ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лукина Ирина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Говоря о личностно – ориентированной дидактике, необходимо выделить проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития.

Но полностью осуществить индивидуальный подход возможно только при индивидуальном обучении. В современных условиях это исключительно трудно из-за большого количества обучающихся в классе. Легче разделить всех детей на группы с близкими индивидуальными особенностями и обучать их. Но по какому принципу произвести это разделение? Природа уже предложила нам деление на две группы, два типа психики, различия между которыми эволюционно закреплены в разной организации мозга, разной физиологии и биохимии организма, - это мужчины и женщины, мальчики и девочки.

В связи с этим по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Школа оказывает большое влияние на процесс гендерной социализации, обучая школьников моделям поведения в обществе, соответствующим понятиям «мужское» и «женское». Определяя свою гендерную роль, каждый школьник готовится к дифференциации деятельности, усваивая шкалу статусов, прав и обязанностей индивида в зависимости от половой принадлежности.

Таким образом, гендерные особенности школьников – это признаки гендерной идентичности, усвоенные и проявляемые школьниками как частичное отражение гендерных стереотипов всего социума. В процессе обучения (взросления и формирования личности) гендерные характеристики школьников меняются.

Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, т.е. самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Актуальность подобного подхода к педагогическому воздействию на личность очевидна.

Воспитание детей во всех традиционных культурах было гендерно маркированным. Об этом говорит, например, существование в Японии по сей день государственных праздников День девочек и День мальчиков, которые имеют древние традиции, свою символику, сопровождаются специальными ритуалами. А в нашей стране есть 8 марта и 23 февраля, День Матери и День Отца. В славянской народной педагогике отчетливо прослеживаются тенденции дифференцированного воспитания детей. Как показывает анализ фольклора, целью воспитания у наших предков являлось освоение мальчиками роли мужчины как добытчика, защитника семьи, девочками – роли матери, жены, хранительницы семейного очага. Залогом успешного воспитания выступал положительный пример родителей – матери и отца, мужчины и женщины. У наших предков существовала традиция заворачивать новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Считается, что это связано с программированием характера ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

Среди развивающихся в педагогике идей дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку переживает второе рождение идея раздельного обучения. Ее сторонники утверждают, что необходимо применять специальные подходы как к мальчикам, так и к девочкам, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, справиться с проблемами учения и становления ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов называют гендерной педагогикой.

Учёные выделили основные гендерные различия детей младщего школьного возраста.

У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.

Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходя мальчиков в речевых способностях.

Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, их мозг не приспособлен к этому. Чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.

Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и шумное поведение на переменах.

У мальчиков лучше развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.

У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают домашнее задание. В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста. Причины неуспеваемости у девочек и мальчиков различны: у девочек основная причина – слабое здоровье, у мальчиков – несформированность навыков учебного труда, отрицательное отношение к учёбе, низкий уровень воспитанности.

Исходя из особенностей гендерного развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста, можно дать несколько рекомендаций по выстраиванию учебного процесса:

• Предлагая мальчикам учебные задания, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Нужно подтолкнуть к тому, чтобы он сам открыл принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок. А с девочками лучше до начала работы разобрать алгоритм выполнения задания и затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач;

• Для развития у мальчиков сенсорного восприятия предметов и явлений следует больше давать им потрогать ту или иную вещь; для развития у них вербальных навыков – чаще предлагать им рассказывать и выдумывать. У девочек нужно развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

• Необходимо разрешать мальчикам больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство.

• Уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

И тут понимаешь, что нужны нетрадиционные (непривычные, особые) подходы к обучению мальчиков и девочек. И выясняется, что, в принципе, все подходы, учитывающие пол, нетрадиционны, так как гендерная педагогика – молодая дисциплина.

Мальчики и девочки - абсолютно противоположные  личности  с индифферетным психологическим возрастом и формированием общих знаний. Соответственно каждому из них требуется особый подход в обучении и разные его темпы.

Вот простой пример из практики работы: девочки/девушки, уж так они устроены лучше усваивают материал путем повторения уже полученных знаний - юноши же мгновенно схватывают материал, жаждут нового и не переносят повторения. К тому же, девочки в большом своем количестве являются визуалами - то есть усваивают информацию в основном за счет зрительного канала, а юноши - аудиалы.

У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия. Следует варьировать формы учебной деятельности: индивидуальные, групповые, в парах. Для девочек лучше сначала детально объяснить, как надо выполнять упражнение, решать задачу. Мальчикам, напротив, надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть их на нахождение принципа решения - только так они понимают и запоминают. Девочки могут решать задачу речевым способом, а мальчикам помогут модели схемы. Большинство мужчин, мальчиков превосходят женщин, девочек в видеопространственных умениях.

При объяснении нового мальчики не терпят повторений (они просто отключаются от процесса обучения при повторениях учителя), в то время как девочки нуждаются в них, без повторений девочки намного хуже осваивают учебный материал. Оптимальный путь познания большинства мальчиков – от практических действий к теоретическим положениям; оптимальный путь познания большинства девочек – от теории к практике.

Мальчикам целесообразно рассказывать о новом, подавать материал урока, объяснять что-либо в высоком темпе; девочкам - в умеренном. Если мальчики устали – им помогают шутки, а девочкам – физические упражнения. Мальчики не склонны к детализации и тщательному изучению мелочей: они могут быстро решить труднейшую задачу, но ошибиться в расчетах. Девочки же склонны действовать аккуратно, они более внимательны к деталям.

Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются, не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы взрослый проговорил условия деятельности в группе, без этого им не понятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у взрослого. При неблагоприятных условиях, например, когда действия взрослых не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию, навязанную им взрослыми, а мальчики стараются уйти из-под контроля, не подчиниться, так как принять им несвойственное мальчикам исключительно трудно.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, например, когда взрослые ругают их. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. У девочек в эмоциональной деятельности резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, его готовность ответить на положительное или отрицательное внешнее воздействие. Часто взрослые не учитывают этих особенностей детей. Родители или учитель, например, долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, а мальчик как бы остается равнодушным. На самом деле он вовсе не равнодушен: он уже пережил пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, он не приспособлен, как девочка, долго удерживать эмоциональное напряжение и, чтобы не сломаться, он просто отключил слуховой канал. Он не слышит. Усилия взрослого пропадают впустую.

Как реагируют мальчики и девочки на оценки? Установлено, что различным образом. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как, им важно «быть хорошими» в глазах взрослых. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Когда взрослые оценивают мальчика, он вновь переживает фрагменты деятельности, которые оцениваются. Мальчики не могут отреагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла, так как он не знает, чем недоволен взрослый, он не может проиграть в мозгу свои действия. Мальчик в буквальном смысле не слышит подобного рода оценки, у него снижается активность слуховых отделов коры мозга. Девочкам же нельзя сразу сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей рационально осознать, что именно ей надо изменить.

Слово «молодец» эмоционально более значимо для мальчиков, слово «умница» – для девочек.

Таким образом, становится понятно, что в силу гендерных различий мальчикам и девочкам приходится очень трудно, когда учителя и родители предлагают им идти одним путем к познанию. А сами они недостаточно зрелы, чтобы выбирать свои пути. Важно понять их, принять такими, какие они есть, помочь в непростом мире знаний.

Подчас практически невозможно учитывать важнейшие отличия мальчиков и девочек, когда они в одном классе. Можно ли, например, построить урок с учетом принципиально разных периодов врабатываемости детей? Вероятно, можно, но это будет по сути два разных урока для учащихся, сидящих в одном классе. Вот причина, по которой создаются на разных территориях нашей страны и за рубежом классы раздельного обучения.

Выход был найден в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.

Я выстраиваю работу на уроке в своем классе с учетом гендерных особенностей учеников. Например, работа в парах и группах. Зачастую, предлагая выполнить задание в парах, не ограничиваю ребят только работой с соседом по парте. У учеников есть 1-2 минуты, чтобы они могли выбрать свою пару по интересам. Как правило, мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Работа в таком случае проходит продуктивней, эмоциональный настрой положительный.

Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету; для развития логического мышления учащихся и коммуникативных (умение общаться, сотрудничать), организационных (умение делать выбор) и творческих способностей детей.

Таким образом, гендерный подход в обучении позволяет в условиях классно-урочной системы обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных заданий обеспечить повышение качества обучения и развития каждого ученика; обеспечивает развитие их познавательной активности и интеллектуальной деятельности. Успех обязательно будет, если процесс обучения строится с учетом знаний о потребностях, интересах, уровня подготовки, познавательных интересов своих учеников и создаются оптимальные условия для овладения универсальными учебными действиями и развития способностей.

Примеры методики работы с мальчиками и девочками

1.    При изучении письменного приёма деления обязательно вспоминаем деление с остатком. При решении примеров на внетабличное умножение вспоминаем правило умножения числа на сумму и суммы на число. Т.е. всегда нужна цепочка связи с ранее изученным материалом и нового. Девочки лучше усваивают информацию, уложенную в схему. Поэтому при изучении любой темы составляю правило – алгоритм, которым потом пользуются девочки при выполнении подобных типовых заданий. Так, например, при решении составных уравнений (3 класс)  составляю с девочками правило – алгоритм. Чтобы составное уравнение, надо:

1) найти последнее действие;

2) выделить «целое» и «части»;

3) «упрощаем» уравнение, выполняя необходимые вычисления;

4) в простом уравнении снова выделить «части» и «целое»;

5) установить связи между известным и искомым, найти корень уравнения;

6) выполнить проверку.

При обучении математики девочки лучше и быстрее выполняют однотипные задания. Девочкам необходимо информацию преподносить упорядоченно, им свойственен размеренный темп подачи материала.

Лучше всего девочки работают на пошаговых технологиях, работа на уроке идёт путём перехода от простого к сложному.

2. Во время работы в разнополых группах, мальчики часто встают, перемещаются, даже могут забираться на стулья. Все это объясняется тем, что они (мальчики или дети маскулинного типа) передают энергию через мозг, заставляя двигаться свое тело. Девочки при этом, из-за более развитых слуховых и речевых центров, больше слушают, сидят спокойно и излагают на бумаге идеи противоположного пола. Работа в однополых группах приводит к несколько другим результатам. В группе девочек (феминный тип) ответы будут стандартизированными и аккуратно оформленными, а у мальчиков – множество неоформленных до конца идей. За временем, отпущенным на выполнение задания, лучше следят мальчики маскулинного типа – сказывается желание контролировать процесс. А вот группа ребят андрогинного типа наиболее успешна в учебной деятельности: им свойственна самокритика, они лучше «слышат» и педагога, и одноклассников. И мальчики, и девочки этой группы чаще являются творческими личностями, обладающими разными способностями и желающие идти дальше в своих открытиях.

На уроке математике во 2 классе при изучении темы «Площадь» я предложила смешанным по гендерным типам группам измерить в шагах длину и ширину школьного коридора и найти его площадь. При этом мальчики сразу взяли на себя роль «измерителей», с энтузиазмом мерили шагами длину и ширину коридора. Девочки с удовольствием ходили за ними, записывали результаты, аккуратно оформляли подсчеты мальчиков. Также работала одна контрольная группа, состоявшая только из девочек. Среди них преобладали девочки феминного типа. Данная группа не уложилась в отведенное время. Это произошло из-за того, что девочки долго распределяли роли, неоднократно перемеряли размеры коридора. Они сомневались, правильно ли поняли задание и несколько раз переспрашивали. В их группе не оказалось лидера, отсюда их неуверенность и повышенная тревожность.

3. На уроках литературного чтения можно прочитать такие рассказы:

  • К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”,
  • В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.

4. Также можно включать мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях.

  • Цели: сплочение класса. Формирование положительного отношения к противоположному полу.
  • Поздравление мальчиков. Подготовка к празднику 23 февраля.
  • Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта.
  • Праздник "Иван да Марья".

5. Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. Можно приглашать на собрании школьного врача и психолога.

Примерные лекции для родителей

  • Психосексуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет. Возрастные особенности младшего школьника.
  • Основные этапы психосексуального развития. Пол ребенка: родительские ожидания и предпочтения. Родительское поведение. Половые различия в поведении, сексуальное поведение. ?Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
  • Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками вне семьи; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
  • Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.

Анкета для родителей

В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.

  • Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
  • Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
  • К кому больше привязан ребёнок?
  • Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
  • Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
  • Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
  • Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
  • Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
  • Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Задания для 1 класса

  • Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

1)Посчитайте, сколько солдатиков стоит на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

2)Составьте задачу про машины по выражению: 7 + 4. Докажите, что задача составлена правильно;

3)В гаражи расставили машины. В каждый гараж умещается определённое количество машин в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько машин находится в двух последних гаражах? Объясни, как ты действовал:

1,  3, 5,  7,  …,  …

10,   7,  4,   …;

4)В одной коробке 5 солдатиков, а в другом – 7.  Задай вопрос к условию и реши задачу.

5)На стоянке 4 красные машины, а зелёных – на 2 больше. Сколько всего машин на стоянке? Подбери выражение для решения задачи:

(4 –2) + 2

(4 +2) + 4

4 – 2

Обоснуй правильность выбора.

6) Дед Мороз приготовил для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы синего цвета. Что мы увидим?

7)Трое пограничников ведут на поводках одинаковое количество служебных собак. Сколько собак у каждого, если всего их идёт рядом с военными 9?

1)Посчитайте, сколько кукол рассадили  на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

2)Составьте задачу про цветы по выражению: 7 – 4. Докажите, что задача составлена правильно;

3)На полки расставили кастрюли. На каждую полку умещается определённое количество кастрюль в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько кастрюль находится на двух последних полках? Объясни, как ты действовал:

2,  4, 6,  8,  …,  …

11,   9,  7,   …;

4)В шкатулке 7 браслетов, а колец – 5.  Задай вопрос к условию и реши задачу.

5)На полке в игрушечном магазине 8 белых медведей, а бурых – на 3 меньше. Сколько всего медведей на полке? Подбери выражение для решения задачи:

(8 –3) + 3

8 + 3

(8 –3) + 8

Обоснуй правильность выбора.

6)Снегурочка приготовила для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы розового цвета. Что мы увидим?

7)Три девочки несут в руках одинаковое количество дисков с музыкой. У каждой девочки в руках одинаковое количество дисков. Сколько их у каждой, если всего дисков 6?

 

  • Обучение грамоте (русский язык)

Задания для мальчиков

Задания для девочек

1)Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у легковой машины.

2)Составьте предложение со словарным словом «машина».

3)Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Мострыбакудочкарыбалодкапоплавокведро

На какую тему эти слова?

Составь маленький рассказ про рыбалку.

4) Я буду называть названия букв  одну задругой, а вы попробуйте составить из них слова:

Пэ, о, эль

О, ка, эн, о.

Пэ, о, тэ, о, эль, о, ка.

Ка, эр, а, эс, ка, а.

Составь предложение, используя все эти слова, и добавляя свои.

5) Буквоежка незаметно подкрался кпредложению и съел все точки из него. Восстановите предложения:

 Во дворе машина там Петя и папа у папы в руках квас а у Пети корзина с едой сейчас придёт мама они поедут на дачу    

6)Закончите рассказ 3-5 предложениями:

У папы в руках пила. А у Миши топор. Они идут в сад …

Озаглавьте текст.

7)Сочинение-миниатюра.

Используя данные слова, составьте и запишите небольшой текст.

Гараж, машина, колесо, дверь, фара, водитель, папа, дорога, Вадик, внимание, тротуар, светофор, пешеход.

1) Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у детской коляски.

2)Составьте предложение со словарным словом «корзина».

3)Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Порошокстиркабельёприщепкаверёвкатазпорошок

На какую тему эти слова?

Составь маленький рассказ про стирку.

4) Я буду называть названия букв  одну задругой, а вы попробуйте составить из них слова:

Ка, а, пэ, у, эс, тэ, а.

Эм, о, эр, ка, о, вэ, ь.

Эль, у, ка.

Ка, а, эс, тэ, эр, ю, эль, я.

Составь предложение, используя все эти слова, и добавляя свои.

5)Буквоежка незаметно подкрался к предложению и съел все точки из него. Восстановите предложения:

 На кухне мама и Маша у мамы в руках половник она мешает суп у Маши нож она режет укроп и лук хорош будет обед    

6)Закончите рассказ 3-5 предложениями:

Мама достала шкатулку с нитками. А Ира принесла красивую ткань …

Озаглавьте текст.

7) Сочинение-миниатюра.

Используя данные слова, составьте и запишите небольшой текст.

Пол, тряпка, пыль, швабра, пылесос, мебель, ковёр, мама, мыть, Катя, протирать, чисто, пылесосить, заблестел.

Список литературы

 

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. М., 2005
  2. Берн Ш. Гендерная психология. Санкт-Петербург, 2001
  3. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на  начальном этапе обучения // Педагогика, 2002, №8. с. 29 – 35
  4. Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Доклады Академии наук. 1992, № 6
  5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005
  6. Еремеева В.Д.Раздельное обучение мальчиков и девочек: копилка педагогического опыта //Наука и практика о раздельном обучении. Сборник статей научно-практических конференций. – Ярославль, 2007.
  7. Еремеева В.Д. Эффективность деятельности педагога. Санкт-Петербург, 2002
  8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики  и девочки: два разных мира. Санкт-Петербург, Тускарора, 2000
  9. Женская гимназия –  «территория  здоровья» (информационный бюллетень). Ярославль, 2005
  10. Иванов А. Мальчики и девочки. // Воспитание школьников, 2001, № 1
  11. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.:Педагогика, 1991. 256 с.
  12. Клецина И.С. Гендерная социализация. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998
  13. Козловская Г.В. Раздельное обучение: за и против. // Воспитание школьников, 2002, № 3
  14. Кон И.С., пленарный доклад на 2-й Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» // Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь.
  15. Лапонова Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Материалы 9-го Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже 21 века», М., 2001, с. 373 – 375.
  16. Неделина Д.А. Организация урока с позиции здоровьесберегающей педагогики //Наука и практика о раздельном обучении. Сборник статей научно-практических конференций. – Ярославль, 2007.
  17. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 3. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 96 с
  18. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс: Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2004. – 320 с.: ил.
  19. Письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10 ин/14-03.

О введении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Вестник образования №5 2004 г.

  1. Попова Л.В. Некоторые личностные особенности старшеклассниц, обучающихся в женских классах разного типа. Материалы международной научной конференции, 1998.
  2. Раздельное обучение мальчиков и девочек (мнение специалиста) // Дошкольная педагогика, 2002, № 2.
  3. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода. // Народное образование, 2003, № 8,  с. 136 – 139.
  4. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991.
  5. Штылева Л.В. Почему учителю 21 века необходимо знать про «гендер» и обладать гендерным измерением в работе с детьми? // Внедрение гендерных курсов в систему среднего образования: Метод. пособие. Иваново, 2000.

http://cyberleninka.ru/article/n/gendernoe-obuchenie-i-vospitanie-v-nachalnoy-shkole 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

    Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»

Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Психологи утверждают, что для развития логического мышления, природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логик...