Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Янгирова Байна Назмутдиновна

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо  обеспечить  новыми  умениями, которые  позволят  ему  жить, творить, развиваться.  В  решении  данных  проблем  ведущая  роль  отводится  учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках  русского  языка.

 

 Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. И основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить каждого ребёнка качественным образованием на первой ступени обучения. 

 В современной начальной школе сегодня ребёнка уже недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями, которые позволят ему жить, творить, развиваться. 

 Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учёбе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить детей учиться. И только тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего труда. 

Проблем много. В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведённый с применением современных технологий, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. А это, в свою очередь, приведёт каждого учителя к реализации главной цели- повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. 

Обучающиеся  1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного яркого иллюстративного материала. 

На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой.  Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам. 

Обучающиеся   проводят исследовательскую работу. Проекты, которые защищают дети, помогают  развивать у них самостоятельность, умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию, развивать познавательную деятельность

Многие обучающиеся моего  класса принимают активное участие в интернет-марафонах, интернет-олимпиадах,конкурсах. Мы, педагоги, имеем возможность участвовать в работе интернет- форумов, интерне- педсоветах и др. 

Каждому из нас  необходимо помнить, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должны выполнять такую образовательную функцию, которая поможет каждому ребёнку разобраться в потоке информации, понять её, запомнить, и применить в жизни.

     Планируя урок, я стараюсь тщательно продумать цель, место и способ использования данной технологии. Всё это позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. 

Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интереса к учебе, построить урок  так, где каждый ученик независимо от индивидуальных способностей становится активным участником учебной деятельности.

            Я  провожу   индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей и родителей. Тематика - разнообразная. Начиная от консультаций для усвоения учебной программы до решения личных вопросов, связанных с  моими учениками. Также я стараюсь привлекать родителей к участию и помощи в организации, проведении мероприятий вместе с их детьми. Это помогает в становлении  детского и «взрослого, родительского» коллективов.

           Анализируя  свою  деятельность  за  5 лет  работы  в  системе  ФГОС  в начальной  школе, положительные  моменты, риски, хочется  отметить, что проектирование  образовательного  пространства, реализация и  достижение планируемых  результатов  в ходе  учебного  процесса  не  происходят автоматически – требуется  серьезная  и  трудоемкая  работа  учителя  по организации  и  выстраиванию  учебного процесса, отвечающего  положениям стандарта.

          Что   же  изменилось в нашей работе  при   введении   ФГОС?

  Изменился учебно-методический комплекс. В  учебнике  появились странички  для  подготовки  проектов  по  всем  предметам.

  Произошли изменения в организации урока.Наша  задача -  стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.

  По  ФГОС  ребёнок  должен  научиться  объективно  оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища.

  На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения.

  Изменились  формы  организации  деятельности  учащихся. Ребята    на уроке  работают  в  парах, в  группах, самостоятельно, что  способствует развитию  коммуникативных  навыков.

  Изменилась система контроля результатов. В  диагностические  работы включены  нестандартные  задания, которые  направлены  на  развитие логического  мышления, творчества  и  умения  применять  знания  в  жизни.

     На  уроках  русского  языка   я  широко  ввожу  разные  формы представления   учебного  содержания,  учебных  задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами).  Используем  единую  памятку «Пишу грамотно». Кроме  этого, пользуемся  карточками- орфограммами. Ученики  быстрее запоминают  трудные  понятия, формируется  алгоритм  ответа  при комментированном письме. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Однако, все  может  оказаться  полезным  только в  случае  создания  благоприятной  атмосферы  в  классе – атмосферы поддержки  и  заинтересованности  в  каждом  ребенке. 

    Современный урок русского  языка  в  условиях введения ФГОС.

1.Мобилизация(предполагает включение обучающихся в  активную  интеллектуальную деятельность).

2.Целеполагание (обучающиеся  самостоятельно  формулируют  тему и  цели  урока).

3.Осознание  недостаточности  имеющихся  знаний (я  способствую  возникновению на уроке  проблемной ситуации, в  ходе  анализа  которой  обучающиеся  понимают, что  имеющихся  знаний  для  её  решения  недостаточно).

4.Коммуникация (поиск  новых  знаний  в  паре, в  группе).

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль.

6.Рефлексия (осознание  обучающимся  и  воспроизведение  в  речи  того, что  нового  он  узнал  и  чему  научился  на  уроке).

Требования, предъявляемые  к  современному  уроку  русского  языка  в  условиях  внедрения  ФГОС.

     Планирование  обратной  связи.Учитель  должен  спланировать  свою  деятельность  и  деятельность  обучающихся, четко  сформулировать  тему, цель.задачи  урока. Урок  должен  быть  проблемным  и  развивающим: учитель  сам  нацеливается  на  сотрудничество с обучающимися  и  умеет  направлять  их  на  сотрудничество  с  учителем  и  одноклассниками.

     Хорошо  организованный  урок  в  хорошо  оборудованном  кабинете  должен  иметь  хорошее  начало  и  хорошее окончание.

     Учитель  должен  организовать  проблемные  и  поисковые  ситуации, активизировать  деятельность  обучающихся. В  центре  внимания  урока- дети.

     Минимум  репродукции, максимум  творчества  и  сотворчества.

     Использовать  технологии  времясбережения  и  здоровьесбережения.

     Урок  должен  быть  добрым.

     Вывод  делают  сами  оучающиеся.

     Необходимо  учитывать  уровень  и  возможности  обучающихся.

     Чередовать  формы  работы: групповые, парные, индивидуальные.

   

 Подготовка  к  такому  уроку  состоит  из  нескольких  шагов:

1.Определение  нового. Учитель  четко  определяет, какое  новое  знание  должно  быть  открыто  на  уроке. Конструирование  проблемной  ситуации. Современный  урок  русского  языка, направленный  на  формирование  метапредметных  и  личностных  результатов,-это  проблемно-диалогический  урок.

2.Планирование  действий. Когда  проблема  урока  будет  сформулирована, начинается  его  основная  часть- коммуникация.На  этом  этапе  предполагается  самостоятельная  работа  обучающихся.

3.Планирование  решений. Планируя  решение  проблемы, необходимо, во-первых,сформулировать  свой  вывод  по  проблеме, к  которому  при  помощи  учителя  обучающиеся  могут  прийти  сами; во-вторых, выбрать  такие  источники  получения  обучающимися  необходимых  новых  сведений  для  решения  проблемы, в  которых  не  будет  содержаться  готового  ответа, вывода, формулировки  новых  знаний.

4.Планирование  результата. Сценарий  урока  предполагает, что  учитель  должен  продумать  возможное  выражение  решения  проблемы. Необходимо  запланировать  задания  для  применения  нового  знания.Следует  помнить, что  задания  должны  носить  проблемный  характер, нацеливать  обучающихся  на  поисковую  или  исследовательскую  деятельность, предполагать  групповую  или  индивидуальную  работу. 5.Должна  быть  организована  проверка  работ.Это  способствует  реализации  коммуникативности  современного  урока.

6.Хорошо  продумать  рефлексию  урока. Это  осознание  обучающимся  и  воспроизведение  в  речи  того, что  нового  узнал, чему  научился, в  каких  своих  навыках  он  продвинулся  дальше.

  Современный урок  русского  языка   отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения: таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут  качественными.

Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии.

 Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка имеет ряд преимуществ:

- обучающиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литературное  чтение  дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

     Конечно, не всё гладко, проблем  много:  и  техническая  сторона,  и методическое  обеспечение  обучения  младших  школьников  требует поддержки, но  жизнь  не  стоит  на  месте. 


    Я  желаю  всем  нам  идти  в  ногу со временем, вместе с детьми открывать новые  технологии, быть здоровыми  и  счастливыми.
         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реал...