Сергей Львович?
Ответ: фамилия __________ имя ________ отчество __________
13. По каким признакам можно определить, что это за памятник архитектуры?
Цифрами обозначь, по каким признакам узнаёте:
Адмиралтейство Исаакиевский Казанский
собор собор
_______________ _______________ ______________
1. Колонны гранитные
2. Колонны из известняка
3. Колонны белые, отштукатуренные
4. Купол
5. Шпиль
6. Аллегорические скульптуры: 4 стихии, 4 времени года, 4 ветра и др.
7. Скульптуры святых и апостолов
8. Треугольный фронтон с каждой стороны портиков
9. Полукруглая колоннада перед зданием
10. Фонтан перед зданием
14. Что это за здание:
- на его шпиле – флюгер;
- его построил Трезини;
- в нем похоронена Екатерина II?
_______________________________
15. Разгадай «петербургские загадки». (Использованы отрывки из стихотворений Ефима Ефимовского)
Укажи что это, где находится и кто автор. Найди на карте.
1. Пришел из русской сказки к нам
Затейливый, узорный храм.
Встал у канала, яркий, броский,
Похожий на собор московский.
_______________________________
2. Санкт-Петербургу 200 лет
Подарок – мост! Какой? Секрет!
Мост к Петропавловке ведет.
Кто знает, тот и назовет.
________________________________
3. Над ней летит коней шестёрка грозная.
А рядом – Зимний, площади разлив…
Вплела узор свой арка в небо звездное,
Полудугой дома соединив.
_________________________________
4. Колонна из гранита – один сплошной гранит!
Не вкопана, не врыта, сама себе стоит.
На площади колонна стоит уже века –
Красива, многотонна, огромна, высока.
__________________________________
5. По Фонтанке мы гуляли,
Мост красивый увидали,
Любовались мы конями...
Что за мост, скажите сами.
__________________________________
16. Восстанови отрывок из стихотворения. Назови автора.
«Люблю тебя _________ творенье,
Люблю твой строгий _____________ вид,
Невы ____________ теченье,
Береговой её _____________ .
Твоих оград __________ чугунный,
Твоих задумчивых ________
Прозрачный ______________...»
Автор _________________________
17. Добавьте нужное слово:
Медный _____________
Смольный ____________
Заячий _______________
Синий ______________
Марсово ______________
Ладожское ______________
Пискаревское ____________
Александро-Невская ______
18. Разгадайте петербургские загадки.
Укажите что это, где находится и кто автор. Найдите на карте.
1. «Это дом не просто дом,
Дом другой запрятан в нем…»
___________________________________
2. Он, сотворив гиганта, спокойно держит его в руке.
____________________________________
3. Горбатый зверь пустыню прошагал, в саду улегся и лежал.
_____________________________________
4. Они из морской пучины всплыли, герб на мосту держать
решили.
______________________________________
5. «Царю» обидно: много лет его окружает парапет, на причал его поставили, шар держать заставили.
_______________________________________
6. Плывет кораблик без воды, дома внизу ему видны.
________________________________________
7. Розы золотые поставлены в корзины: не страшен им ни
ветер, ни мороз, всегда прекрасен вид у роз.
_________________________________________
8. Увидеть ветер нелегко, но это чудо нам дано.
__________________________________________
9. На мысу собрались воедино иноземные слова, иностранные суда.__________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На уроках «История и культура Санкт-Петербурга» активно применяются элементы ТРИЗа. Задания, упражнения, творческие работы позволяют решать основные задачи курса: развивают логическое мышление, формируют управляемое воображение, помогают в решении творческих и изобретательских задач. Это способствует личностно-ориентированному подходу к учащемуся, саморазвитию личности.
Во время занятий учащиеся проявили свои творческие способности, наблюдательность, гибкость ума, способность думать, сопоставлять, стремление к новому. Частые совместные поиски решений в группах, работа в парах и в командах сдружили детей, иногда по-новому «раскрыли» их для своих одноклассников. Это помогает социализации детей, повышает их самооценку.
Как показал опыт, интерес к предмету «История и культура Санкт-Петербурга» высок у детей разного младшего возраста, независимо от года обучения и программы, по которой проводится обучение. Это отражается и в анкетах, которые давались учащимся классными руководителями. На вопрос: «Какое школьное расписание вы бы себе составили?», все учащиеся выбирают предмет История города. Многие включают его в свое ежедневное расписание, а один мальчик написал: «Шесть уроков краеведения каждый день!». Свои благодарности мне, как преподавателю, дети пишут в виде стихов. Не это ли лучший итог работы!
По опросам, такой интерес вызван и необычным «жизненным» материалом данного предмета, и интересными, разнообразными заданиями, увлекающими детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтов Г.С. «И тут появился изобретатель». Задачи на смекалку и сообразительность. М., Дет. литература, 1984г.
2. Альтшуллер Г.С. «Творчество, как точная наука». М., Советское радио, 1979г.
3. Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей». Новосибирск, изд-во НГПИ, 1992г.
4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М., Вита-Пресс, 1999г.
5. Гин А.А. «Задачки-сказки от кота Потряскина». Для детей младшего школьного возраста. М., Изд-во Вита, 2002г.
6. Гин С.И. «Мир логики». Методическое пособие для учителей начальных классов. М., 2001г.
7. Гин С.И. «Мир фантазии». Методическое пособие для учителей начальных классов. М., 2002г.
8. Гин С.И. «Мир человека». Методическое пособие для учителей начальных классов. М., 2003г.
9. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума». Задания городских олимпиад по ТРИЗ., С-Пб.,2003г.
10.Иванов Г.И. «Формула творчества или как научиться изобретать». М., Просвещение, 1994г.
11.Иванов Г.И. «И начинайте изобретать!». Иркутск, 1997г.
12.Международная ассоциация ТРИЗ «Восьмой конкурс международной ассоциации ТРИЗ по решению творческих задач для школьников, студентов и преподавателей «ТРИЗ-2007». Сборник методических материалов. С-Пб., 2007г.
13.Нестеренко А.А. «Страна загадок». Ростов-на-Дону, изд. Рост. унив-та, 1995г.
14. «Педагогика + ТРИЗ». Сборник статей. Вып. 1-6. Гомель: ИПП СОЖ, 1996-2001г.
15.Тамбег Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка». С-Пб., Речь, 2002г.
16.Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка». С-Пб., Речь,2002г.
17.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития» «Академия К*», 1998г.
18.Толмачев А.А. «Диагноз: ТРИЗ». С-Пб, 2004г.
19. Чернихович Е. «Винни-Пух решает вслух». Картотека сказочных задач. Гомель, ИПП «СОЖ», 1995г.
20.Шрагина Л.И. «Логика воображения». Учебное пособие. М., 2001г.
21.Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. «Колобок и все-все-все» часть 1 и «Новые похождения колобка или наука думать для больших и маленьких» часть 2. М., Генезис, 2002г.
22. Шустерман М.Н. «Фантастика и реальность». Вып. 1-4. М., 1996-1999
Литература по программам истории и культуры
Санкт-Петербурга.
1. Абакумова Н.Е., Гаврилова Н.Г., Григорьева Н.Л., Маврина О.Ю. «Угадай-ка. Главная площадь. Главная улица». Тетрадь петербургского школьника. С-Пб., Химиздат, 2001г.
2. Богуславский Г.А., Ермолаева Л.К., Лурье Л.Я., Ротарь Л.С. «Юные за возрождение Петербурга» Программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» С-Пб,1992г.
3. Векслер А.Ф. Тетрадь по истории города «Ты и твой город». С-Пб., «Литос», 1994г.
4. Гаврилова Н.Г. «Угадай-ка». Рабочая тетрадь по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга (для петербургских школьников). Издание 2-е. С-Пб, Триада, 1997г.
5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город». Петербургская тетрадь, части 1,2. С-Пб., 2006г.
6. Ефимовский Е.С. «Петербург в загадках». С-Пб, «Норинт», 2004г.
7. Завьялова Н.В., Иванова Ж.И., Сокольницкая Т.Н. и др. «Упражнения по русскому языку и развитию речи» (для петербургских школьников). Петербургская тетрадь. Издание 2-е. С-Пб., Триада, 1997г.
8. Комитет по образованию С-Пб. «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга» - программы учебных курсов. Центр педагогической информации, С-Пб, 1996г.
9. Махинько Л.Н. «История и культура Санкт-Петербурга». Программа для начальной и средней школы. С-Пб., 1996г.
10. Махинько Л.Н. «Я-Петербуржец» Части 1-3. Пособие для учащихся начальных классов. С-Пб, «Питер Пресс», 2006г.
11. Панфилова Л.Г. Методические рекомендации к учебному пособию по краеведению для младших школьников «Путешествие в далекое прошлое нашего края». Часть 1. С-Пб., 1998г.
12. Панфилова Л.Г. «Путешествие в далекое прошлое нашего края». Краеведческое пособие для младших школьников. С-Пб., «Диамант», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс. Тема: «Летний сад.»
Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс.Провела Грачева И.Ю.Тема: «Летний сад.» Цели:1.Познакомить учащихся со значением озеленения города.2.Расширить знания учащихся о дос...
Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс. Тема: «Летний сад.»
Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга. 4 класс.Провела Грачева И.Ю.Тема: «Летний сад.» Цели:1.Познакомить учащихся со значением озеленения города.2.Расширить знания учащихся о дос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"
Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Конспект занятия по истории Санкт-Петербурга "Путешествие по площадям: Дворцовая, Сенатская, Биржевая, Искусств"
Занятие на закрепление изученного построено в форме викторины с применением активного метода обучения "турне"....
Внеурочное занятие по истории Санкт-Петербурга: игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (2 класс)
Внеурочное занятие по истории Санкт-ПетербургаКласс: 2 Тип занятия: занятие-играЦель занятия: расширить знания о родном городе...
- Мне нравится (1)