Главные вкладки

    для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.
    рабочая программа на тему

    Пахарь Наталья Вячеславовна

    Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи ребёнку с ОВЗ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnit_zapiska_k_programme.docx52.94 КБ

    Предварительный просмотр:


    Содержание    адаптированной  общеобразовательной  программы

    Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

    1.Титульный  лист

    2.Пояснительная  записка

    3. Создание специальных условий, необходимых  для осуществления  образовательного

    процесса  (наличие):

        3.1. Доступная  среда;

        3.2. Специальное оборудование;

        3.3. Специальные  учебники и учебные  пособия;

        3.4. Развивающая  среда.

        3.5. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    4. Требования к результатам реализации АОП

    4.1. Личностные результаты;

    4.2. Метапредметные результаты;

    4.3. Предметные результаты.

    5. Формирование  жизненных компетенций

          5.1. Направления жизненных компетенций;

          5.2. Направления коррекционной работы;

          5.3. Требования к результатам.

    6. Коррекционно-развивающая  работа:

         6.1. Развитие письменной и устной речи;

         6.2. Развитие познавательных процессов;

         6.3. Развитие коммуникативной деятельности;

         6.4.  Эмоционально - личностное развитие.

    7. Рабочие программы отдельных учебных предметов:

    7.1. Титульный лист;

    7.2. Паспорт программы;

    7.3. Пояснительная записка;

    7.4. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся;

    7.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ;

    7.6. Список литературы;

    7.7. Тематический план;

    7.8. Календарно – поурочное планирование;

    7.9. Лист регистрации изменений к рабочей программе;

    7.10. Отчёт о выполнении программы.

    Пояснительная записка

    В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и  исходит   из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается детей с ОВЗ (в данной программе детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата.)

    Адаптированная образовательная программа составлена для  обучающихся с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Обучающиеся с НОДА  не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми общеобразовательного  класса.

    Вариант программы 3.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ,предполагает, что обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с НОДА полностью включены в общий образовательный процесс.

    Нормативно-правовая база

    • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23. 07.2013 N 203-ФЗ);
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
    • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
    • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
    • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
    • Письмо  Департамента образования и молодежной политикиХанты-Мансийского автономного округа – Югры от «_10_»  августа  2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования

    в 2015-2016 учебном году»

    Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи ребёнку с ОВЗ.

    АОП начального общего образования предоставляет  возможность обучающемся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим отклонения в двигательном развитии (детский церебральный паралич) с сохранным интеллектом в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, а также в сохранении и укреплении психоэмоционального и физического здоровья и обеспечиваетих гармоничное развитие.

    Адаптированная  образовательная программа начального общего образования  (АОП НОО) разработана на основе УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

    Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося с НОДА, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

    Целью адаптированной образовательной программы  является создание условий для формирования у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

    • формирование основ учебной деятельности;
    • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое,  социально-личностное,  интеллектуальное, физическое) на основе усвоения  государственного образовательного стандарта;
    • адаптация и социализация обучающихся к жизни в обществе;
    • сохранение и укрепление здоровья;
    • предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;
    • обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
    • развитие личности обучающихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

    Форма образования: полное включение в массовый образовательный класс.

    Создание специальных условий, необходимых  для осуществления  образовательного процесса

    Доступная  среда

    -обустроена территория, с  подъездными путями;

    - наличие специализированного транспорта;

    - установлен пандус у входа в здание;

    - наличие противоскользящего покрытия;

    - двери здания  открываются в противоположную сторону от пандуса, как и предусмотрено нормами САНПина;

    - вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию;

    - ширина дверных проемов в учреждении не менее 80 см, для передвижения  ребенка на коляске;

    - пространство класса зонированно, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий;

    - на партах отсутствуют острые углы, обеспечен свободный проход к партам;

    - наличие адаптированного санузла;

    - наличие кнопки вызова персонала;

    - в столовой наличие столов необходимых габаритов (для подъезда инвалидной коляски);

    -оборудование класса мультимедийным
    проектором;

    - наличие тьютора.

    Специальное оборудование

    1. Средства передвижения:

    - различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные);

    - подъемник;

    - ходунки и ходилки;

    - микроавтобус.

    2.Мебель, соответствующая потребностям ребенка:

    - парты, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся;

    - одноместная парта с выемкой для инвалидной коляски передвижная на колёсиках, с коробом для учебников.

    Специальные  учебники и учебные  пособия;

    Не требуются.

    Развивающая  среда

    - Зона  для релаксации;

    -  тренажеры для развития манипулятивных  функций рук;

    - зал для занятий ЛФК (с дополнительным оборудованием для развития общей подвижности, тренажеры, маты и т.д.)

    - кабинет психолога;

    - кабинет логопеда;

    - библиотека.

    В  соответствии с рекомендациями медиков необходимо предусмотреть

    Коррекцию двигательных нарушений.

    1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение,  психотерапевтическое воздействие.

    2.Уроки адаптивной физкультуры, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (в свободной, либо специально организованной форме проведения).

    3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания).

    4.Коррекционные занятия с логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения).

    6.Соблюдение охранительного двигательного режима

    На уроках ЛФК необходимо  обучать различным движениям и действиям с предметами,  при формировании каждой новой схемы движения инструктор должен добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и увеличения или уменьшения амплитуды движений.

    Использование различных способов удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством), манипуляции с различными материалами для  развития мелкой моторики кистей рук.

    Двигательный  режим в течение дня

    Утреннюю гимнастику продолжительностью (8-10 минут), можно проводить с использованием музыкально-релаксационных композиций.

    Подвижные игры, игры малой активности (до 60 минут в день). Упражнения проводятся по мере необходимости, которая зависит от общего состояния ребенка, утомленности, особенностей поведения.

    Стимулирующие упражнения (2 раза в день по 10 минут): хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, пальцев рук и т.д. организуются в течение дня несколько раз.

    Упражнения по развитию мелкой моторики (2-4 раза вдень по 5-10 минут) - это работа в тетрадях, с пластилином, бумагой, ножницами и плетение бисером.

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДА

    Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Использование наглядных методов особенно важно для детей с НОДА в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора.

    -обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

    - наблюдение;

    - иллюстрация;

    - демонстрация.

    Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с НОДА

    К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его:

    - постановка практических и познавательных задач;

    - целенаправленные действия с дидактическими материалами; - многократное повторение практических и умственных действий;

    - наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

    - подражательные упражнения;

    - дидактические игры;

    - упражнения;

    - лабораторная работа;

    -  практическая работа.

     Источником нового знания и умения для учеников в этом случае являются выполняемые ими практические действия.

     Этим методам должно быть отдано предпочтение, т.к. качество и прочность знаний у детей с НОДА прямо зависит от предметно-практической деятельности в их формировании.

    Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с НОДА

    - речевая инструкция, беседа, описание предмета;

    - указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

    - метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

    - вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

    - рассказ;

    - работа с книгой;

    - педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

    Чтение для детей с НОДА представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приемов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т.д. Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала.

    Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    -Индивидуальная работа.

    - Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой либо вопрос, защищают свою тему,оценивают результаты работы товарища.

    - Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

    - Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией.

    - Ученик вместо учителя

    - Подготовка учениками выступлений

    Способы образования групп:

    1. На основе размещения в классе (4 человека, ряд; формальная основа, оптимальная по времени);

    2. Состав определяет учитель (для оперативного решения задач учителя);

    3. Самостоятельное распределение учащихся на группы до начала урока.

    Включение ребенка с НОДА в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций. На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций.

    Необходимо учитывать желание ребенка с НОДА «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Ребенок с НОДА будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе.

    Требования к результатам реализации АОП

          Результаты освоения АОП НОО обучающегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с НОДАтрех видов результатов: личностных,  метапредметных и предметных.

        Личностные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

    Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

    Предметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО.

    Формирование  жизненных компетенций

    (по первому варианту ФГОС ОВЗ)

    Направления жизненной компетенции

    Направления коррекционной работы

    Требования к результатам

    Развитие адекватных представлений ребёнком с НОДА о собственных возможностях и ограничениях

    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения

    • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно, а чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медикаментов.
    • Умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях (коляска, ходунки, специальное кресло и др.).
    • Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с родителями для принятия решения в области жизнеобеспечения.
    • Умение обратиться ко взрослым  при затруднениях в учебном процесс, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно./ я не разбираю этого шрифта.)

    Овладение ребёнком с НОДА социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

    Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками  самообслуживания дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

    Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

    Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел, понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по – разному.

    • Представления об устройстве домашней жизни.
    • Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

    Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

    • Представления об устройстве школьной жизни.
    • Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
    • Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность.
    • Прогресс ребёнка в этом направлении.  

    Формирование  стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

    Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

    Овладение ребёнком с НОДА навыками коммуникации

    Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях.

    • Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
    • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасение, завершить разговор.
    • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
    • Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
    • Освоение культурных форм выражения своих чувств.

    Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

    Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

    Дифференциация и осмысление картины мира ребёнком с НОДА

    Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

    • Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
    • Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.
    • Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

    Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

    • Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочить их во времени и пространстве.
    • Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.
    • Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и школе, соответствовать этому порядку.

    Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

    • Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
    • Развитие активности во взаимодействии  с миром, понимание собственной результативности.
    • Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

    Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

    • Умение  передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
    • Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
    • Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

    Дифференциация и осмысление ребёнком с НОДА адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

    Формирование представлений о правилах поведения в различных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми

    Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и др.

    Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов

    Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

    Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

    • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
    • Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
    • Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

    Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

    Расширение круга освоенных социальных контактов

    Коррекционно-развивающая  работа

    направление «Развитие письменной и устной речи»

    • Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
    • Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.
    • Формирование умения составлять рассказ.
    • Развитие связной речи.
    • Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики. Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.
    • Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма. Формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками.
    • Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности.

    направление «Развитиепознавательныхпроцессов»

    • развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
    • развитие внимания. Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
    • развитие памяти. Развитие видов памяти:  наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
    • развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. Развитие логического и алгоритмического мышления; овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; развитие умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
    • развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;
    • развитие воображения. Развитие видов воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее); пространственного воображения.

    направление «Психологическоеразвитие»

    • Развитие коммуникативной деятельности:

    1. развитие навыков сотрудничества совзрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    2. развитие готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    3. развитие умения слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    4. повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;

    5. развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

    6. развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

    7. развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих;

    8. развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;

    • Эмоционально - личностное развитие:

    1. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

    В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

    «Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

    За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

    Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.

    Статья для учителей про индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Инклюзия....

    Доклад на педсовете тема: «Учет индивидуальных особенностей у обучающихся на уроках и во внеурочное время»

    Докладна педсовететема:«Учет индивидуальных особенностейу обучающихся на уроках и во внеурочное время»...

    Современный урок в рамках ФГОС – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося

    Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС)...