ОДНА ИЗ ПРИЧИН АУТИЗМА У ДЕТЕЙ! КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ С РАС В ОБЫЧНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ?
статья по теме

Кочуганова Любовь Алексеевна

АУТИЗМ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ У НЕПРИВИТЫХ ДЕТЕЙ !!!

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе

не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам.

Но создание специальных условий^

ресурсный класс с методом АВА, адаптиро-ванная программа,

психолого-педагогическое сопровождение, помощь тьютора,

а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели

для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС

быть более успешным в освоении школьной программы,

способствует формированию коммуникативного поведения,

расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

АУТИЗМ  НЕ  РАЗВИВАЕТСЯ  У  НЕПРИВИТЫХ  ДЕТЕЙ !!!

Д-р Виера Шайбнер (Австралия) и Бронвин Ханкок (Австралия)

Аутизм

«Есть не только документированная связь аутизма с тривакциной, но и его связь с другими вакцинами, как, например, DPT(АКДС — А. К.) и поливакциной. Нам известен случай ребёнка, ставшего аутистом после прививки против гепатита А, и случаи аутизма после прививки против гепатита В».

«Важно понять, что ЛЮБАЯ вакцина — любого вида и даваемая как отдельно, так и комбинированно, — может нарушить равновесие организма и вызвать аутизм. Фактически, аутизм очень редко развивается у детей после иммунной проблемы, НЕ связанной с прививками (нам известны 2 таких случая), но аутизм НЕ развивается у непривитых детей. Заслуживает быть отмеченным то, что нам не известен НИ ОДИН случай аутизма без того, чтобы ему не предшествовал иммунная поломка».

«Посмотрим доводы относительно причинной связи.

К сожалению, вместо того, чтобы предпринять поиск и изучение литературы, раскрывающей механизмы того, как вакцины становятся причиной развития аутизма, покровители вакцин продолжают делать беспомощные заявления, отрицая существование этой связи. Они даже просто отрицают, что такая литература существует, вероятно, потому, что никогда её и не искали.

Вот пример: д-р Эрик Фомбон, из Института психиатрии в Лондоне, заявляющий в своём письме в Pediatrics (Pediatrics 2001; 107:411-413), что увеличение числа сообщений о случаях аутизма за последние 30 лет связано с использованием докторами расширенного толкования диагноза и лучших диагностических инструментов. Хотя доктора могут быть более информированы сегодня относительно аутизма, причина этой лучшей осведомленности в том, что они видят намного больше таких случаев. Аутизм — не просто ярлык. Детей-аутистов помещают в специальные школы или специальные группы при существующих школах, т.к. их потребности не могут быть удовлетворены в обычных классах. Специальные школы для детей-аутистов ныне переполнены и число их постоянно растет. Кроме того, прекрасно известно, что увеличивается число детей с нарушениями развития, нарушениями речи и трудностями в обучении, независимо от того, как вы называете их проблему. Эти факты должны положить конец любым дебатам по поводу изменения диагностических критериев.

Д-р Люк Цай, профессор психиатрии и педиатрии при медицинском центре Мичиганского университета (Энн Арбор) заявил, что если бы заболевание было вызвано вакциной, то "мы бы увидели сотни тысяч детей-аутистов. Но этого нет". Прекрасно. Если д-р Цай так долго изучал медицину и до сих пор не имеет представления относительно вариаций в чувствительности между несколькими индивидуумами (не говоря уже о других факторах, варьирующих от одной прививки к другой), то остается только изумляться, что же изучают в медицинских школах кроме фармакологии (т.е. того, какие токсичные варева влияют на какие усилия организма защитить или излечить себя). Кроме того, при нынешнем уровне заболеваемости аутизмом, СУЩЕСТВУЮТ, по меньшей мере, две или три сотни тысяч детей-аутистов в развивающихся странах! На какой планете он живет?

Защитники вакцин совершают иное политически мотивированное упущение в логике: они допускают, что случаются РЕАКЦИИ на все вакцины, но СОВПАДАЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ и СЛУЧАЙНЫЕ. К нашему ужасу, похоже, что многие из них действительно верят в этот нонсенс, оскорбляющий элементарный здравый смысл. Во-первых, потому, что слово "реакция" само по себе выражает непосредственную причинность. Во-вторых, установление ВРЕМЕННÓГО СОВПАДЕНИЯ является первым условием причинности. В-третьих, почему они просто не принимают во внимание тот факт, что реакции никогда не случаются ПЕРЕД прививками, а всегда ПОСЛЕ них? Такое "совпадение" по теории причинности — абсурд».

Прочитать статью полностью можно по адресу:

http://www.homeoint.org/kotok/vaccines/diseases/scheibner.htm

http://eroditelstvo.ucoz.ru/publ/zhizn_bez_privivok/autizm_i_privivki/autizm_i_privivki/109-1-0-265

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ С РАС

В ОБЫЧНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения яв-ляется понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.

     В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:

     - Во-первых, создание специальных условий для развития личности учащихся  с ОВЗ и их успешного обучения;

    - Во-вторых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

     - В-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми обра-зовательными потребностями. В связи с этим необходимо обеспечить пси-холого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения.

      Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необ-ходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.  

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра.

 Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними:

1.Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются;

2.Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении;

3.Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях;

4. Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.

5.Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происхо-дит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное вос-приятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабы-ми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пе-ресказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.

6.У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

7.Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

     Итак, какие бы области нарушений  не были у ребенка с РАС, общими для них всех являются три ключевые:

1.Нарушения общения (сниженный уровень или отсутствие соответствующих возрасту социальных контактов с другими людьми).

2.Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, вместо занятий, требующих воображения.

3.Отсутствие или задержка речи, либо характерные отличия в речи.

     Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в МБОУ СОШ №3 городского округа Пущино Московской области.

     Создание специальных условий для детей с РАС  также как и создание условий для детей  с ОВЗ  различной нозологии включает в себя  шесть обязательных компонентов (организационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, организационно – педагогические условия, психолого-педа-гогическое сопровождение, кадровое обеспечение). Для небольших городов, таких как г. Пущино (численность населения 20000 человек) инклюзивное образование имеет свою специфику. В небольшом городе детей с одинаковой нозологией практически нет, чаще один-три человека разного возраста. По-этому в настоящий момент целесообразно   и экономически обосновано создание ресурсного  класса для обучения детей с ОВЗ.  

     Ресурсный класс — это отдельный класс для специальных занятий, где ученик с РАС будет заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями.

     По желанию родителей в МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино в 2015-2016 учебном году планирует прийти обучаться ребенок с ОВЗ (РАС).

     Что необходимо сделать,  чтобы ребенок смог получить образование:

     1. Создание специальных условий для ребенка с РАС– выделить поме-щение (класс, кабинет) под ресурсный класс;

     2. Оснащением ресурсного класса, с учетом того, что ребенок с РАС;

     3. Найти и принять на работу специалиста  дефектолога (в случае, если такого специалиста в образовательном учреждении нет)  с высшим  педаго-гическим образованием.

     В обязанности педагога-дефектолога входит: проведение диагностики осо-бенностей развития учащегося ресурсного класса; проведение индивидуаль-ных и групповых занятий с учеником, посещающим ресурсный класс; орга-низация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащегося с РАС и учащихся, которые с ним контактируют; составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных пла-нов; составление планов уроков ресурсного класса; адаптация учебных мате-риалов с учетом индивидуальных особенностей учащегося; адаптация учеб-ных планов общеобразовательных классов для учащегося с РАС; составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащегося с РАС; обучение тьюторов (при необходимости); консультирование родителей и работников школы; мониторинг эффективности образовательного процесса для ученика с РАС.

     Если в городе две или три общеобразовательные школы, то  создание ре-сурсных классов под разную нозологию создаются во всех  школах - в одной школе создается ресурсный класс для  обучения детей с РАС и  ЗПР, в другой для  детей слабослышащих и слабовидящих, в третьей для детей с ДЦП и т.д. Такое распределение экономически целесообразнее, чем создание ресурсных классов во всех школах под все виды нозологий (под все категории  детей с ОВЗ). В настоящее время, в период кризиса и активной оптимизации в обра-зовательных учреждениях такой подход более рационален и реален. В тоже время, надо помнить, что ресурсный класс сам по себе — это еще не инклю-зия, а лишь инструмент для последующей инклюзии.

     4. Всем участникам психолого-педагогического сопровождения обучаю-щегося с РАС необходимо проводить  просветительскую, разъяснительную  работу, еще до введения ребенка с РАС в общеобразовательный  класс.

     Создание ресурсного класса и обучение в нем  ребенка с ОВЗ позволит  подготовить педагогический коллектив,  учащихся и их родителей к  внедре-нию инклюзии в образовательном учреждении. Кроме того,  необходимо про-водить разъяснительную работу среди родителей обычных детей – объяснять, что никого ущерба для общего рабочего процесса (и конкретно для их ребен-ка) от присутствия ребенка  с РАС не будет, а учеников в обычном  классе — готовить к тому, что рядом с ними будут не совсем обычный ребенок и ему понадобится поддержка. В школе, где дети с раннего возраста учатся пони-мать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

      Вся работа с обучающимся  с РАС должна быть направлена на то, чтобы подготовить ребенка к обучению в обычном общеобразовательном клас-се среди своих сверстников – это и есть основная цель индивидуальной образовательной программы.

     Для реализации, поставленной перед ПМПк и родителями цели важна ра-бота с учителями, работа с детьми в школе, важно создать благоприятные, оптимальные для освоения образовательных программ специальные условия для ребенка с РАС и иметь административную возможность перевести этого ребенка, когда он будет готов полностью в общеобразовательный класс.

     Ресурсный класс — это всегда очень интересное место, притягивающая среда, в которую должны быть вхожи дети из общеобразовательных классов для занятий с дефектологом - логопедом, для участия в различных мероприя-тиях к  участию в которых  будет привлекаться (по мере готовности) и уча-щийся с РАС. Таким образом, экономически будет обоснована работа педа-гога-дефектолога (логопеда) с одним ребенком с РАС, так как нагрузка у это-го педагога будет полная за счет работы с детьми без ОВЗ, но нуждающими-ся в помощи специалиста дефектолога-логопеда.

     5. Решить административные вопросы по обучению ребенка с РАС в ре-сурсном классе в соответствии с действующим законодательством.

      Для ребенка  с РАС ресурсный класс — основное место  обучения. Имен-но  в этом классе реализуется индивидуальная образовательная программа. Ребенок физически проводит в ресурсном классе  много времени, а на началь ном этапе практически всегда. При этом, если ребенок с РАС оформлен в об-щеобразовательный        класс — ответственность за его обучение, программу и успеваемость несет учитель того класса в котором данный числится.  Что-бы ребенок официально мог числиться в ресурсном классе, мог законно нахо-диться во время учебного процесса в  ресурсном классе, нужно решить во-просы перераспределения ответственности. Нужны основания для открытия ставки учителя ресурсного класса (которого как бы нет, так как в нем нет учеников), а также обоснование для отсутствия ученика на занятиях в обще-образовательном  классе, в котором он числится.  Кроме того необходимо учесть то, что сегодня результаты ученика с РАС будут влиять на аттестацию данного учителя и среднюю успеваемость общеобразовательного класса, в котором он числится, а эти результаты сейчас очень важны — от них зависит место школы в рейтинге и зарплата учителя. Нормативно-правовая база, учи-тывающая все нюансы по данному вопросу, в настоящее время отсутствует. Чтобы уменьшить ответственность администрации школы, учителя общеоб-разовательного класса  единственная возможность это -  оформить  ребенка с РАС  на домашнее обучение, предполагая его обучение не на дому, а  в ресур сном классе. Чем больше будет создаваться ресурсных классов в школах ма-лых городов и населенных пунктов, тем скорее будет разработана и необхо-димая администрации школ нормативная база, позволяющая открывать ре-сурсные классы, обучать детей с ОВЗ и не снижать  из-за этого свои рейтинги и показатели, а наоборот повышать их за счет этого благородного дела.

     Итак: создание специальных условий, а именно создание ресурсного клас-са для обучения  ребенка  с РАС, планирующего обучение в   МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино МО в 2015-2016 учебном году - первостепенная задача. Опыт работы с детьми с ОВЗ в ресурсном классе - необходимый этап в обще-образовательном учреждении для постепенного перехода к инклюзивному  образованию.

       Совместить домашнее обучение, с обучением в ресурсном классе и  посе-щением занятий в общеобразовательном  классе в современных социально-экономических условиях  вполне реальная и решаемая задача в любом малом городе и населенном пункте. Создать на базе МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино «Ресурсный класс с методом АВА» - это идеальный вариант для обучения детей с РАС и их подготовки к обучению в обычном общеобразовательном  классе.    Примерная базовая комплектация «Ресурсного класса с методом АВА» на 5 учеников (Приложение №1).

Технология включения ребенка с РАС в образовательный процесс общеобразовательной школы.

     В связи с тем, что в МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино не обучались дети с РАС и практического опыта работы с такими детьми у специалистов нет,  в настоящей программе будет описана технология включения ребенка с РАС в образовательный процесс, а также методы психолого-коррекционной работы широко  используемые в работе с такими  детьми и планируемые к исполь-зованию в МБОУ СОШ№3 г.о.Пущино.

     Ребенка с РАС также как и всех детей зачисляют в обычный класс. На заседании ПМПк происходит первичная оценка состояния ребенка с РАС. Для перевода на домашнее обучение готовится пакет необходимых доку-ментов, который передается в ПМПК. После заседания ПМПК родителям вручаются рекомендации. Перевод на домашнее обучение – вынужденная мера, так как существующая нормативно-правовая база не  предусматривает всех существующих нюансов и не отражает,  как обучить одного-двух детей  с ОВЗ в общеобразовательном классе. К переходу к инклюзивному образованию МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино, на мой взгляд, в современных социально-экономических условиях готова частично.

     В начале образовательного процесса ребенок с РАС, зачисленный в обще-образовательный  класс и переведенный на домашнее обучение будет обу-чаться индивидуально педагогом-дефектологом (в нашем случае  педагог-дефектолог имеет и логопедическое образование, большой опыт  работы) по индивидуальной образовательной программе (ИОП) в ресурсном классе. Индивидуальная образовательная программа  разрабатывается коллегиально, всеми участниками психолого-педагогического сопровождения в рамках ПМПк, с учетом рекомендаций ПМПК, но первостепенная роль и подготовка проекта ИОП  все-же принадлежит педагогу-дефектологу, который будет обучать ребенка с РАС в ресурсном классе, своевременно ее корректировать , согласовывать при необходимости с учителем общеобразовательного класса и нести ответственность за ее реализацию. Все другие специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение - члены ПМПк, дополняют  ИОП. Адаптация  образовательной программы, которая реали-зуется в общеобразовательном классе будет проводиться  ситуативно или  к моменту регулярного  обучения ребенка с РАС в этом классе.   Желательно, чтобы администрация образовательного учреждения, до начала работы с ребенком с РАС,  направила педагога-дефектолога на АВА - курсы. Метод, который признан эффек-тивным в работе с детьми с РАС во всем мире, должен быть частью системы образования для детей с аутизмом и в всех российских школах, в частности в МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино. Использование АВА должно быть прописано в документах, которые регламентируют образовательные услуги, которые получает ребенок в образовательном учреждении.

     В ресурсном классе огромную роль играют занятия «один на один», что позволяет ребенку с РАС отрабатывать и учебные (смотреть в учебник, вы-ходить к доске), и коммуникативные (обращаться с просьбой, отвечать на вопросы), и академические (письмо, чтение) навыки.

     Готовность к посещению общеобразовательного класса определяется при помощи набора критериев, а сам процесс включения обычно начинается не раньше, чем через полгода, но кому-то может потребоваться и значительно больше времени. По согласованию с учителем общеобразовательного класса, ученик из ресурсного класса  приходит на первое занятие, как правило, всего на пять минут, а специалисты внимательно следят за его поведением (спе-циалисты могут  использовать карту «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в про-цессе коррекции и их оценка», И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор – Приложение 1). Учитель-дефектолог выступает в качестве тьютора.  Желательно,  чтобы и в общеобразовательном классе было оборудованное место для ребенка с РАС и  специальное обору-дование — шумопоглощающие на-ушники, балансировочные приспособ-ления и т.д.    Если все в порядке, время нахождения в общеобразовательном классе постепенно увеличивают. Такой метод позволяет практически всем детям, независимо от степени сложности их особенностей, постепенно вхо-дить в образовательное пространство обычной массовой школы и осваи-ваться в нем.

     В процессе обучения ребенка с РАС комплексно сопровождают: педагог -дефектолог, владеющий методом АВА в ресурсном классе, педагог общеоб-разовательного  класса, в котором ребенок с РАС числится, педагог-логопед (при наличии и необходимости), социальный педагог и/ или педагог-психо-лог, музыкальный работник,  специалист ЛФК или  ОФП, родители.

     Целью сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к обучению в обычном общеобразо-вательном  классе среди своих сверстников, к полноценной жизни в обществе

     Задачи:

     Первостепенной задачей для  специалистов сопровождения ребенка с РАС на первом этапе должна быть деятельность, направленная на помощь в про-странственной и временной организации;

     Второй не менее важной задачей сопровождения ребенка с РАС является помощь в организации себя во времени. Четкость и точность расписания, ре-жима занятий. Периодов обучения и отдыха все должно очень строго соблю-даться.  Чем глубже аутистическая дезадаптация  ребенка, тем более развер-нутой должна быть помощь в освоении этих расписаний, тем детальнее дол-жны быть они проработаны, тем конкретнее, нагляднее должны быть их формы (рисунки, фотографии, надписи). Планируя, занятия с ребенком с РАС необходимо всегда помнить о его высокой психической  пресыщаемости и  физической истощяемости;

     Третья задача, стоящая перед специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС научить его пользоваться расписанием, доби-ваясь самоорганизации, уменьшая поведенческие проблемы, связанные с им-пульсивностью, отвлекаемостью, трудностями переключения.

     Динамическая оценка состояния ребенка определяется на ПМПк в состав которой,  входят все специалисты комплексного психолого-педагогического сопровождения, председателем ПМПк является  заместитель директора по учебно-воспитательной работе.  

Психолого-педагогические методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми.

     Коррекционная работа с аутичным ребенком  предполагает комплексный подход. Работа специалистов  должна проходить с работой родителей по одной программе.

     Для адаптации ребенка широко применяются методы игротерапии, аудио-вокальные тренировки и регулярные занятия специализированной лечебной физкультурой, которая направлена на овладение своим телом.

     Занятия в сенсорной комнате – это одна из методик по коррекции поведе-ния ребенка аутиста посредством оживления чувств и побуждения личности к развитию. Окружающая среда в этом помещении направлена на стимули-рование органов осязания, обоняния, зрения, слуха и вестибулярного ап-парата. Подобная комната активизирует сенсорные функции детей и оказы-вается положительное влияние на их психическое развитие. Эта коррекция аутизма позволяет предотвратить сенсорное голодание ребенка, побуждает развитие предметной деятельности, прививает навыки зрительного восприя-тия и сосредоточенного внимания, а также способствуют развитию речи.      Занятия в сенсорной комнате позволяют:

- снять тревожные невротические переживания;

- создать эмоционально спокойное настроение;

- избавиться от страхов;

- вызвать приятные эстетические переживания.

     Еще один метод коррекции аутизма - песочная терапия или игры в песок с миниатюрными фигурами и водой. В ее основе лежит возможность самовы-ражения для ребенка с РАС. Песок, вода и небольшое количество маленьких фигурок животных и людей или других предметов способны помочь ребенку раскрыться посредством выражения своих чувств и эмоций, трудно переда-ваемых через слова. Песочная терапия позволяет ребенку с аутизмом спра-виться с комплексами и ощутить себя свободным и защищенным человеком.

     При коррекции аутизма применяют также анималотерапию (от латинского "animal" — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использо-ванием собак). Московская школа «Ковчег» успешно применяет этот метод в работе с аутичными детьми и охотно делиться своими наработками. К сожалению МБОУ СОШ №3 не располагает возможностью применять этот метод, но, если  в семье, где воспитывается ребенок с РАС,  есть собака или другое животное, можно включать в программу сопровождения и этот вид терапии.

     Метод совместного рисования - это особый игровой метод, в ходе кото-рого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и при-роды. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным ком-ментарием. Использование совместного рисования на занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

     Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.

2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром.

3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.

4. Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения – бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т. д. При этом сюжеты проговариваются, и обязатель-но находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благо-получный вариант развития событий.

     Все вышеперечисленные методы планируется применять в МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино в работе с ребенком с РАС. Коррекционно-развивающие занятия будут включены в расписание и внесут свой вклад  на пути к достижению, поставленной перед образовательной организацией и родите-лями цели - подготовить ребенка к обучению в обычном общеобра-зовательном классе среди своих сверстников.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач об-щества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффек-тивных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой дея-тельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.

     Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблема-ми в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной за-боты и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в сме-щении акцентов в характеристике детей с недостатков их развития на фик-сацию потребностей в особых условиях и средствах образования.

     Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс с методом АВА, адаптиро-ванная программа, психолого-педагогическое сопровождение, помощь тью-тора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

     После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодейст-вие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику кор-рекционной школы.