«Основные особенности проблемно-диалогической технологии»
статья на тему

Орлова Алла Витальевна

«Основные особенности проблемно-диалогической технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_shkola.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа, находясь в условиях перехода на ФГОС НОО, отличается от той, которую мы видели буквально 3 –4 года  назад.  Совсем недавно мы боялись даже вслух произнести слово «СТАНДАРТ», а сегодня уже не только учителя начальной школы работают в новых условиях, но среднее звено, принявшие 5-е классы. И работа в условиях перехода на новый ФС подстёгивает  нас, учителей, осуществлять процесс обучения по-другому.

Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО невозможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению

Особенность технологии состоит в том, чтобы создать на уроке возможности  и  условия   для   творческого   усвоения   знаний.   Ведь  если посмотреть объективно, то учащиеся в процессе обучения ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности не вносят; они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике уже давно сложилось.

Повторяю – это объективно.  

Субъективно же, то есть с позиции самих учащихся,  в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели.

 По этому поводу психолог С.Г.Рубинштейн справедливо отметил, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знания для человечества, но для себя лично он их открывает».

 А это открытие ребёнок может сделать только тогда, когда он сам найдет ответ на нужный вопрос или выберет такой путь, который однозначно приведёт его к нужному ответу. В этом смысле познавательная деятельность школьников всегда носит творческий характер. А развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение, так как оно позволяет вовлечь учеников в активную самостоятельную деятельность.

Вообще, само по себе проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть ещё в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо. А Ушинский К.Д. писал об этом следующее:

«Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся ещё Сократом и названный по его имени «сократовским». Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примириться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Дж.Дьюи.

        Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Много этим вопросом занимались Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер и другие.

Ключевым же понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

По поводу же самого понятия   «проблемная ситуация» в педагогике имеются различные мнения:

проблемная ситуация – это «осознанное затруднение» (И.Я.Лернер);

это «осознанное противоречие» (М.И.Махмутов);

это «особый вид мыслительного взаимодействия  субъекта и объекта» (М.И.Матюшкин).

Другими словами, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

«Знания – дети удивления и любопытства».  На мой взгляд, это высказывание в полной мере раскрывает истинную сущность проблемного обучения. Любопытство, а вслед за ним и удивление от неожиданного открытия – это те категории, которые заставляют человека – и тем более ребёнка – двигаться вперёд, к новым знаниям, к новым вершинам. Однажды почувствовав себя «первооткрывателем» (пусть даже и для самого себя), самостоятельно добившись нужного результата, ребёнок  чувствует в себе силы идти дальше, осознаёт себя причастным к некоему таинству, имя которому – Знание.   Есть ещё одно интересное мнение по этому поводу: «Знания должны усваиваться с аппетитом». Так вот задача учителя, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы пробудить этот аппетит, зажечь в каждом ребёнке искорку, способную позже превратиться в настоящий «факел» собственных удивлений и открытий. А это верный путь для воспитания творческой, всесторонне развитой и активно мыслящей личности.

 В современной российской школе имеется опыт реализации названного подхода к организации образовательного процесса – это прежде всего система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, образовательная система «Школа 2100».

Учителя , работавшие в классах НЦНО , знакомы с учебниками по «Окружающему миру» Вахрушева из этой системы, многие учились у первоисточника- Мельниковой Елены Леонидовны.

      Не претендуя на авторство) НО  погрузившись в эту «проблему» « проблемное обучение» мы подготовили для вас подборку фрагментов уроков, на которых используются различные способы создания проблемных ситуаций. А также распечатали опорные сигналы к лекции Мельниковой Е.Л.(им уже несколько лет, поэтому просим извинить за качество, но это первоисточник)))

 Разобраться с первого раза, чем побуждающий диалог отличается от подводящего, а проблемное задание от проблемной ситуации, не так просто.

Наверное, поэтому ,просмотрев много материалов по этой теме, замечаешь, что примеры-то проблемных ситуаций повторяются из работы в работу. На это,думаю, есть причины

-и трудно поначалу разобраться

- и не все темы требуют такого изложения.

Сама лично наткнулась на сайт для учителей , работающих по системе «Школа 2100», где даны разработки уроки с презентациями с применением технологии проблемного обучения.

А с технологией проблемно-диалогического обучения . которая реализуется в системе «Школа 2100» вас познакомит зам. директора по УВР Новоселова Н.И., которая несколько лет работала по ней и знает ее не понаслышке.

Учить детей сегодня трудно,

 И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

 «Даёт корова молоко».

 Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

 Светились от улыбок и любви,

 Здоровья вам и творческих успехов

 В век инноваций, новизны!

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемно-диалогического обучения

Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе

Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...

Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.

Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....