Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом «Кроссенс»
учебно-методический материал (2 класс) на тему
КРОССЕНС КАК ПРИЕМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО Аннотация: статья посвящена проблеме возможностей использования кроссенса в образовательном процессе. Авторы детально объясняют понятие «кроссенс» и отмечают целесообразность применения данного методического приема, позволяющего на практике воплотить в деятельности учителя смену прио-ритетов, продиктованных целями системы современного образования. Ключевые слова: кроссенс, личностные результаты, метапредметные ре- зультаты. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... Л.Н. Толстой Федеральный государственный образовательный стандарт основного об- щего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системно‐деятельностный подход, который обеспечи- вает «активную учебно‐познаватель. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже за- полнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу со- седних пар – двенадцать). Читать кроссенс можно одним из следующих способов: − сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким обра- зом получается цепочка, завернутая «улиткой» (рис. 1); − начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Централь- ным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе (рис. 2); − обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадра- тами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5 (рис. 3). Инновационные тенденции развития системы образования Современный урок в контексте реализации ФГОС Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ас- социативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех выше перечисленных способов. На основе уровня связей, лежащих между кар- тинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и крос- сенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, за- дача ученика – разгадать кроссенс).ную деятельность обучающихся» [1, с. 5], направленную на формирование таких личностных результатов, как «формиро- вание коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст- никами, взрослыми в процессе образовательной, учебно‐исследовательской
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей гимназии. Наш мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум."
- А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает.
Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос, а разве другие предметы не развивают логику и разум, вовсе нет. - Я прошу помочь мне моих коллег и приглашаю их выступить в роли моих учеников.
Посмотрите на слайд
Перед вами четыре картинки, что свызывает их? Каким одним словом их можно объединить? ( начать называть картинки: ( Бэт Кроссворд, бегут кросс, пёс Барбос и необыкновенный кросс, кроссовки) (слайд 1)
Каким словом они все объединены? (кросс) Наше слово кроссенс (слайд2)
В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. Л.Н. Толстой говорил: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...”.
Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
Наш мастер класс на тему:
Развитие личности и активного творческого потенциала учащихся методом «Кроссенс» (слайд3)
- Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". (слайд4)
Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса- по периметру. Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае- это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.(слайд 5)
Актуальность использования метода: (слайд 6)
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, школа занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - и то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.
Например (слайд 7)
Ассоциативная цепочка: корень растения —> у моркови один корень —> один корень у слова —> однокоренные слова
Ассоциативная цепочка: молотком забивают гвозди, ударяют по ним —> не дает ударить —> кричит от испуга, гласная “а” —> корень есть у растения —> корень есть у слова —> безударная гласная в корне слова (слайд 8)
Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.(слайд 9)
Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне - находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятом - создают свой кроссенс.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует: (слайд10)
- развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению нестандартного мышления и креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).(слайд 11)
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности, литературным персонажам);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
! (слайды 12, 13)
Работа с кроссенсами.
Рефлексия (слайд 14)
В заключении я хочу коллеги, чтобы вы охарактеризовали кроссенс как методический приём, но все слова должны быть одной и той же части речи, попробуем, какие три сущ. ( ассоциации, логика, картинки)
Нар. ( интересно, креативно,познавательно)
Прил. (интересный, познавательный, сложный)
Глаг. ( сравниваешь, находишь, рассказываешь)
Итог Таким образом цель кроссенса, не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска и потенциала ученика.(слайд 15),
наш мастер класс хочу закончить словами Карамзина «не мешайте другим мыслить иначе» (слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20806.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-8799-1387030867.jpg)
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».
Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-384281-1556437508.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-566007-1421688828.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"
Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....