Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе
методическая разработка по теме

Репина Светлана Николаевна

Рекомендуется для работы в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Подготовка к выступлению:

  1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
  2. Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

– Уважаемые коллеги, покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Слайд 1. Тема моего выступления: «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Моя цель:

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

А Ваша цель? (ответы)

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Слайд 2.  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Слайд 3. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 4.

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает: Слайд 5.

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) 
групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Слайд 6.

  • Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Слайд 7.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния. Слайд 8.

  1.  Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
  2.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  3.  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Слайд 9. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  1. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
  2. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  3. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  4. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
  5.  «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 10.

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10.  У меня получилось …
  11.  Я смог…
  12.  Я попробую…
  13.  Меня удивило…
  14.  Урок дал мне для жизни…
  15.  Мне захотелось…

«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

http://festival.1september.ru/articles/626313/1.gif

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

РЕФЛЕКСИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы)

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия

 - цветовое изображение настроения

у учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;

 Приём  «Букет настроения» (бумажные цветы: красные и жёлтые раздаются в начале урока);

 «Дерево чувств» (если чувствуешь себя хорошо, комфортно, то вешай на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Настроение – цвет:

Красный – восторженное;

Оранжевый – радостное, тёплое;

Жёлтый – светлое, приятное;

Зелёный – спокойное;

Синий – неудовлетворённое, грустное;

Фиолетовый – тревожное, напряжённое;

Чёрный – упадок, уныние.    

- Состояние моей души. Рисуется лесенка на доске с 5 ступенями. У каждой своё название: 1) Крайне скверно. 2) Плохо. 3)Хорошо. 4) Уверен в своих силах. 5) Комфортно.

Ребёнок ставит изображение человечка на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

- «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе Выполнила: Репина Светлана Николаевна

Слайд 3

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий .

Слайд 4

С феры человеческой сущности: физическую сенсорную интеллектуальную духовную

Слайд 5

Рефлексия бывает: а ) индивидуальная – формирование реальной самооценки. б ) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы.

Слайд 6

В иды рефлексии: Коммуникативная Личностная Интеллектуальная

Слайд 7

Классификация рефлексии: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала

Слайд 8

Приемы рефлексии эмоционального состояния

Слайд 9

Рефлексия деятельности Лесенка успеха Наряди ёлку Дерево успеха Поезд Поляна

Слайд 10

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 11

С инквейн первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Слайд 12

Кластер понятие

Слайд 13

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Автор: Репина Светлана Николаевна, учитель начальных классов

МОУ «НОШ № 37» города Сыктывкара Республики Коми

Технологическая карта выступления по теме «Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Тема

Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе.

Цели

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Планируемый результат

Предметные: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Метапредметные: Уметь  определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Рефлексия. Синквейн. Ранжирование. Шпаргалка. Кластер.

Межпредметные связи

Обучающие уроки, внеклассные занятия, выступления и т. д.

Ресурсы: основ-ные,  дополни-тельные

МФУ, карточки весёлого и грустного человечка, таблицы.

Орг. простр.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах

Автор: Репина Светлана Николаевна, учитель начальных классов

МОУ «НОШ № 37» города Сыктывкара Республики Коми

Технологическая карта выступления по теме «Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Тема

Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе.

Цели

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Планируемый результат

Предметные: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Метапредметные: Уметь  определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Рефлексия. Синквейн. Ранжирование. Шпаргалка. Кластер.

Межпредметные связи

Обучающие уроки, внеклассные занятия, выступления и т. д.

Ресурсы: основ-ные,  дополни-тельные

МФУ, карточки весёлого и грустного человечка, таблицы.

Орг. простр.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...

« Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе»

Данный материал познакомит коллег с различными приемами рефлексии, повысит мотивацию к овладению приемами  развития рефлексивной деятельности учащихся...

Тема выступления «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...