Технология обучения в сотрудничестве
учебно-методический материал на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Материал о технологии обучения в сотрудничестве (из выступления на МО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        

Технология обучения в сотрудничестве

(Сообщение на МО)

                Учитель:

Брезина Н.Н.

        

Технология обучения в сотрудничестве.

     Сотрудничество-это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работа в коллективе вынуждает человека думать не только о себе, но и о тех, кто трудится вместе с ним. Каждый понимает, что может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

    Основная идея технологии обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Однако все учащиеся разные - одни быстро «схватывают» объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Смысл обучения в сотрудничестве – вместе учиться, а не просто что-то выполнять.

    Основные принципы обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

       1) взаимозависимость членов группы на основе:

- единой цели, достичь которую можно только сообща;  

  - распределенных внутригрупповых ролей, функций, информации;                                       - единого учебного материала;

 - общих ресурсов

 - одного поощрения на всех;

       2) личная ответственность каждого;

       3)  равная доля участия каждого учащегося. Как правило, это достигается либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего материала задания на фрагменты;

       4) рефлексия. Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

    Успех группы достигается только в результате самостоятельной деятельности каждого ее члена, в постоянном взаимодействии с другими ее участниками при работе над темой, проблемой, вопросами, подлежащими изучению. Задача каждого ученика состоит не в том, чтобы вместе познать что-либо, овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные умения и навыки.

   С самого начала перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая – достижение познавательной, творческой цели; с другой – социальная, , или социально-психологическая, - овладение в ходе выполнения задания определенной культурой общения. Обе задачи одинаково важны. Учитель контролирует как выполнение задания группами учащихся, так и характер их общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

  При подготовке к уроку необходимо продумать, какие из его целей и задач целесообразно передать в группы. Например, при ознакомлении с новым материалом учитель после фронтального объяснения предлагает детям, пользуясь учебной литературой, ответить на заранее написанные  на доске вопросы по новому материалу. Здесь уместны два варианта работы: индивидуальные ответы школьников и подготовка ответов на вопросы в группах.

   Учитель должен определиться с общеучебными и социальными умениями, которые необходимы ученикам для участия в задуманном уроке, решить вопрос о формировании тех или иных социальных умений на данном уроке. Социальная задача урока может быть сформулирована следующим образом:

  -способствовать развитию у школьников умения проверять, понимают ли их товарищи по группе изучаемый материал;

  -перефразировать мнение товарища так, чтобы не осталось сомнений в понимании его мысли, и т.п.

   Кроме того, технология требует, чтобы так называемая социальная задача урока была понятна и известна учащимся. Необходимо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счет чего возможна его экономия.

   При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:

  -различные группы могут получить либо разные, либо одинаковые задания. Это определяется темой и целью урока, выбранным вариантом организации групповой работы, главное – чтобы группы не соревновались друг с другом;

  - задание должно обеспечивать взаимосвязь участников группы: чем разностороннее такая взаимосвязь, тем больше развивающий эффект от задания.

   Численность и комплектование групп – важный вопрос организации учебного сотрудничества. На первых уроках лучше  комплектовать небольшие группы – из 3-4 человек. Это требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа из 5-6 человек уже связана с существенной перестановкой.

  Желательно, чтобы в группу входили школьники с разными учебными возможностями, мальчики и девочки. Обладая разными интересами, различной обучаемостью и работоспособностью, они будут дополнять друг друга. Сильные ученики в таких случаях успевают выполнить свою часть задания и оказать помощь товарищам. Группа, состоящая только из слабых учеников, неработоспособна. У них некому руководить познавательной деятельностью, они не могут помочь друг другу.

  Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в группу закадычных друзей или, или, наоборот, недолюбливающих друг друга учеников. Иногда следует обратить внимание на личностные качества детей, такие как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.

   Для формирования адекватной самооценки у каждого ученика и создания условий для его самоопределения необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Учитель может помочь им в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, успел побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.

  Учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет всего 5-7 минут., это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто излишне шумят, что может стать помехой для освоения учебного материала.

  Оценивание результатов групповой работы – важный и обязательный момент урока. Наряду с оцениванием учебных достижений учеников и выставлением им отметок необходимо оценить и их социальные достижения, прокомментировать проявленные коллективистские качества, подметить проявление помощи, взаимовыручки, подчеркнуть вклад каждого в общее дело. Некоторые правила оценивания:

  учебных достижений:

    -производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с результатами, ранее достигнутыми этими учениками;

    -любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;

    - групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;

  социальных достижений:

    - если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;

    -все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;

    -необходимо избегать выделения какой либо одной группы, не устраивать соревнования;

    - если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то не следует ее ругать, надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать группу;

    - необходимо обсудить психологические результаты ( что удалось и почему, к чему следует стремиться);

   - важно обсудить трудности, с которыми участники групп столкнулись на этом уроке, а также выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

 Какие же преимущества обучения в сотрудничестве? Во-первых, обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникнуть в его содержание.

   Во-вторых, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает ситуацию успеха, подмечая достижения каждого ученика.

   В-третьих, при групповой работе в сотрудничестве все ученики класса трудятся на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто не может отсидеться, занимаясь не общим, а посторонним делом.

   Наконец, принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, принцип рефлексии способствуют тому, что ученики стремятся выбрать способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию у них адекватной самооценки и самоопределения, развивает творческие возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"

Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...

Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, по­знавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...

Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.

Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...

Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...

Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках математики

Статья об использовании КСО на уроках математики в начальной школе...