Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО
учебно-методический материал на тему

Сухаревская Елена Юрьевна

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формирования  новых типов общностей и деятельностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге формирования принципиально нового многомерного социокультурного пространства школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_razvitiya_lichnosti.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сухаревская Е.Ю. к.п.н.,

доцент кафедры начального образования

ГБОУ ДПО РО РИПК иППРО

Модель развития личности младших школьников

в условиях социокультурной среды образовательной организации

в рамках стратегии ФГОС НОО

В связи с введением ФГОС НОО в современном российском образовании возникают новые возможности для формирования личности обучающихся. На фоне приведения в единую систему содержания российского образования (Закон образования, введение ФГОС НОО, основных образовательных программ начального общего образования) каждая образовательная организация самостоятельно решает задачу создания своего образовательного пространства.

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» (далее – модель) определяется характеристикой современного социума, процессами формирования  новых типов общностей и деятельностей, их социального и культурного оформления и наложения друг на друга, а в итоге формирования принципиально нового многомерного социокультурного пространства школы. Необходимость жить в этом сложном и неоднозначном социальном пространстве ставит современного обучающегося перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей, т. е. перед задачей, не стоявшей перед ним столь явно на предыдущих этапах развития нашего общества.

Актуальность проблемы, для разрешения которой построена настоящая модель определяется:

- на социально-культурном уровне – уникальностью социокультурного пространства  в Ростовской области, в котором преобладает сосуществование множества народных культур. Вместе с тем, всё большее влияние на становление культуры донского края оказывают процессы возрождения казачества.  Школа не может остаться в стороне от этих тенденций и должна подготовить грамотного, обладающего высокой культурой, компетентного в различных областях жизни, способного принимать самостоятельные нестандартные решения гражданина России;

- на организационно-педагогическом уровне – в новых условиях российской действительности школы ещё не накопили достаточного педагогического опыта в духовно-нравственном развитии личностного потенциала обучающихся и поэтому остро нуждаются в разработке системных подходов к решению данной проблемы;

- на финансово-экономическом уровне – недостаточностью поддержки образовательной системы школы со стороны регионального обеспечения развития социокультурной среды образовательных учреждений.

Актуальность разработки  модели  базового образовательного учреждения раскрывается:

- в системе приоритетов государственной политики (ФЦПРО, национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа») по инновационному развитию отечественного образования через формирование специального социокультурного пространства начального образования;

- в задачах реализации  требований ФГОС НОО по внедрению Основной образовательной программы первой ступени образования, в контексте которой является разработка содержания Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования; необходимость установления сообразных возрастным особенностям младших школьников предметного содержания и видов деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время;

- в высокой степени мотивации образовательно-социальной среды района;

- в наличии эффективно развивающейся образовательной среды образовательного учреждения как целостной комплексной системы;

- в достаточной степени профессиональной готовности педагогического коллектива школы к осуществлению новых функций ОУ – функции базовой площадки регионального стажировочного комплекса ДПО; к методам инновационной деятельности, теоретическим и технологическим основам организации творческой образовательной деятельности.

В основе реализации модели лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликофессинального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Ведущей идеей, положенной в основу социокультурного пространства начальной школы, явилась выдвинутая К.Д.Ушинским концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах [5, гл.8]. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.)» [1, с.76].

Применительно к социокультурным условиям начальной школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: донского, казачьего этноса.

Создание социокультурной среды – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, обучающихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с социальными партнёрами школы (представителями общественных и традиционных религиозных организаций, организаций дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ, казачьих структур, воинских частей и др.).

Таким образом, рассмотренные культурно-социальные основания позволяют вывести основную цель модели: создание социокультурной среды, которая может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. 

Осуществление цели обеспечивается комплексом взаимосвязанных задач:

во-первых,

  • создание единых «правил игры» (нормативно-правового поля) для всех субъектов образовательного  процесса;
  • готовность к отказу от традиционной учительской позиции, ее изменение  (управление процессом учения и обучения, помощь учащимся в самостоятельном продвижении в образовании, поддержка детской инициативы, работа в ситуации запроса);
  • создание временных творческих малых педагогических групп для решения конкретных педагогических задач;

во-вторых,

  • разработка  такого  учебного  плана и обновление содержания образовательных областей, чтобы это позволило ученикам школы иметь знания базовых основ донской  культуры и на этой основе сформировать мотивацию к саморазвитию в мире русской культуры. Пересмотреть  формы  особой учебной работы с предметным содержанием;
  • наличие рабочих учебных программ педагогов, построенных как перспективный план изучения отдельных учебных дисциплин через комплекс образовательных линий регионального содержания;
  • соблюдение  образовательной технологии построения учебного процесса, опирающегося на теории учебной деятельности;
  • «продуктивность» и «презентационность» образовательного процесса для всех субъектов (детей, педагогов, администрации);
  • переход к деятельностному внутришкольному управлению со стороны администрации школы;

в третьих,

  • разработка  содержания  Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы. Начать реализацию в контексте воспитания патриотических, гражданских, нравственных качеств, чувства исторической памяти, черт национального характера, приобщения детей к фольклору, народным донским ремеслам и т.д. Пересмотреть формы организации развития детско-взрослых общностей, определяющих жизнь ребенка в данной школе;
  • включить в структуру  начального образования систему дополнительного образования - внеурочной деятельности (творческие объединения, кружки, студии и т.п.), ориентированную на национальные ценности, на развитие личности каждого ребенка;

в четвёртых,

  • превращение школы в центр национально-культурной жизни микрорегиона, предусмотрев ряд общих мероприятий с родителями обучающихся.  В школьной среде, семьях детей, окружающей жизни заложить культурно-нравственные основания и отношения, способствующие воспроизводству различных элементов донской культуры.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ регионального компонента, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Образовательная деятельность школы дополняется соответствующей воспитательной работой, направленной на духовное формирование личности младшего школьника.

Результативность реализации программы развития социокультурного пространства школы будет определяться проведением мониторинга качества образования (уровень обученности учащихся начальной и основной школы, мотивация обучения, состояние здоровья, социально-нравственные ориентации, показатели качества воспитательного процесса).

Эффективность реализации данной модели осуществляется при условии наличия в школе необходимого комплекса ресурсов: кадровых, методических (система адресного непрерывного сопровождения образовательного процесса); обеспечение материально-технических ресурсов.

Базовые функции модели:

  • Аксиологическая

- построение целостной модели социокультурного пространства начальной школы, основанной на идее  возрождения культуры и традиций народов, населяющих Донской край.

 К основным национальным ценностям народности Донского края могут быть отнесены:

  • самоценность жизни и человеческой личности;
  • многоконфессиональность народов Дона и толерантное отношение между ними;
  • наследие культуры донского казачества, культуры народов, населяющих родной край;
  • семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.
  • Развивающая

-  развитие личностных, метопредметных и предметных базовых компетенций субъектов модели: обучающихся начальной школы, педагогических работников и руководящих работников ОУ, сообщества родителей обучающихся и представителей социума, вовлечённых в процесс  создания социокультурного пространства.

  • Мотивационно-побудительная

- продуктивность совместного познавательно-креативного процесса осуществляемого учителем – обучающимися – родителями - представителями социума, открытый сообществу результат такого партнёрства, в творческой самореализации и саморазвитии личности младшего школьника через поиск и освоение системы знаний о родном крае, о людях, проживающих в нём, о природе и истории, культуре Донского края.

  • Организационная

- определение форм и направлений содержания образовательной системы на основных принципах построения социокультурного пространства школы.

  • Принцип открытости. В современных условиях следует всячески поддерживать тенденцию в школе к расширению и укреплению взаимосвязи школы с жизнью, социальными институтами среды: семьей, предприятиями, культурно-просветительными учреждениями, местными властями и др.

Открытая школа - это рука помощи своему народу, это окно в мир, она открыта жизни, культуре, природе, взрослым добрым людям.

Нужно особо подчеркнуть, что задачи развития народного образования являются комплексными, интегральными. Для своего решения они требуют единого образовательного пространства, объединения усилий и потенциалов государства и общества, интегральных механизмов, солидарной ответственности.

  • Принцип культуросообразности. Отечественная педагогика неизменно рассматривает воспитание и образование в рамках общества и культуры, что соответствует реальной истории их становления и развития: "Воспитание есть деятельность культурная и возникло с первыми проблесками культуры; воспитание и культура действовали на человека постоянно совместно, и воспитательное влияние есть частичное культурное влияние" (А.Дистервег).

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Применительно к социокультурным условиям общеобразовательной школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: донского, казачьего этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.

  • Принцип природосообразности и воспитания. Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.

Особой стороной этого принципа являются педагогические требования, нацеленные на развитие личной ответственности у детей за состояние школьной и природной среды, за состояние своего здоровья, воспитание здорового образа жизни.

В соответствии с этим подходом, исходя из уникальности каждой личности ребенка, законы духовного и физического развития, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, показателями эффективности образовательной деятельности школы. Данный подход - преодоление технократизма в педагогическом мышлении, одна из основ креативной педагогической деятельности.

  • Принцип становления Человека и Гражданина. В этом принципе концентрируется действие двух принципов - культуросообразности и природосообразности, а также гармонизируются процессы социализации и индивидуализации. Данный принцип, не отрицая общечеловеческие ценности, соединяет их с национальными индивидуальными компонентами школьной системы воспитания и образования.

В современной школе необходимо преодолеть абстрактность псевдонаучного подхода к отечественной истории, к общечеловеческим ценностям. К большому (Человек Мира) ребенок восходит от простого и ясного (житель Ростовской области). При этом осознание себя как жителя Дона, гражданина России будет происходить на некоторых более поздних ступенях гражданского взросления. Региональная составляющая процесса социализации личности должна не противопоставляться общечеловеческой, а дополнять и развивать ее.

Современная школа остро нуждается в патриотическом воспитании детей, привитии духа жертвенности, долга и ответственности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не осталась бы жить, не построила бы свои храмы и земные жилища и не защитила бы их от врагов.

  • Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине. Если рассматривать образование и воспитание как процесс социализации, то возможно выделение в этом процессе трех уровней содержания: общечеловеческий, национально-государственный и местный (региональный): к большому и непонятному («человек мира») ребенок восходит от простого и ясного (житель донского края).
  • Принцип регионализации образования и воспитания.  Региональную направленность российского образования поддерживали такие известные общественные деятели, педагоги и философы, как В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, И.В.Киреевский, К.Д.Ушинский, A.C. Корф, A.C. Хомяков, Ф.И. Буслаев, Н.Г.Чернышевский, B.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов, К.Н.Леоньтьев, С.А.Рачинский, В.М.Бехтерев, П.Ф. Каптеров, Н.А.Бердяев, В. Соловьев и др. На этом настаивают современные политики, государственные деятели, деятели педагогической науки и практики.

Принцип регионализации образования и воспитания действует в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

При этом наряду с любовью к малой родине, если исходить из верности духовному и историческому наследию края Тихого Дона, следует указать на идею межнационального согласия, добрых взаимоотношений, сотрудничества с другими народами. В этом важная традиция духовной жизни региона, подтверждающая мысль Ф.М. Достоевского о всечеловечности русского народа, в том числе донских казаков.

Специфика реализации модели в начальной школе

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
  • взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе, с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик модели учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Структура модели

Модель формирования социокультурной среды в образовательном учреждении предполагает создание общего  программно-методического пространства, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия основных и дополнительных общеобразовательных программ в урочной, внеурочной  и внеклассной деятельности должны быть ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.

Основой для такой интеграции в школе определён национально-региональный компонент, который определяет региональные проявления тех сущностей, которые могут раскрываться как в инвариантном содержании, так и в вариативном. Оставаясь составной частью содержания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.

Основой для моделирования форм сознания и соответствующих типов деятельности для начальной ступени образования определён региональный учебно-методический комплекс «Доноведение».

Основные функции реализации учебно-методического комплекса «Доноведения» в социокультурном пространстве школы:

  1. Обеспечение духовного, нравственного и общекультурного возрождения культуры народов донского края.
  2. Определение приоритетов в формировании содержания образовательно-воспитательной системы для передачи культурного наследия нации новым поколениям. Через содержание национально-регионального компонента, его  этнокультурного состава учащиеся должны получить целостное представление:  

- о культуре в общем, и литературе Донского края в частности, культуре межнациональных, межконфессиональных отношений, лучших историко-культурных традициях казачества;

- об истории и природе региона, его, экологических проблемах и природоохранной деятельности.

  1. Предоставить возможность овладеть навыками трудовой сноровки, приобретению ремесленных умений, позволявших в трудные жизненные моменты (содержать себя, семью, избежать унизительного, зависимого положения), т.е., в учебные программы будет заложена «идея социальной защищенности». Тем самым, в  реализации учебного комплекса «Доноведение» преодолевается сложившийся в деятельности многих учреждений подход, при котором региональное образование ограничивается гуманитарными знаниями, а из их этнокультурного состава исключаются проблемы хозяйственной жизни региона, естественнонаучные проблемы. Такая однобокая ориентация регионального образования снижает его интеллектуальную, воспитательную ценность.
  2. Создать условия для воспитания:

-  наследников культуры, социального, интеллектуального, гражданского опыта предков, умеющих оценить мудрость предков;  

- воспитание активной общественной личности;

- свободного, сознательного выбора своего жизненного пути.

Проведённые исследования Ростовским областным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее - РИПК и ППРО)[2]  и опыт работы школ Ростовской области показали, что структура современного содержания образования позволяет разрабатывать региональный компонент в соответствии с федеральными требованиями, избегая подхода, от которого в свое время предостерегал П.П.Блонский. Ученый говорил о недопустимости подготовки учеников «с ограниченным горизонтом», мысль которых сильно привязана к своему уголку. Он называл такое обучение «улицеведением».

В школе определены конкретные пути введения региональных учебных материалов в учебный процесс начальных классов.

  • Во-первых,  актуально выбран  региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»  для начальной школы, который включает содержание гуманитарной, естественнонаучной и обществоведческой, эстетической направленности (рис.1) и позволяет дополнить материалами регионального содержания в части предметов: литература Дона, природа и история родного края, культура и быт Дона.

В соответствии с Базисным учебным планом осуществляется введение материала регионального компонента в содержание образовательных областей и учебных куров на интегративной основе (10 -15 %) с 1 по 4 класс. Такой подход предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путём «диффузии» и равномерного распределения его по учебным предметам.

Рис. 1. Структурное содержание регионального учебно-методического

комплекса «Доноведение».

Учебные программы регионального содержания также могут использоваться в качестве модуля и дополнять программу учебных предметов инвариантной части. При этом построении учебных программ региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Таким образом,  в органической связи с федеральным содержанием могут быть сохранены как «единство федерального культурного и образовательного пространства», так и «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального образования» (Закон РФ «Об образовании», ст.2).

Введение вариативных курсов «Литература Дона» (авт. Т.А.Бутенко, Т.Ф.Пожидаева), «Природа и история родного края» во 2 - 4 классах (авт. Е.Ю.Сухаревская), «Песни и сказки Тихого Дона» (авт. Посошенко Е.В.) при 6-дневном обучении в школе в структуру предметного преподавания в рамках Базисного учебного плана.

  • Во-вторых, введение содержания регионального компонента в структуру внеурочной деятельности, которую сегодня выводят обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования (Табл.1).

Таблица 1. Основные направления внеурочной деятельности школы,

реализующие идею модели.

№ п/п

Направления

развития

личности

Формы организации внеурочной деятельности

1

спортивно-оздоровительное

Секция «Подвижные казачьи народные игры» - 1ч.

2

духовно-нравственное

Патриотический клуб «Доноведение» – 1ч.

(Природа и история родного края)

3

социальное

Клуб «Школа деловых дончат» – 1ч.

Клуб «Мир профессий» - 1 ч.

4

общеинтеллектуальное

Литературный клуб «Донская земля» - 1 ч. (Литература Дона)

Научный клуб «Юный исследователь» - 1ч.

5

общекультурное

Клуб  «Культура Дона» - 1ч.

Вокальная студия «Песни Дона» - 1ч.

Танцевальная студия «Танцы народов Дона» - 1ч

Специфические условия дополнительного образования во внеурочной деятельности заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности.

Процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах опирается на психолого-педагогический потенциал свободного времени, в котором реализуются образовательные функции в форме особого рода интеллектуальных, предметно-избирательных психолого-педагогических услуг.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Современное дополнительное образование детей характеризуется:

  • созданием педагогических условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения;
  • многообразием видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностным характером образовательного процесса;
  • признанием за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • контролем за результативностью и качеством продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы.

  • В-третьих,  преимущества модели заключаются в создании для младшего школьника возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка во внеклассной деятельности на основе школьной детской организации «Дончата».

Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта подростков, повлек за собой лишение возможности создавать новые детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического и педагогического обеспечения.

Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимость новых подходов к задачам и функциям детских общественных организаций очевидна.

         Признание необходимости  кардинальных (революционных) перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка, предполагает создание в школе такой организации, которая бы   учитывала приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Детская общественная организация - единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Развитие личности в обществе понимается как самовыражение, самодеятельность, самоопределение, где наиболее полно использованы условия для самосовершенствования, самоутверждения и т.д.

        В процессе социализации ребенка в детской общественной организации необходимы единство и взаимосвязь мотивов участников, цели, содержания, средств и методов совместной деятельности. В такой закономерности отражается личностно-ориентированный подход к названному процессу.

        Детская организация имеет присущие любой общественной организации механизмы управления (рис.2). Но есть и отличительная особенность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма - взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления, которое определяется в Положении о детской организации.

Рис. 2. Структурное содержание детской организации «Дончата»

Каждый отряд имеет название, девиз, речёвку, свой план работы. Успешность процесса социализации ребенка в детской организации во многом зависит от определения содержания деятельности детей. Особенность детской организации «Дончата» заключается в том, что детское объединение представляет собой коллектив класса, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты» (рис.3).

http://festival.1september.ru/articles/537490/img3.jpg

Рис. 3. Структура  личностного роста «Высоты».

Основные формы работы в рамках программы «Дончата» – торжественное посвящение в дончата, операции, акции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарки, выставки детского творчества, поездки и экскурсии.

Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Не ограничиваясь деятельностью в классе, юные дончата имеют возможность  принимать участие в детских объединениях школы, таких как литературное объединение «Проба пера», «Город мастеров»,  «Юный журналист», «Центр информатики», объединение «Радуга» и др.  Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности создает условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.

Данная модель позволяет выявить ведущие условия, которые обеспечивают выбор детьми вариантов деятельности во внеклассное время:

  • разнообразие и интенсивность деятельности;
  • широкий набор социальных ролей при организации совместной деятельности детей в детской организации «Дончата»;
  • расширение зоны общения и взаимодействия ребенка в детских объединениях школы.

Внеклассную деятельность обучающихся обеспечивают квалифицированные специалисты дополнительного образования, а также по желанию учителя школы-тьюторы.

Образовательное взаимодействие обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, которая основана на федеральных государственных образовательных стандартах, с учётом достижений культуры Дона, культурно-национальных особенностей региона. Оно позволяет заинтересованным сторонам находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов и такое взаимодействие позволяет удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения, в зависимости от своих возможностей и преимуществ.

  • В четвёртых, при реализации данной модели требуется расширение социальных взаимоотношений с организациями дополнительного образования, а также с общественными институтами, расположенными в микрорайоне школы  (рис.4)

Рис.4. Модель сетевого взаимодействия школы с организациями дополнительного образования и общественными институтами

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах:

-  открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества;

- возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе;

- представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка.

Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи  и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. Конечно, достаточно сложная задача - совместно с партнером разработать план, проект совместной работы. При таких кооперационных проектах необходимо также учитывать и традиции, и менталитет партнера.

Социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования является неотъемлемой составляющей реализации модели.

Центр детско-юношеского туризма создает условия для пленерных занятий группы учащихся, повышать уровень не только физической культуры, но и познавательной мотивации к изучению родного края.

Тематическая программа исторического музея позволяет расширить содержание о родном крае. Программа музея краеведения обеспечивает более близкое знакомство с природой своего города, района, области. Городская детская библиотека проводит совместные библиотечные уроки, посвященные культуре Дона, а также создают фонд для тематических выставок.

Работа казачьей молодежной организации «Донцы» тесно связана с решением экологических проблем, сохранением и укреплением здоровья младших школьников, профилактики ПАВ, употребления наркотиков и табакокурения.

Тесное сотрудничество с Советом Ветеранов позволяет не только проводить встречи с участниками войны, но и создавать совместные проекты по тематике патриотического воспитания.

Эффективность содержания, методов и форм педагогического взаимодействия, предполагающих создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами повысится, если будут разработаны и реализованы педагогические условия взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общего образования, обеспечивающие:

  • предметную интеграцию, разработанную на основе регионального компонента образования и способствующую формированию у обучающихся знаний истории своего края, своей семьи, своего государства, знаний и умений, являющихся основой будущей профессиональной деятельности; национальной культуры; навыков здорового образа жизни и т.д.;
  • эффективные формы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общего образования, способствующие развитию личностных качеств обучающихся, их общему развитию, профильному самоопределению;
  • педагогические условия, обеспечивающие организацию взаимодействия педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей и общего образования, в процессе перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

        

Рассмотрим далее основные (внутренние) процессы реализации данной модели.

Перечень базовых параметров для реализации модели

1. Предметное содержание образования младших школьников с учетом следующих видов деятельности:

  • моделирование;
  • работа  с текстом (информацией);
  • учебное сотрудничество;
  • умение  учиться

которые задаются на трех уровнях: «правилосообразном» (формальном); «рефлексивном» (предметном); «ресурсном».

2.  Полидеятельностное образовательное пространство:

  • игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);
  • учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников;
  • поисковая, исследовательская и проектная деятельности как основа для формирования универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • учебно-художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов эстетического цикла;
  • учебно-организаторская деятельность как основа для формирования  коммуникативных и общеучебных умений.

3. Многофункциональность образовательного пространства:

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
  • учебное занятие  как место различных групповых и индивидуальных «практик»;
  • консультативное занятие как форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу (учителю);
  • домашняя самостоятельная работа младших школьников как форма организации деятельности по построению их индивидуальных образовательных маршрутов;
  • внеурочные формы (секции, кружки, олимпиады, клубы, театры, музей  и т.п.) образовательного пространства как место реализации личностных задач младшего школьника.

     4. Ритмичность (цикличность) образовательного процесса:

  • четырёхлетний цикл с выделением стабильного и переходных (рефлексивных) этапов в образовании младших школьников (первый, второй-четвертый);
  • годовой цикл с выделением трех основных фаз учебного года (фаза постановки задач года - сентябрь, фаза решения учебных задач (октябрь-апрель), рефлексивная фаза учебного года (апрель-май);
  • тематический цикл с выделением трех  этапов (постановка учебной задачи, решение учебной задачи, рефлексия и конкретизация решенной задачи).

Процесс формирования социокультурной среды в образовательном учреждении – управляемая система, в которой предоставляются условия для саморазвития, самовоспитания и обучения личности младшего школьника на разных уровнях организации освоения знаний обучающимися, выстраивая преемственность между разными типами учреждений.

Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим фактором развития образовательного учреждения потому, что:

  • позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам;
  • включает учащихся в разные типы деятельности;
  • создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
  • обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования;
  • решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения (рис.5)

Рис.5. Приоритетные направления развития личности младшего школьника

Представленная схема объясняет целевую направленность модели в аспекте обученности и развития личности обучающихся.

Проектируемые условия, содержание и формы образования, реализуемые в школе, ориентированы на формирование ключевых компетенций личности, духовного, творческого человека, способного к  активной преобразовательной деятельности.

У обучающихся будут сформированы:

Личностные:

  • понимание другого народа через его культуру;
  • умение сочувствовать, сопереживать, быть терпимым и доброжелательным ко всем людям;
  • умение устанавливать личностные и межнациональные отношения;
  • умения воспринимать другого человека, его настроение, чувства, оценивать его психологическое и эмоциональное состояние, понимать ценность и неповторимость каждою человека;
  • положительные личностные качества, осознание этих качеств у себя, у других и выработка «Я-концепции»;
  • умение отстаивать свои права, на основе правовой культуры;
  • положительное отношение к образованию как к культурному процессу, к школе как к целостному культурному образовательному пространству.
  •  морально-этические нормы, эстетические представления о здоровом образе жизни;
  •  дух уважения ценности демократического общества, традиций казачества.

Коммуникативные:

  • способности излагать свои мысли, общаться;
  • дидактические способности (умение адаптировать материал на доступном уровне восприятия);
  • речевые способностей (умение говорить грамотно, лаконично, выразительно, эмоционально).

Регулятивные:

  • потребности в разрешении проблем, способности решать самостоятельно проблемы, принимать собственное решение;
  • способность к созидательной деятельности, потребность в социальной активности и готовность к сотрудничеству;
  • самостоятельность, способность к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию.

Познавательные:

  • потребность в знании и самообразовании;
  • стремление быть в курсе новых открытий и исследований;
  • умения обобщений мировоззренческого характера, доступных их уровню;
  • эмоциональное восприятие и понимание самых разнообразных фактов культуры как своего, так и другого народа на базе изучения произведений литературы, истории Донского края;
  • умения учитывать при отборе художественных текстов для изучения в курсе литературы культурный компонент (культурологическая информация в структуре литературно-художественного произведения);
  • способность оценивать факты культуры прошлого;
  • умение осмысливать взаимодействие разных культур с позиции единства, открытой целостности, национальной самобытности и взаимного обогащения.

Эффекты функционирования модели обозначены  следующими показателями:

  • количественный и качественный рост показателей участия младших школьников в городских и областных олимпиадах и соревнованиях;
  • динамика изменений в состояниях психофизического здоровья всех участников образовательного процесса;
  • повышение уровня социальной и психологической адаптации обучающихся,  
  • снижение количества учащихся девиантного поведения, асоциальных семей.

В соответствии с концептуальной идеей модели обозначились и изменения в аспекте профессионального развития педагогов школы. Так учителя начальной школы:

  •  повысили свои профессионально-педагогические компетенции в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развития человеческого потенциала детей и взрослого населения через курсовую подготовку в системе повышения квалификации (на базе РИПК и ППРО), в работе творческой группы, принимая участие в обучающе-проектировочных семинарах;  
  • освоили новые технологии гражданско-патриотического  и духовно-нравственного воспитания на основе интеграции приобретенных знаний и разнообразных форм социокультурной деятельности, социальных и духовно-нравственных тактик, организуемых школой совместно с семьей, другими субьектами социального воспитания;
  • освоили педагогические механизмы взаимодействия общего и дополнительного образования в освоении федеральных государственных образовательных стандартов, в разработке и совместной реализации программ внеурочной воспитательной работы;
  • апробируют данные технологии, формы и методы в практической деятельности.

Реализуемая модель позволит осуществлять стратегический, системный и ситуационный анализ в аспекте развития образовательного учреждения:

  • Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения  социокультурной среды, ее влияний на ОУ и встречных возможностей влияния на социум со стороны ОУ.
  • Анализ и оценка достижений ОУ, конкурентных преимуществ школы.
  • Анализ программно-целевого обеспечения  развития  ОУ.

Реализуемая модель позволяет повысить компетентность в управленческой деятельности администрации ОУ в вопросах:

  • повышения качества образования, новых учебных достижений обучающихся;
  • повышения качества организации образовательного процесса и управления им;
  • совершенствования образовательной программы;
  • повышения комфортности образовательной среды;
  • удовлетворённости родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
  • создания благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе;
  • повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.

Модель «Развитие личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО» внедряется в общеобразовательные учреждения Ростовской области. Для ее реализации разработан учебно-методический комплекс «Доноведение», включающий: программу, перечень нормативно-правовых актов[3,4], учебные пособия для обучающихся в начальной школе, методические пособия и рекомендации, опыт работы общеобразовательных учреждений Ростовской области (презентации, программы), информационный банк лучших разработок программ, уроков, презентаций по данной модели.

 Литература:

  1. Айсмонтас. Б.Б. Педагогическая психология [Текст]: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. — М.: МГППУ, 2004. — 80 с.
  2. Реализация национально-регионального компонента в начальной школе Ростовской области [Текст]: сборник программно-методических материалов /авт.-сост. Т.Ф.Пожидаева, Е.Ю.Сухаревская, Е.В.Посошенко. –Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 88с.
  3. Областной закон № 184-ЗС от 22.10.2004 «Об образовании в Ростовской области», ст. 3, утверждающая обязательность реализации национально-регионального компонента в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  4. Областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2010 – 2020 гг., утверждена Областным законом № 150-ЗС от 29.09.2010, в редакции Областного закона № 237-ЗС от 17.12.2010, определяющая приоритетные направления возрождения донского казачества: «сохранение и развитие казачьей культуры, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству».
  5. К.Д.Ушинский. О народности в общественном воспитании. [Текст] статья  //Журнал для воспитания (1857,N7,8). // Размещено на http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности младшего школьника.

Цели и ценности современной школы состоят в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функци...

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Презентация на тему «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

ДИАГНОСТИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УСЛОВИЯМИ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ

Удовлетворенность условиями предметной среды и организации образовательногопроцесса целесообразно изучать с помощью метода опроса. Для обучающихся 2-4 классовиспользуется индивидуальное интервью по за...