оценочная деятельность в современной школе
статья на тему

шварева светлана валерьевна

статья об оценочной деятельности учмтеля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenochnaya_deyatelnost.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется и система оценивания.

Какие же изменения произойдут в системе оценивания при переходе на новые стандарты обучения?

(Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.

Оценка делиться на – внутреннею оценку и внешнюю оценку. Так и было раньше. Но если раньше внутреннею оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик, родитель и учитель. Предлагается три вида системы оценивания – стартовая диагностика (для определения уровня знаний, умений, для постановки учащимися целей, для коррекции), текущее оценивание (для наблюдения динамики роста учащихся), итоговое оценивание (для ...)

Но, что же нового? Какие же появляются новые формы и методы оценки?

ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. А что мы оцениваем? Мы оцениваем результаты! А что понимается под образовательными результатами в ФГОС? Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов.

Посмотрите, как раньше мы оценивали результат обучения. Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку. При этом даже такие экзамены, как ГИА, ЕГЭ были настроены только на воспроизведение полученных знаний.

Теперь при переходе на ФГОС надо еще и оценить универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывод, находит новые подходу к решению. Сейчас в ГИА, ЕГЭ задания на воспроизведение информации меняются на задания, применения знаний.

Как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные.

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

• отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;

• не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);

• выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Что предлагается в новой системе оценивания. Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.

Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Рассмотрим следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.

Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

Высокий уровень достижений - планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.

Рассмотрим уровни ниже базового, два уровня – пониженный и низкий:

Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.

Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно.

Для оценивания предметных результатов предлагается использовать кроме классного журнала, использовать таблицы предметных результатов которая помещается в дневник, в «Портфолио учащегося». Обязательная часть заполняется учителем: стартовая диагностика, текущие оценки, итоговая диагностика. Дополнение к таблице предметных результатов является лист успешности учащегося по каждому предмету.

Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

Все личностные результаты отражаются в портфолио.

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

 

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

В системе оценивания используются:

- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;

- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки; -оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования иосознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;

-разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

- интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

- самоанализ и самооценка обучающихся.

Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке.

В их число входят:

— работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);

—индивидуальная и совместная деятельностьучащихся в ходе выполнения работ;

—статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и/или дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

— результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Заявленные в Стандарте и представленные выше новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цель данного оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оно должно стать «дорожной картой», которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей. Учитель действует так:

— переводит учебные цели в измеряемые результаты;

— определяет необходимый уровень достижений;

— отбирает учебное содержание и техники оценивания;

— проводит обучение;

— организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для учащихся:

• может помогать учиться на ошибках;

• может помогать понять, что важно;

• может помогать понять, что у них получается;

• может помогать обнаруживать, что они не знают;

• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Принципы формирующего оценивания:

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Особенно перспективно для развития учащихся использовать данную методику при оценивании работ, которые выполняются на протяжении продолжительного периода, при условии, что учащиеся в процессе деятельности имеют возможность проконсультироваться с педагогом и узнать, соответствует ли работа ожидаемому результату и что можно сделать для её улучшения.

Варианты использования

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Инструменты критериального оценивания можно считать во многом универсальными, они могут вводиться в практику учителей, работающих на разных школьных ступенях, и не ограничены рамками тех или иных предметов. Инструменты самооценивания можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, до достаточно точных и разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и тонкой самодиагностики.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Цветовые дорожкипозволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Светофор,другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока. Рассмотрим пример работы с этими инструментами самооценивания в процессе урока. Подобные уроки могут служить образцом комплексного и системного использования согласованных оценочных методик

Критериальное взаимооценивание

Может использоваться для оценки того или иного учебного действия со стороны учителя, самого ученика или его товарищей.

Место в структуре урока

На первом этапе урока необходимо обсудить с учениками суть задания: оценить те или иные работы товарищей. Это могут быть письменные работы (сочинения, эссе), любого рода презентации (доклад, защита проекта). Оцениваться могут как индивидуальные, так и групповые работы. Весьма распространённой ситуацией взаимооценивания является оценка группового выступления.

Второй важный этап — обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Целесообразно разработать наборы критериев для оценки разного рода учебных и творческих работ и выработать у учеников привычку поль-зоваться определёнными критериальными рамками, соответствующими тому материалу, который будет оцениваться, и отражающими специфику этого материала. Надо учесть, что простого перечня критериев, как правило, бывает недостаточно. Для того чтобы критерии стали опорой объективной оценки, необходимо определить, что будет показателем или индикатором достижения результата по выделенным критериям.

Третьим этапом урока станет представление работ. Во время презентации работ учащиеся могут объединиться в несколько небольших групп, которые проведут оценивание и в ходе обсуждения придут к общему решению относительно того, какой оценки заслуживают представленные работы.

Другой формой работы может стать парное взаимооценивание, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Возможна и такая организация урока, когда класс обсуждает представленные работы в ходе общей дискуссии.

Взаимооценивание может опираться на ранжированную шкалу, на основании которой определяется количественная балльная оценка.

Возможно также качественное оценивание, которое позволяет дать развёрнутое описание и характеризовать работу, соотнеся её с каждым из оценочных критериев, не измеряя качество их достижения в баллах.

Учитель также может дать оценку работы, аргументировав своё мнение и сопроводив его рекомендациями по доработке. Собственную оценку учителю желательно давать после того, как выступят учащиеся, чтобы предоставить им пространство для инициативы и не оказывать на них давления.

Чаще всего взаимооценивание проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В качестве экспертов-оценщиков могут выступать и все ученики класса, и отдельные группы детей. При этом ученики или группы, представившие свои работы, могут параллельно проводить самооценивание. Взаимооценивание опирается на те же самые критерии, по которым ученики могут оценить собственные работы. При оценке группового выступления, например при инсценировке литературного произведения, могут использоваться уже знакомые ученикам инструменты (линеечки) или новые балльные шкалы и оценочные листы.

Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Показатели их достижения также определяются очень чётко, так как оценивание предполагает, что выступления учеников будут оцениваться в баллах. Сложив баллы, полученные по каждому критерию, ученики получают суммарную балльную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Материалы оценочной деятельности в начальной школе

В материале представлена программа и положение по оцениванию в соответствии с ФГОС. Мониторинг учебной деятельности учащихся 1 класса по методике Журовой, УМК "Начальная школа XXI века". Представлены ...

Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе

В презентации показаны процедуры и механизмы оценки учащихся; особенности контрольно-оценочной деятельности 1-ых классов; учебно-методические материалы для оценки достижения учащихся....

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов....

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

В данной статье содержатся материалы об особенностях контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов; о приемах оценочной деятельности, используемых на уроке при безотметочном обучени...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценивание является постоянным процессом, сопровождающим каждый урок на протяжении всего обучения в школе. Формативное (фор-мирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюд...