« Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе»
материал (1 класс) по теме

Данный материал познакомит коллег с различными приемами рефлексии, повысит мотивацию к овладению приемами  развития рефлексивной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_priyomy_refleksii_v_uchebnoy_deyatelnosti.pptx823.25 КБ
Файл master-kl.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2016г Мастер- класс …Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя. Ф. Феллини

Слайд 2

Притча

Слайд 3

И НДИВИДУА Л ЬНО С ТЬ МЫШЛ Е НИЕ ВОСП Р ИЯТИ Е Ф И К САЦИ Я К С И Л Е Р Е Ф Я РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 4

Что такое рефлексия?

Слайд 6

В.Г.Белинский

Слайд 8

Д.И.Менделеев

Слайд 11

Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание и самопознание. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 12

Мастер- класс «Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе»

Слайд 13

Рефлексия бывает:

Слайд 14

Виды рефлексии с точки зрения психологии:

Слайд 15

Цель рефлексии

Слайд 16

Зачем? Для обучающихся: Для педагогов: Обобщение результатов Выяснение впечатлений Отметить успехи, достижения Обрисовать перспективы движения Подведение итогов( Что узнали? Как работали?) Оценка собственной работы Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.

Слайд 17

Виды рефлексии по цели:

Слайд 18

Рефлексия настроения и эмоционального состояния « Цветик – многоцветик » Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста . Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 19

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Солнышко» .

Слайд 20

Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» .

Слайд 21

Рефлексия деятельности «Дерево успеха» .

Слайд 22

Рефлексия деятельности «Яблоня» .

Слайд 23

Приёмы рефлексии содержания учебного материала . Синквейн «Ромашка Блума » Первая строка – название темы(одно существительное); Вторая строка – описание темы в двух словах, два прилагательных; Третья строка- описание действия в рамках этой темы тремя словами; Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 24

Простые вопросы Уточняющие вопросы Интерпретационные вопросы Творческие вопросы Оценочные вопросы Практические вопросы Ромашка Блума

Слайд 25

Приём рефлексии «Шесть шляп мышления» Констатирует факты, информацию, не используя при этом оценки и эмоции. Называет только «плюсы» Говорит о «минусах» Говорит о чувствах Размышляет с позиции творчества Делает выводы, обобщение, определяет ряд вопросов и проблем

Слайд 26

Что решили сделать братья? Меняйте шляпы, коллеги!

Слайд 27

Виды рефлексии с точки зрения психологии

Слайд 28

Рефлексивная мишень Степень интереса Степень новизны Степень возможности использования в своей практике Степень актуальности 5 4 3

Слайд 29

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами». Г . Лессинг

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Пензенская область  Бессоновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1с.Грабово

МАСТЕР-КЛАСС

« Приемы рефлексии на современном уроке

 в начальной школе»

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Егоркина Лариса Юрьевна

2016 год

Цель: познакомить коллег с различными приемами рефлексии,  повысить их  мотивацию к  овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер - класса:

   - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории.  Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя что-то новое.

     - Эпиграфом к нашей работе хочется взять слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя».

 - А сейчас послушайте  притчу

    Случилось это в Средние века.
   Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать
о своей работе.
     - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
   - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
  - Со стороны,  кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

- Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой,  отвечали по-разному?  Почему так вышло? (Высказывание участников)

  • Каждый из нас – индивидуален
  • Мыслим по-разному
  • Воспринимаем по-разному
  • Разная фиксация воспринимаемого, своё видение..

-Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.

      Из букв, выделенных в этих словах, составьте слово. Это ключевое слово нашего мастер-класса

     Получилось слово «рефлексия».

    Слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Я думаю, что оно всем знакомо.

       Для дальнейшей работы предлагаю вам образовать шесть групп,  состоящие из 4 человек.

    -Что же такое рефлексия?

- У каждой группы имеется лист, на котором написано слово «Рефлексия», вам необходимо написать свои ассоциации с этим термином.

- Давайте озвучим свои ассоциации.

 Я бы хотела внести некоторые дополнения.

         Термин «рефлексия» прошел долгий путь от зарождения до зрелости. История термина восходит к началу ХIX века, зародившись в Западной Европе, в Россию он пришел в 30-40-е годы того же века, но долгое время оставался малопонятным, со смутно улавливаемым смыслом.

    Одним из первых использовал рефлексию в литературной критике В.Г.Белинский, анализируя роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Существенный сдвиг в развитии сути рефлексии произошёл в XX веке.

В 50-е – исследовательская работа в этом направлении.

В 60-е – период расцвета, а в 80-е – исследования так популярны, что семинары, конференции, на которых осуществляется обмен научными результатами, становятся обыденным явлением. Слово «повзрослело»,  обрело «солидность», рефлексию активно изучают литературоведы, методологи науки, педагоги, психологи, историки. Ныне рефлексия – достаточно устоявшееся понятие, широко используется в науке и практической деятельности.

    Именно высоко развитая способность к рефлексии помогла Д.И.Менделееву открыть свою периодическую систему элементов и уложить её в рамки универсальной таблицы, а А.С.Пушкину написать многие бессмертные строки, Г.Каспарову и другим гроссмейстерам воплотить в жизнь блестящие шахматные идеи. Почти каждое научное открытие – это результат рефлексивного мышления.

  «Рождение рефлексии – это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не  наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987г.)».

            Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлексирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.

- Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад.

- Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

- Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

 - Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

-   Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».                                                                                                                                                                                                                                                                                -   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 

Приемы рефлексии на современном уроке  в начальной школе и  станут предметом нашего мастер-класса.

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

В психологии различают несколько видов рефлексии

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Основная цель рефлексии - вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности.

Зачем необходима рефлексия на уроке?

 Для ученика-

  • Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)
  • Обобщение результатов
  • Выяснение впечатлений
  •  Отметить успехи, достижения
  • Обрисовать  перспективы движения

Для учителя

  • Оценка собственной работы
  • Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

       Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

     Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик».  Перед каждым из вас лежат лепестки разного цвета,  выберете для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего  настроения. А теперь все лепестки соберем в общий цветок.

Значение цветов:

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Следующий  рефлексивный прием «Солнышко».

Инструкция: Закончите  предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.  

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

3.Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

 Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов  и поиск ответов на них. Мысль в подарок: «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы».

       Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Используя  прием рефлексии «Ромашка Блума» проведем рефлексию содержания наших курсов. Каждая из 6 групп выберете для себя один лепесток и соответственно определенный тип вопросов. Ваша задача составить вопросы по содержанию наших курсов.

Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.

Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что?..»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях  такие вопросы могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» и т. д.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» и т. д.

На выполнение работы даётся 3 минуты.

Выступление групп.

Прежде чем познакомить вас с еще одним приемом рефлексии послушайте притчу

     В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

    Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

    Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

   Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

   Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

   Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

   Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

    Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

    Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

    Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

 Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы вновь будут наши курсы.

Братья в белой шляпе будет искать  только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

Братья в красной шляпе – проанализируют курсы с позиции чувств, расскажут нам,  какие испытали чувства.

Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание курсов с позиции оптимиста.

Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Ну а братья  в синей шляпе  попытаются представить нам всю картину наших курсов в целом, объяснят смысл происходящего и подскажут, куда двигаться дальше.

На выполнение работы даётся 5 минут.

Выступление «братьев».

- А теперь послушайте окончание притчи.

    Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

- Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

- Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.  Меняйте шляпы, коллеги!

- Очень часто мы пытаемся одновременно удержать информацию, и при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя). В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.                         Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

     Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Современный школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

   Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

    В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

   Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

    В заключении прошу оценить данный мастер - класс, используя еще один прием рефлексии «Рефлексивная мишень» Каждый участник мастер-класса маркером четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов мастер-класса.

(Провожу краткий анализ «мишени»).

  Свой мастер-класс хочу закончить словами немецкого философа Г.Лессинга:  

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современный урок начальной школы в формате ФГОС нового поколения"

Данная презентация может быть наглядным сопровождением сообщения или доклада по теме "Современный урок в формате ФГОС", на школьных методических объединениях, родительских собраниях....

Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...

Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе

Рекомендуется для работы в начальной школе....

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи....

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...

Тема выступления «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...