О методах работы с одарёнными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы
статья на тему

Из опыта работы с одарёнными детьми, сопровождение ребёнка в развитии его способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.  Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.  И,  прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.  Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.  И именно высоко  одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

      Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:  ( 2 слайд)

  • выявление одаренных детей;  
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

      Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться в начальной школе и даже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. 

На уроках используются  следующие виды деятельности: (3 слайд)

  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • творческие и нестандартные задания.

На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. ( 4 слайд).   Например, на уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами, сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями. ( 5 слайд).  Пытаются войти в образ героев сказки или рассказа, инсценируют, передают жестами, мимикой основные черты литературного героя. ( Слайд 6, 7). И здесь очень важно  заметить актёрский талант ребёнка. На уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. Урок – исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи,  а детская тяга к «тайнам» превращает их в «исследователей». (Слайд 8)

  Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в особом внимании и руководстве.  Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.  

 Следует помнить также,  что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно  приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.  Одаренный  ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение,  усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка,  с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. Кроме того, одаренные дети относятся к группе риска.

     Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.  Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста.  И не известно,   окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах. Не всегда ребёнок, который учился на «отлично» в начальной школе, закончит обучение в средней школе аналогично. Ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

  Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

     Задача: найти такой психолого-педагогический метод, который бы обеспечивал:  

  • повышение "психологического иммунитета" одаренных детей в трудных ситуациях;  
  • комфортное состояние ученика в учебном процессе;
  • уверенность его в своих силах;
  • способность доказывать свою правоту учителю,  не боясь ошибиться или быть осмеянным.

      Одаренные дети,  демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей: талантливый человек талантлив во всем. Одаренными мы считаем таких детей и подростков, уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им добиться в будущем высоких профессиональных и творческих достижений. Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

       Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

 Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия  способности идти на компромисс.

Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

     Самая сильная потребность одарённых детей – накопление и усвоение знаний.

  • Первая проблема особо одаренных - развитие креативности.
  • Вторая проблема касается личностного развития особо одаренных детей. Это трудности общения со сверстниками.
  • Третья проблема профессионального самоопределения – специализации.

      В системе образования Российской Федерации появляются новые технологии обучения, инновации. Поэтому современный педагог сегодня должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, восприятию новшеств, творческому переосмыслению изменений содержания образования и применению их в педагогической деятельности.

  Возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных образовательных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного  образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий.      

  Большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские  дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Во внеурочное время  у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам.

На базе нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность проявить свои способности.

 В школе хорошо работают спортивные  кружки.  Большой  охват детей и много  призовых мест и побед в различных спортивных  соревнованиях,  в индивидуальных видах спорта и  в коллективных,  в частности,  в футболе, в теннисе.  Нам, можно сказать, повезло, что именно в нашей школе есть профессиональный тренер по футболу Плотников Виктор Михайлович. У детей, начиная  с первого класса, он ведёт внеурочную деятельность по футболу. Много работает индивидуально с детьми, которые показывают незаурядные способности в этом виде спорта, растит «спортивные таланты». Работает кружок прикладного искусства «Красочный мир», которым руководит увлечённый педагог Шибанова Татьяна Валерьевна. Внеурочная деятельность «Мир моих интересов» (Боровик Л.А., Моисеенко Г.М.) способствует развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста. Занятия в кружке «Теремок», которым руководит Плянтас Е.В., помогают выявить творческую одарённость в театральном искусстве.

     Имея  большой стаж работы в школе, мне посчастливилось  работать со многими одаренными детьми. Хочу подробнее остановится на интеллектуальной  и социальной одаренности некоторых детей. Девять лет назад ко мне в первый класс пришла Нагина Нина. Скоро я обнаружила в ней способности к изобразительному искусству. В первые дни мы много рисовали. Рисунки Нины отличались от рисунков детей первого класса. Во время динамических пауз, на школьной площадке, она часто удивляла меня тем, что в облаках видела фигуры животных. Но правильно выше было сказано, что одарённые дети – это, зачастую, дети риска. Нине было очень трудно налаживать контакт с одноклассниками. В пятом классе девочку родители  перевели на обучение в город Белогорск, в школу- гимназию №1. Ей также было нелегко освоиться в новом коллективе.        

      Нина закончила неполную среднюю школу. Учится успешно. При встрече рассказала о дальнейших планах: мечтает поступить через два года в АГМА. А как же увлечение художеством? Я наблюдала за её творчеством: она иногда выставляла свои работы разного жанра в интернете. Решила, что профессия врача более востребована, чем, например,  дизайнера.  Через два года у неё будет среднее образование по искусству.

 В настоящее время у меня в классе обучается Малхасян Ольга.   В первом  классе я также заметила способности девочки в изобразительном искусстве. Любимая  тема: рисование  лошадей,  сказочных  единорогов, принцесс. Когда Оля обучалась во втором классе, родители записали девочку в Гимназию искусств города Белогорска,  ИЗО-студия «Кисточка».

Она успешно участвует в конкурсах рисунков разных уровней. Заняла 1 место в районном конкурсе рисунков "Зеленая планета-2016";  Грамота за участие в региональном конкурсе рисунков «Живые сокровища Амура»; 3 место в районном конкурсе рисунков "Дом тигра на Амуре"; 1 место в общегородском конкурсе рисунков "Кино - волшебная страна" (г. Белогорск);  В 2016 году приняла участие в районном (областном) конкурсе «Красота Божьего мира» «Апостол Сибири и Дальнего Востока». Её рисунок  «Рождение Христа» в муниципальном этапе конкурса занял 1-е место и был отправлен на региональный этап конкурса.  В начале ноября комиссия под председательством епископа Лукиана отобрала 18 лучших художественных работ, созданных юными  амурчанами.  Эти работы отправились на заключительный этап международного состязания в Москву.

      Была организована выставка её работ в школе. (Слайд 9).  

    С увлечением занимались исследовательской работой учащиеся разных выпусков: Влад Ильин, Куранова Галина. Галя в 8 и 9 классе стала дипломантом и участницей областной конференции научно-исследовательских работ. Вот уже на протяжении семи лет занимается исследовательской работой Алексей Шибанов. (Слайд № 10). В первом и во втором классе работы по изучению домашних животных: собака лайка, затем – черепаха. А в третьем и четвёртом классах были авторские работы, связанные с творческим конструированием. Мальчику было интересно создавать новые действующие игрушки. Надо отдать должное родителям ребёнка: поддерживали интерес, помогали. В пятом классе научным руководителем Алексея стала Ганченко Л.Н., преподаватель английского языка. Провели интересную работу по изучению смысла надписей на футболках детей. Интерес к исследованию у мальчика не пропал.

      Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.      Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.  Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.  

      Таким образом, мы видим, что обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными  признаками одарённости.