Главные вкладки

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
    статья на тему

    Берзина Наталья Николаевна

    Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Учитель начальных классов Берзина Наталья Николаевна МБУ «Классическая гимназия № 39»

    Слайд 2

    Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

    Слайд 3

    Системно - деятельностный подход Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ещё один важный момент-это системность.

    Слайд 4

    Подводящий к открытию знания диалог Например, тема урока «Число и цифра 7» 3,4,6,2,1,5, 7 Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» мухоловка мухоловка

    Слайд 5

    Окружающий мир 1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося. 2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки. 3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа. 4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона. 5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

    Слайд 6

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Храм Святой Софии в Новгороде. Когда появились люди на территории нашей страны по данным науки? Первые люди появились на территории нашей страны около 40 тысяч лет назад. Что удивило Илюшу? Памятник, который он видел, называется «Тысячелетие России». Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.

    Слайд 9

    Тема «Предложения по цели высказывания». Лист № 2 почему растаял снег потому что наступила весна ярче светит солнышко прилетели весёлые скворцы скоро появятся птенцы не шуми в лесу

    Слайд 10

    Тема «Предложения по цели высказывания». Найдите стр. 137. Рассмотрите иллюстрации и прочитайте предложения к ним. С какой целью произносится первое предложение? Запишите. С какой целью произносится второе предложение? Запишите. С какой целью произносится третье предложение? Запишите.

    Слайд 11

    Виды предложений по цели высказывания



    Предварительный просмотр:

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

    Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

            Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

        Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

           Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

    Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

    Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

    Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Но если выполнять такие задания время от времени, то большой пользы не будет. Поэтому термин деятельностный метод соединяется с термином системный. Сегодня мне бы хотелось не рассказывать вам теорию, а показать некоторые фрагменты уроков, как можно построить обсуждение, построение плана урока, работу в группе, объяснение нового материала.

    Начнём с первого класса. К нам приходят дети, которые ещё ничего не умеют. Важно научить ребят уже с первого класса определять тему урока, ставить цель,  планировать свою деятельность. Эту работу можно построить с помощью подводящего к открытию знания диалога.

    Например, тема урока «Число и цифра 7». Можно объявить эту тему, а можно записать на доске ряд цифр: 3,4,6,2,1,5, 7. И начать с детьми проблемный диалог.

    Прочитайте числа.

    Что заметили?

    Кто знает, что это за цифра?

    Какое число мы обозначим этой цифрой?

    Какова же тема нашего урока?

    Чему мы должны научиться?

    Составим план изучения нашего материала.

    Расположите числа в порядке возрастания, определите место числа 7 в натуральном ряду. Как получили 7? После какого числа стоит 7? На сколько оно больше 6-ти? Значит как получить 7? Прибавить к 6-ти 1.

    Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

    На доске записано слово мухоловка. В первом слове выделен корень мухолов, а в другом два корня мух и лов.

    Встречались ли нам с вами такие слова?

    Где же правильно выделен корень.

    - Давайте попробуем найти ответ на вопрос.

    Почему птичка так называется?

    - Запишите «ловит мух»

    - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень.

    - Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

    - Есть ли корни -мух- и -лов- в слове «мухоловка»?

    - Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

    Простые ли эти слова? А как можно их назвать?

    - Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

    Если строить таким образом диалог с детьми каждый урок, то во втором классе они будут самостоятельно определять тему, цель и строить план своих действий.

    Очень важно, создать проблемную ситуацию. Когда возникает противоречие, то всегда хочется найти ответ.

    Очень нравилось мне работать по программе «Школа 2100» на уроке окр. мира. Приведу пример создания проблемной ситуации на уроке. Тема «КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?» Это 3-й класс. Постановка   проблемы на этих уроках всегда плавно выходит из этапа «Актуализации знаний».  В третьем классе дети уже достаточно хорошо умеют работать в группе. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя.

    Ученики делятся на 5 групп. Каждая группа получает текст с описанием находок археологических слоёв разных времён или иллюстрации Лист может быть формата А4, текст написан шрифтом, удобным для чтения ученикам, работающим в группе, века – крупно, чтобы читались с последних парт.

    1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося.

    2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

    3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

    4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

    5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

    Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.)

    Представители от групп учеников, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу.

    – Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники.)

    – Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.)

    – Эти предметы сделаны людьми? (Да.)

    – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.)

    На доске появляется запись:

    На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди.

    Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.)

    На доске появляется запись:

    России тысяча лет.

    Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.)

    Какой возникает вопрос?

    Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

    У детей всегда после такого обсуждения и противоречия возникает живой интерес узнать истину. Далее работать на уроке очень легко, никого не надо заставлять. Дети также остаются работать по группам, у них есть задания. Они сами находят информацию, естественно под направлением учителя.

    Дети должны учиться находить информацию в различных источниках. Этому тоже нужно начинать учиться с первого класса. Возьмём для примера урок окружающего мира. В этом году на уроке была тема «Комнатные растения». Конечно, в процессе урока мы разобрали все отличия комнатных растений от уличных. И вот пришло время знакомиться с названиями цветов. Я показала детям презентацию, посмотрели, почитали названия, но в голове осталось мало (объём то большой). Поэтому приготовила детям на самоклеющейся бумаге названия комнатных растений, вырезала их.  Детям разрешалось брать столько названий, сколько хотелось. Было условие, что одно название приклеил, приходишь за другим. Когда смотрели презентацию, всё было понятно, все знали цветы. Как только взяли названия, начались вопросы, а как они выглядят? а это какой цветок? Поэтому все зашли в класс и стали обсуждать, как же нам наклеить правильно названия. И тут пошли предложения, Посмотреть на презентации как выглядят цветы, взять «Атлас-определитель» в программе «Перспектива» есть такой, автор Плешаков. Вот они взяли эти атласы, искали картинку, искали этот цветок в коридоре или классе и приклеивали названия. И вот то, что они сами наклеили, они теперь точно знают. Да ушло много времени, было не очень тихо, но результат налицо.

    Важно научить детей переводить текстовую информацию в графическую. Этому тоже начинаем учить уже в первом классе, это схемы задач, последовательность событий в рассказе и т.д. К третьему классу при систематической работе дети очень хорошо умеют переводить текстовую информацию в графическую.

     Приведём пример урока русского языка. Тема «Предложения по цели высказывания».

    Начинается с проблемной ситуации.

    Ребята, мне сегодня передали текст, но я никак не могу в нём разобраться. Может, вы мне поможете? Найдите лист № 2. Прочитайте текст.

    Почему растаял снег потому что наступила весна ярче светит солнышко прилетели весёлые скворцы скоро появятся птенцы не шуми в лесу

    - Что мешает вам прочитать и понять текст?

    - Какие знаки ставятся в конце предложения? Почему?

    - А от чего зависит, какой знак нужно поставить?

    Каждое предложение мы произносим с определённой целью. И у каждого предложения есть своё название.

    Так что же мы сегодня должны узнать?

    Соберите рассыпавшиеся слова  и вы получите тему нашего урока.

    по, Виды, цели, предложений, высказывания

    -Что же мы сегодня должны узнать и чему должны научиться? Составим план своей работы исходя из темы урока.

    - Какие бывают предложения по цели высказывания?

    - Почему они делятся на такие виды?

    -Научиться различать виды предложений по цели высказывания

    Работа с учебником.

    Приступим к выполнению нашего плана. Возьмите карточку № 3. выполните задания со своими одноклассниками. Запишите ответы на вопросы прямо в карточку.

    Найдите стр. 137.

    Рассмотрите иллюстрации и прочитайте предложения к ним.

    С какой целью произносится первое предложение? Запишите.

    С какой целью произносится второе предложение? Запишите.

    С какой  целью произносится третье предложение? Запишите.

    Работа с определением

    Прочитайте правило на стр. 138.

    -Что узнали из правила?

    На какие вопросы нашего урока мы уже ответили?

    -Что может помочь быстрее запомнить правило? (составить опорную схему)

    На листе, фломастерами нарисуйте опорную схему к данному правилу.

    Оцените свою работу.

    Очень люблю на уроках использовать групповую работу. В 4-м классе у меня практически всегда парты соединены по две и дети работают в группе по 4-6 человек. На каждый урок составляется план работы для групп и дети работают сами: распределяют роли, работают по цепочке, обсуждают сложные вопросы, выбирают кто считает примеры, кто решает задачи. Очень любят в группе составлять рассказы по картинкам. Одному трудно, не всегда получается грамотно, а в группе всё получается.

    Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

    В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

    Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

    Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

    Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

    Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

    «Реализация системно -деятельностного подхода в обучении младших школьников»

    Презентация выступления на семинаре-практикуме по преемственности между детским садом и школой....

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

    Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам «Великая цель образования- это не знания, а действия!»   Ге...