Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    статья (1, 2, 3 класс) на тему

    Дубровина Наталья Валерьевна

    В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dubrovina_-_statya.docx34.06 КБ

    Предварительный просмотр:

     Н.В. Дубровина,

    учитель начальных классов

    МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Анализ федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования, программ обучения в начальной школе, учебных пособий показал,  что объем теоретического материала, предложенного для усвоения младшим школьником, многократно возрос. Подача этого материала должна обеспечиваться современными средствами. Изменилась и роль ученика в образовательном процессе. Ребёнок теперь выступает как субъект отношений с людьми, миром и собой, что предполагает его успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности, а также сохранение  и поддержку индивидуальности каждого ребёнка.

    Среди требований, предъявляемых ФГОС НОО к метапредметным результатам обучения следует особо выделить «… активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;…» [1]

    Использование информационных технологий позволяет сделать урок по-настоящему развивающим, современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

    - обеспечить положительную мотивацию обучения;

    - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

    - обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

    - повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

    - усовершенствовать контроль знаний;

    - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

    - формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

    - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Умение учиться является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

    УУД заявлены к формированию на всех предметах, в том числе на уроках «Окружающего мира».

    Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» является формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание программы отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа - человек - общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. [4]

    Преподавание уроков предмета «Окружающий мир» строится на использовании системно – деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности как таковой.

    Отличает такую систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей), что позволяет учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.

    Использование ИКТ на уроках «Окружающего мира» возможно на любом этапе: этап самоопределения к деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа, включение в систему знаний и рефлексия деятельности.

    Так, в 1 классе (тема «Наши помощники – органы чувств») на этапе самоопределения к деятельности  ИКТ используется как демонстрационное средство.

    Слайд 3 (зимний пейзаж)

    Зима, холодно. Так хочется тепла, солнышка. А вы хотите в лето? А давайте поколдуем. Закройте глаза. И начинаем считать: раз, два, три. Откройте глазки.  

    Слайд 4 (летний лес, звуки леса)

    Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая?

    Слайд 5 (кора дерева)

    Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?

    Слайд 6 (камни, песок)

    А вот около речки увидели камни. Расскажите, какие они.

    -Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?

    Ягода красная, сладкая, ароматная. Ствол дерева шершавый. Камень круглый и холодный.

    Что вам помогло дать такие ответы?

    Глаза, нос, руки, рот.

    Подумайте и попробуйте определить тему нашего урока. [5]

    А на уроке по теме «Путешествие капельки» (2 класс) при показе круговорота воды в природе учитель использует не привычную схему, а интерактивный плакат, на котором изменение агрегатных состояний воды показано с использованием анимации.

    Подобный интерактивный плакат – «Физическая и политическая карта полушарий» может быть использован при изучении раздела «Мы – жители Земли» (2 класс). [8] Здесь же используется модель – карта Солнечной системы, дающая возможность не только рассмотреть планеты под любым углом, но и проследить траекторию их движения, а также получить краткую характеристику интересующего объекта. [7]

    На уроке по теме «Что мы знаем о воде?» на этапе открытия новых знаний при определении свойств  воды невозможно  обойтись без опытов. Однако некоторые опыты потенциально опасны (например, переход воды из жидкого в газообразное состояние). Здесь неоценимую помощь оказывает ЭОР «Кирилл и Мефодий» (уроки для 2 класса). С одной стороны,  опыт неопасен, т. к. его проводит виртуальный персонаж, а с другой стороны,  проведением опыта руководит сам обучающийся, т. е. от его (обучающегося) действий зависит тот или иной результат опыта. Срабатывает принцип деятельности, который подразумевает получение знаний не в готовом виде, в ходе самостоятельной или групповой работы.

    Насыщенность и объемность материала, данного для изучения по одной теме, подразумевает самостоятельную работу (принцип минимакса и вариативности). И здесь ЭОР, составленные авторами программы, просто незаменимы. Обучающийся работает с ЭОР не только на уроке, но и самостоятельно дома, имея возможность вернуться в начало темы или (при достаточно высоком уровне усвоения материала) просмотреть «Материалы для любознательных» и проверить свою эрудицию по данному вопросу. Кроме того, ЭОР содержит фото и видеозаписи, которые дополняют целостную картину изучаемой темы. [5]

    ИКТ позволяют также обучающемуся творчески подходить к процессу выполнения домашнего задания. В качестве проверки домашнего задания возможно предложить обучающимся интерактивное тестирование. Многие из интерактивных тестов, созданных в программе Microsoft Office PowerPoint не только оснащены возможностью выбора правильного ответа и перехода от одного вопроса к другому, но и имеют функцию выставления отметки и определения количества неверных ответов.

    Создание мультимедийных презентаций стало одной из распространенных форм защиты проектов и исследовательских работ. Оформление работы в виде презентации дает возможность наглядно, четко, кратко ознакомить слушателей с проведённым исследованием. На этапе представления своих исследований учащиеся должны не только ознакомить слушателей с темой, целями и задачами своего исследования, но и уметь ответить на возникшие в ходе выступления вопросы, отстоять свою точку зрения, приведя веские аргументы.

    Результативность использования ИКТ по формированию универсальных учебных действий возможно отследить с помощью учебно-методического комплекта «Учимся учиться и действовать», который представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.[3]

    Данные о результатах проведения данного мониторинга позволяют говорить о наличии прогресса в формировании универсальных учебных действий при использовании информационно – коммуникационных технологий.

                                                                                                                          Таблица 1.

    Мониторинг УУД. 2 класс. Обобщенный прогресс в развитии УУД в целом по классу

     

    Блоки умений

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    % детей, имеющих прогресс  в развити УУД

    60%

    45%

    Таблица 2.

    Мониторинг УУД. 2 класс.

    Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу.

     

    Планирование

    Оценка

    Анализ

    Синтез

    Сравнение

    Классификация

    Обобщение

    Причинно-следственные связи

    % детей, имеющих прогресс  в развитии УУД

    60%

    60%

    40%

    72%

    36%

    44%

    48%

    28%

    Диаграмма 1.

    Однако использование компьютерных технологий в школе, особенно начальной, затруднено ограничениями Санитарных Правил и норм, СанПиН. «Допускается нахождение детей перед экраном компьютера не более 10-20 мин в день, что почти исключает возможность использования компьютерных обучающих программ».  [6] Кроме того, чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Необходимо подчеркнуть, что понимание процесса обучения в информационном обществе не требует отказа от традиционных дидактических представлений, но требует их развития, рассмотрения с новых позиций, в том числе и с различных дидактических подходов.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Н.И. Захарова. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

    2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. (Работаем по новым стандартам).

    3. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2013.

    4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. 2 – е изд., стереотип. М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

    5. Окружающий мир : 1 – 2 классы : методика обучения / Н.Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. 368 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

    6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: ООО «РИТМ», 2005.

    7. http://nsportal.dubrowina.ru

    8. http://pedsovet.su/load/403


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

    В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

    Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

    Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

    Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

    Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

    Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

    Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам «Великая цель образования- это не знания, а действия!»   Ге...

    Исследовательская работа как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

    Вашему вниманию   представлены  педагогические разработки по реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебного предмета  «Окружающий  мир» по п...