СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Ятина Алла Федоровна

Предлагаю Вашему вниманию описание опыта по представленной теме, актуальной в настоящее время. К тексту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx496.52 КБ
Файл obobshchenie_opyta.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ятина Алла Федоровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СШ № 4

г. Гуково Ростовской области, 2016 год

 «Уж сколько лет прошло… А я все жду… Когда же пригодятся в жизни синусы и косинусы?», подобные фразы можно прочитать в социальных сетях. Бытует мнение, что в школе учат много чему ненужному. Всероссийский центр общественного мнения проводил опрос: «Какие предметы в школе родители считают бесполезными?». Оказалось, что в практической пользе математики уверены 50% респондентов, 84% считают, что их детям не нужна литература, в полезности изучения истории уверены лишь 24% и только 7% опрошенных заявили, что все, что преподается в школе нужно и полезно.

Причина подобных выводов заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с живой практикой и жизненным опытом учащихся, на учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни.

Поэтому всё чаще звучит призыв сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным, отвечающим новым требованиям. С этой целью в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положен системно-деятельностный подход, который «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».  

На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобретает большое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность ребенка применить полученные знания на практике, в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.  

Идея практико-ориентированного образования стала внедряться в систему общего образования достаточно давно (например, постановление Правительства РФ № 334 от 9.06.2003 г. о профильном обучении старшеклассников).  Некоторые авторы, например, Ф. Г. Ялалов считают, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.  

Это своеобразная модель реальной жизненной ситуации, требующей оперирования предметным содержанием. Основные компоненты данного подхода:

  • обучающий характер;
  • адаптация к возрастному уровню учащихся;
  • выход содержания образования за рамки одного предмета;
  • отсутствие некоторых данных, необходимых для ответа на поставленный вопрос;
  • предполагается, что обучающиеся самостоятельно осознают это и смогут найти недостающие данные в различных источниках.

Какие условия необходимо создать для реализации такого подхода? 

1) в процессе обучения необходимо использовать ресурсы сети Интернет, технологии проблемного, развивающего, здоровьесберегающего обучения, информационно-коммуникативные технологии;

2) содержание образования можно расширить за счет программ внеурочной деятельности, ориентирующих учащихся на адаптацию в социуме;

3) и, самое главное, в процессе обучения необходимо в темах школьного курса применять задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни.

Однако в школьных учебниках такого типа задания встречаются нечасто. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых практико-ориентированных заданий – весьма актуальная проблема, которой я занимаюсь.

Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках я использую метод ситуационных заданий. Ситуационное задание актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения.

Например, на уроках математики я предлагаю детям задачи такого типа:

  1. Нина Ивановна решила купить новые электроприборы – утюг и электрочайник. В таблице указаны цены в рублях на разные модели этих товаров.

Электроприбор

Samsung

Philips

Tefal

Delta

Утюг

719 руб.

354 руб.

432 руб.

689 руб.

Чайник

419 руб.

440 руб.

299 руб.

349 руб.

Вопросы: Утюг какой модели самый дорогой? Самый дешёвый?

Сравни цены на электрочайники. Какой электрочайник самый дешёвый? Самый дорогой? Как вы думаете, от чего зависит цена товара?

Какой утюг и электрочайник может купить Нина Ивановна, имея 1000 рублей? Рассмотри несколько вариантов.

  1. Таксист за месяц проехал 13000 км. Стоимость 1 л. бензина 32 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля? Как можно сэкономить на бензине?

Варианты ответов детей:

  • заправляться там, где бензин дешевле;
  •  заправляться на одной и той же заправке, чтобы получить скидку для постоянного клиента.

Решение такого рода задач является также подготовкой к сдаче единого государственного экзамена по математике, так как с 2010 года в контрольно–измерительные материалы внесены определённые изменения: а именно, увеличилось число практико-ориентированных заданий. Поэтому уже в 3 классе я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации, определяем способ представления (устный ответ, мини проект, презентация, буклет). Особый интерес вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные ситуации. Благодаря таким задачам, школьники видят, что знание предмета находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к обучению.

Кроме того, посредством практико-ориентированных заданий создается основа для формирования самоопределения в профессиональном ориентировании младших школьников. Дети проводят  опрос  родителей, других родственников: «Знания каких предметов необходимы в вашей профессии?». Затем они обобщают результаты опроса, подбирают задачи из учебника, имеющие отношение к профессии родителей. Завершаем этот этап работы конструированием собственных задач.

C:\Users\домашний\Desktop\учитель\метод. семинар\задачи.png

В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их самосознания.

Во 2 классе на уроках русского языка при изучении темы «Имя собственное» я предлагаю детям составить родословную своей семьи. Это же задание можно продолжить на внеурочном занятии по курсу «Доноведение», где отражена тема «Что ты знаешь о роде своем», что дает возможность применения межпредметных  связей.

1. Ситуация. Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести и плодоносить без корней. А знаешь ли ты свои корни?

2. Роль учащегося. Семейный летописец.

3. Описание задания. Для составления родословной тебе надо показать на рисунке своих родственников (узнать у старших членов семьи об их предках), записать все фамилии, указав родственные связи, собрать сведения об этих фамилиях, объяснить, как они образовались в языке, каково их происхождение, что они обозначают (воспользоваться ресурсами сети Интернет).

4. Результат. Родословное древо с указанием родственных связей и фамилий родственников, а также приложение с кратким описанием происхождения и значения названных фамилий.

C:\Users\домашний\Desktop\учитель\метод. семинар\род.1.png   C:\Users\домашний\Desktop\учитель\метод. семинар\род.4.png

В век информационных технологий современный школьник приходит в школу уже пользователем персонального компьютера, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача учителя сложна - перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития. С этой целью мною разработана программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность», который дает хорошую возможность для демонстрации возможностей IT-технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.

Основной целью курса является формирование информационной компетентности обучающихся, предназначенной для использования во всех направлениях, как образовательного процесса, так и в жизни после окончания школы.

Задачи курса:

  • овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие технического и логического мышления;
  • формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

В качестве технической поддержки в работе с первоклассниками я использую операционную систему Линукс, которая предлагает программы образовательного и развивающего характера, когда дети в процессе игры изучают алфавит, решают примеры, составляют слова и предложения (не думаю, что в такие игры они играют дома).

Учащимся 3-4 классов, которые к этому времени уже знакомы с основами работы в графическом и текстовом редакторах, я предлагаю следующие ситуационные задания:

«Представьте себя взрослыми. Кем вы работаете? Создайте и предложите свою визитную карточку, чтобы другие могли к вам обратиться».

C:\Users\домашний\Desktop\учитель\метод. семинар\комп 1.png    C:\Users\домашний\Desktop\учитель\метод. семинар\комп 3.png

Решение практико-ориентированных заданий тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов.

На уроке литературного чтения во 2 классе в ходе работы над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» предлагаю детям представить, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? Напишите мини-сочинение на тему «За что вы любите своих бабушек и дедушек?»

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

Уроки окружающего мира уже сами по себе предполагают опору на жизненный опыт учащихся. Например, при изучении темы  «Термометр» предлагаю задания типа: каждый день перед школой вы смотрите на висящий за окном термометр и говорите родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней. Что вы можете сказать родителям:termometr

  1. Сегодня тепло, всего два градуса ниже нуля.
  2. Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла.
  3. Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза.
  4. На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов.

Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Считаю, что вышеописанный подход к обучению младших школьников могут использовать и учителя старших классов на своих предметах, поскольку формирование практических умений школьников – суть практико-ориентированного обучения – должно осуществляться на протяжении всего обучения в школе. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуационные задания как средство осуществления практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников Ятина Алла Федоровна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 города Гуково

Слайд 2

Об авторе Алла Федоровна Ятина - учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СШ № 4 города Гуково Педагогический стаж: 20 лет Считаю актуальной мысль Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

Слайд 3

Алгебра Русский язык Иностранный язык История Физика Литература Информатика Химия География Физическая культура Биология ОБЖ Обществознание Технология Экономика Рейтинг предметов по их практической значимости: Всероссийский центр общественного мнения Источник информации: http://www.youtube.com/ Какие предметы родители считают полезными?

Слайд 4

Проблема: тот учебный материал, который используется в процессе обучения, далеко отстоит от живой практики и жизненного опыта учащихся. Решение: ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (ФГОС). Предложение: практическая составляющая процесса обучения, когда ценностью становится способность ребенка применить полученные знания на практике, в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.

Слайд 5

Теоретический материал Ялалов Фарит Габтелович , действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института, г. Нижнекамск Республика Татарстан знания умения навыки традиционное обучение опыт деятельности практико-ориентированное обучение

Слайд 6

Практико-ориентированный подход моделирует жизненную ситуацию строится на актуальном содержании, расширенном за счет программ внеурочной деятельности требует применения технологий проблемного, развивающего, здоровьесбере-гающего обучения, ИКТ

Слайд 7

Ситуационные задания: Электроприбор Samsung Philips Tefal Delta Утюг 719 руб. 354 руб. 432 руб. 689 руб. Чайник 419 руб. 440 руб. 299 руб. 349 руб. Таксист за месяц проехал 13000 км. Стоимость 1 л. бензина 32 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля? Как таксист может сэкономить деньги, затраченные на бензин? Варианты ответов: заправляться там, где бензин дешевле; заправляться на одной и той же заправке, чтобы получить скидку для постоянного клиента.

Слайд 8

Моя родословная Орлов Кирилл

Слайд 9

Компьютерная грамотность Костюкова Елизавета Мастер маникюра 8-903-457-80-54 Ул. Мануильского , 16 Пластеев Максим Андреевич Врач 8-903-495-07-58

Слайд 11

Результативность призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку призер городской игры «Самый умный» призер конкурса сочинений «Моя семья»

Слайд 12

Диссеминация опыта Заседания городского методического объединения учителей начальных классов: управление качеством начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО; современное понимание образовательных достижений; развитие логического мышления и творческого потенциала учащихся на уроке.

Слайд 13

Диссеминация опыта Публикации : Г азета «Современная школа России», сценарий урока математики с элементами экономики в 4 классе. Апрель, 2015 год. Книга «Образование и эпоха», актуальная научная парадигма. Москва – Воронеж, 2015 год. Статья « Программа предшкольной подготовки».

Слайд 14

Диссеминация опыта Персональный сайт. http://yatina-alla.wmsite.ru/

Слайд 15

Спасибо за внимание! Ятина Алла Федоровна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 города Гуково Контакты: - yatina.alla@mail.ru - http://yatina-alla.wmsite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Пути и средства осуществления дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из...