"Технология обучения в сотрудничестве при реализации ФГОС НОО"
статья по теме

Пяткова Надежда Ивановна

В материале представлена актуальность и необходимость групповой работы на уроках в начальной школе, а также виды групповой работы, формы, критерии оценки, диагностика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология  обучения в сотрудничестве при реализации ФГОС НОО»

     Развитие  основ умения учиться (формирование УУД) определено (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную  на повышение качества образования.

     Одним из путей достижения поставленных целей в сфере образования можно назвать внедрение теоретических положений системно-деятельностной педагогики в инновационную образовательную деятельность.

     Концептуальной идеей построения системно-деятельностной педагогики явилась идея включенности ученика в активную познавательную деятельность, о которой говорилось еще со времен Сократа. Так, Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет играть на ней .

     В Концепции модернизации российского образования отражено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и  навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

     В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из      важных является коммуникативная компетентность.

     Как ее сформировать? Ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

      Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.                

         Концептуальная идея инновации заключается в том, что она наиболее полно реализует системно-деятельностный подход и соответствует эффективному внедрению ФГОС.

          Как и любая другая компетентность,  коммуникативная,  не может формироваться вне деятельности. С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества. Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка,  и повышения качества образования в целом.

Технология сотрудничества  является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как:

  • Проектное обучение (В.Х.Кильпатрик).
  •  Блочно - модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене).
  •  Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).
  •  Коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко)
  • Технология использования игровых методов(П.И. Пидкасистый).
  • Технология развития критического мышления (Дж.Стил)
  • Использование исследовательского метода в обучении

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.

     Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ ''Эксперимент'' (в частности, исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов (''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова'')

    Новизна опыта в целеполагании  - ранее известные формы организации учебной деятельности применяются для формирования УУД, позволяют  рационализировать  педагогическую деятельность.

   

    Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

     Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

       Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

         Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  • воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  • ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  • ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  • сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам
  • учёт результатов деятельности через систему заданий,  накопительную систему оценок, мониторинг и диагностику.

Формирование групп.

Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно  и удачно сформированы группы. Опыт подсказывает следующие варианты:

  • Группа по желанию
  • Случайная группа
  • Группа сформированная лидером
  • Группа, сформированная учителем
  • По теме работы
  • По уровню сложности

             Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с критериями  содержания ФГОС. К таким видам групповой работы относятся:

  1. Работа в парах.
  2. «Мозговой штурм»
  3. Игра «Продолжи»
  4. Охота за сокровищами.
  5. Снежный ком.
  6. Мозаичная группа (пазлы).
  7. Прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда»

Правила организации групповой работы

-вводя новую форму, давать образец сотрудничества;

-в ходе совместно работы разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия;

-очень внимательно отнестись к объединению детей в группы;

-закреплять единый состав не рекомендуется , т.к. дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами;

-оценивать только общую работу;

         Рекомендовано использовать этот опыт педагогам, которым предстоит внедрять новые образовательные стандарты и проектировать универсальные учебные действия. Область применения опыта широкая:  как  дошкольного возраста так и старшего школьного возраста (с изменением степени трудности заданий).

         Опыт экономичен, оптимален в затратах и подготовке. Для достижения определенного результата  больших затрат и подготовки не требуется. Практически каждый педагог владеет методикой организации групповой работы учащихся. Необходимо только организовать эту деятельность и для решения других задач, актуальных на сегодняшний день (в условиях перехода на новые образовательные стандарты).

   

Оценивание работы учащихся в парах и  группах.

Целесообразность оценивания работы в парах и группах

Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко.

Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет.

  • Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра.
  • Взаимооценка деятельности по критериям.
  • Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев.
  • Оценка и взаимооценка внутри группы при помощи таблицы критериев.
  • Взаимооценка чужих работ по критериям или образцу.

Сложности оценивания работы в парах и группах

Несомненно, основная сложность заключается в вопросе оценивания слабых учеников. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценке проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.

Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя. Я, например, стараюсь формировать группы с учётом слабых учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе можно давать более лёгкие, чтобы ориентация на успех оставалась. При взаимооценке не  нужно  ставить отметки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов.

 Прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.

Критерии для оценивания работы группы

(примерная табл. для учителя)

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

Критерии для оценивания выступления от группы

  1. Время.
  2. Правильность.
  3. Доступность изложения.
  4. Логика изложения.
  5. Речь.
  6. Эмоциональность.

В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критерии не только для работы в группах вообще, но и  на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.

Критерии самооценки учащихся

1.Самооценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки + или –.

2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его самоуправления и сотрудничества.

3. Сравни свои оценки и оценки твоего сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.

1. Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

2. Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

Самооценка

Взаимная оценка

Я всегда участвовал во всех мероприятиях группы.

Он  всегда участвовал во всех мероприятиях группы.

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.

Он  брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Он  внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я подавал группе конструктивные идеи.

Он  подавал группе конструктивные идеи.

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Он  выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.

Он  завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.

Другим членам группы не приходилось напоминать мне, чтобы остаться на занятия (встречи группы).

Другим членам группы не приходилось напоминать ему, чтобы остаться на занятия (встречи группы).

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если не был согласен с ними.

Он общался с членами группы с уважением, даже если не был согласен с ними.

Я пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы.

Он пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы.

Я поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами.

Он  поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами.

Приступая к задаче формирования коммуникативных УУД у школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять.

Урок по технологии «Обучение в сотрудничестве»

Шаг 1. 

Дети должны полностью осознавать поставленную задачу;

Шаг 2.

Объем материала

Шаг3.

Планирование самого урока

Шаг 4.

Элементы поощрения

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это одна из стратегических целей. Можно предложить 7 постепенных шагов в обучении этому умению:

- помочь осознать, зачем этот навык;

- помочь понять, из чего он состоит;

-организовать практику;

- убедиться, что каждый ученик получает информацию о правильности выполнения задания;

-стимулирование помощи друг другу;

-создание ситуаций для положительного результата.

Стимулировать практику до тех пор, пока дети не почувствуют потребность ее в постоянном применении.

Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. 

Назначение диагностических методик:

  • обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
  • выявить индивидуальные различия между детьми.

Для стартовых диагностик можно предложить методики Г.А. Цукерман «Рукавички», «Левая и правая сторона» «Узор под диктовку» (умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи).

 Для промежуточной диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  •  «отгадай, о ком говорим»
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  •  «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Для итоговой диагностики можно использовать следующие методики:

1. “Ковёр”

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

2.  «Дорога к дому»

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).

Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

4. «Кто прав» Г.А. Цукерман

Цель: учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение.

5.Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

В течение трёх лет мной ведется работа по отслеживанию диагностических результатов учебной деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД), уровень воспитанности (личностные УУД), проводится психолого – педагогическое наблюдение,  ведется коррекционная работа. Результаты диагностик УУД представлены в диаграммах.

Таким образом, анализируя результаты учащихся, можно сделать вывод,

что данный набор методик, диагностик подходит для мониторинга развития и формирования коммуникативных УУД.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя.

Применение технологии сотрудничества – организации групповой работы в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным, что значительно и эффективно повышает качество современного образования в рамках стандартов нового поколения.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ учитель начальных классов МАОУ СОШ №8 им.Ц.Л.Куникова город-курорт Геленджик Пяткова Надежда Ивановна

Слайд 2

Концептуальная идея – включенность ученика в активную познавательную деятельность. «Научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет играть на ней» Сократ.

Слайд 3

Из истории … Идея обучение в сотрудничестве ( cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в ; Разработка технологии обучения в малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании Дж. Дьюи ); В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов ( университет Джона Хопкинса – Р. Славин , университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона, и группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль).

Слайд 4

Технология сотрудничества является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как: * проектное обучение ( В.Х.Кильпатрик ) * блочно-модульное обучение (М.А. Чошанов , П.А. Юцявичене ) * коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) * технология развития критического мышления (Дж. Стил )

Слайд 5

Новизна опыта – в целеполагании. Ранее известные формы организации учебной деятельности применяются для формирования УУД, позволяют рационализировать педагогическую деятельность

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: совместность учебно-познавательной деятельности; взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; общая оценка работы группы.

Слайд 7

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Слайд 8

Формирование групп 1. Группа по желанию 2.Случайная группа 3. Группа, сформированная лидером 4. Группа, сформированная учителем 5.По теме работы 6.По уровню сложности

Слайд 9

Виды групповой работы 1.Работа в парах 2. «Мозговой штурм» 3. Игра «Продолжи» 4. «Охота за сокровищами 5. «Снежный ком» 6. Прием «Зигзаг»

Слайд 10

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве . «Обучение в команде» - STL (Student Team Learning) «Ажурная пила» - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном «Учимся вместе» - Learning Together - (университет штата Миннесота) «Исследовательская работа » учащихся в группах ( Шломо Шаран, Израиль)

Слайд 11

Целесообразность оценивания работы в группах и парах- н еобходимо определить, когда оценивание целесообразно, а когда нет.

Слайд 12

Критерии самооценки учащихся Самооценка моих навыков сотрудничества в группе Оценка другим членом группы моих навыков сотрудничества в группе самооценка Взаимная оценка Я всегда участвовал в мероприятиях группы Он всегда участвовал в мероприятиях группы Я подавал конструктивные идеи Он подавал конструктивные идеи

Слайд 13

С чего же начать ? 1. Планировка помещения 2. Психологическая подготовка учеников : * работать в группе с любым партнером ; *работать активно, серьезно относясь к порученному заданию ; *вежливо и доброжелательно общаться с партнерами ; *испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Слайд 14

3 . Разделение класса на группы . 4. Интеграция работы групп в обычную сетку урока самыми разными способами . 5. Помощь группам со стороны учителя. 6. Активное общение в группах и с учителем . 7. Задача учителя не «уличить» ученика в незнании или неумении, а «научить ». 8. Постепенно усложнять задачу, потихоньку подбираясь к интеграции с методом проектов.

Слайд 15

Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами!»

Слайд 16

Стартовая диагностика «Рукавички» «Левая и правая сторона» «Узор под диктовку»

Слайд 17

Итоговая диагностика «Ковер» «Дорога к дому» «Решение ситуаций» «Кто прав» «Секрет»

Слайд 18

Динамика развития коммуникативных УУД

Слайд 19

Динамика развития умения работать с дополнительными источниками информации итоговая 1 кл . старт. 2 кл . итог. 2 кл старт. 3 кл .

Слайд 20

Динамика развития познавательных УУД

Слайд 21

Портфолио как результат групповой работы

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"

Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...

Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, по­знавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...

Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.

Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...

Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...