Метод проектов как средство личностно-ориентированного обучения в начальной школе
статья на тему

Кохацкая Светлана Валериевна

Учение понимается, как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально- значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_kak_sredstvo_lichnostno.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство личностно - ориентированного

 обучения в начальной школе.

Учитель начальных классов:

Кохацкая Светлана Валериевна

МБОУ «СОШ №34» г.Симферополь

Метод проектов как средство личностно- ориентированного обучения понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъективного опыта учащегося.

В основе  личностно-ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Рождерсом: индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне. Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания. Индивид стремится к самосознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию. Взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения. Самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых и скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения ( по И.С.Якиманской) являются:

Цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное развитие индивидуальности ребенка;

Обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

Учение понимается, как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально- значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

Субъективность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

При конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъективного опыта каждого ученика и его социализация;

Усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Перед каждым учителем стоит задача-организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности и одновременно усвоением знаний и умений формировал и личность в целом. Перечислим ряд позиций, которыми представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностное ориентирование и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; Обученность, и образованность не тождественны по своей природе и результатам.

В этом направлении первостепенными являются:

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности.

Фома проекта не имеет принципиального значения, как и не имеет особого значения и его объем. Самое главное здесь то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей.

Существенным является также и то, что прохождение через цепочку проектных работ позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией. Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, он испытает не растерянности, а, наоборот, чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов может быть предложена и самими обучающимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то раздела школьной программы с целью углубления знаний учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения. Такие проекты выполняются при прохождении тем: “Аппаратное и программное обеспечение компьютера”, “Социальная информатика», «Программирование». Использование метода проектов является очень благоприятным при обучении информационным технологиям (создание и обработка текстовой, графической, мультимедийной информации и др.). Данные темы дают возможность изучения, закрепления материала в виде проектов разного уровня сложности, что позволяет использовать этот метод обучения на всех ступенях обучения. Кроме того, появляется возможность индивидуального подхода к обучению ребенка с учетом уровня его подготовки и потребностей.

Важно и то, что при проектировании реализуется исследовательский потенциал учащихся.

К проектам, имеющим не только учебную, практическую направленность, но и социально-значимым для ученика можно отнести создание тематических сайтов, издание школьной газеты, оформление тематических стендов, подготовка материалов к урокам, классным часам, школьным и городским мероприятиям.

Выбирая тему, надо учитывать возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка. Эта касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

Результатом проектной работы является те только то, что ребенок создает своей головой и руками – макет, проект, отчет и тому подобное. Основной ожидаемый результат – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Таким образом, метод проектов – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

 При организации обучения учащихся информатике и ИКТ по методу проектов происходит привитие навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной, а затем и профессиональной деятельности, стимулирование у школьников интереса к предмету, формирование правильных представлений о месте информатики в жизни современного человека.

Список использованных источников

  1. Microsoft. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. М., 2006.
  2. Сидемко А.С. Метод проектов: история и практика применения. М.: Завуч, 2003, № 6.
  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. СПб.: Питер, 2008.
  4. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Жлективный курс. Практикум. М.: ЛБЗ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на...

«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»

чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...

Метод проектов в урочное и внеурочное время в начальной школе .

   Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию...

"Методы и формы организации контроля результатов обучения в начальной школе"

В данном разделе я хоту познакомить Вас с различными формами контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, которые рекомендованы Министерством образования России и которые используют учите...

Опыт работы учителя на тему:Формы,методы,способы и средства реализации программы УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"на уроках окружающего мира.

Тема:Форма,методы,способы  и средства реализации программы УМК "Перспективная начальная школа" на уроках окружающего мира....