Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника
статья на тему

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernysheva_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева М.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6, г. Красный Сулин

Ростовской области

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно- ориентированных условий для осуществления деятельности. Но, как правило, эта деятельность осуществляется вне пространства свободы и ограничена рамками мероприятий  или  требованиями конкретного учебного предмета. Альтернативу представляет театральная деятельность, как «форма согласованного личного и коллективного творчества, которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия» (К.С. Станиславский).[1] Основной язык театрального искусства- действие, основные видовые признаки- диалог и игра, широко применяемые мной на уроках.  

Театральная деятельность младшего школьника  ориентирована на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей, так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. В ролевой игре, которая является формой театральной деятельности,  происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится максимально свободным. В ходе театральной деятельности  происходит формирование мотивации учения, активизация познавательной деятельности, развитие творческого воображения, речи. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. Театральная деятельность  позволяет актуализировать работу и с одаренными детьми, которые могут проявить свои творческие способности. [2]

Надо обратить внимание на то что, сам учитель должен быть артистичным, эмоциональным, терпеливым и добрым. Во время  использования театральной деятельности на уроке должен царить доброжелательный психологический климат.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития творческих способностей, творческого воображения. Найти путь к душе ребёнка, пробудить в нём творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства. Решить эту проблему позволяют интегрированные уроки с использованием театральной деятельности. Такие уроки помогают детям осознавать сущность знания, применять его в различных ситуациях, они способствуют пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывают культуру чувств, подводят восприятие материала уже непосредственно через жизненные наблюдения учеников. Опыт проведения таких уроков показал, что ребёнку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации или  оценки своих возможностей, проявить интерес и активность,  развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Именно интегрированные уроки позволяют:

  • обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин в начальной школе;
  • способствуют  выстраиванию целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
  • создают условия для поддержки психического здоровья школьников за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
  • стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретение опыта, расширяющего социальное пространство личности.

На таких уроках создаются  ситуации, в которых у ребёнка появляется желание действовать творчески, принимать участие в решении  проблемной ситуации, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно.

Деятельный подход театрализации, согласующийся с основными принципами системы «Школа- 2100», позволяет развивать творческое мышление ребёнка. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, учитель видит в каждом своём ученике будущего певца, художника или писателя, артиста или просто доброго, эмоционального человека. Необходимо с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогать раскрыться способностям каждого ученика. При единой для всех теме можно давать ребятам выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу,   т. е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый  ребёнок открыт к творчеству, например   из-за недоразвития внимания и воображения. Первым шагом на пути освоения театральной деятельности является игра, которая  способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к предмету изучения, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Так, например, урок математики во  2 классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» был  интегрирован  с уроком литературного чтения по сказке «Приключения Буратино». На занятии была использована театрализация сказки, что ещё сильнее вызывало интерес к уроку. На  уроках окружающего мира ученики имеют возможность обыгрывать проблемные диалоги от лица героев учебника Лены и Миши.  На уроках  литературного чтения  ученики активно участвуют в постановке  сказок, пьес и басен.

Воспитательную роль  театрального искусства в жизни ребёнка трудно переоценить. И чтобы результат этого воздействия был более ощутим, необходимо  как можно раньше помочь ребёнку не только стать актёром, но и стать зрителем, научить его воспринимать и чувствовать театральное искусство. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность человека. Для детей участие в постановках, быть может станет, первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества. [2]

Результаты  моей работы отражаются в изменениях личностно-значимых способностей. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно- поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также понимать чужие мысли.

Форма театра даёт учителю возможность свободно проявить свою фантазию, умения, эстетические пристрастия. Если в ходе театрального действия взаимоотношения учитель - ученик обогащаются, становятся более тесными и доверительными, то  авторитет учителя возрастает.

Литература

  1.  Басина Н. А., Сулимова Н. П. и др. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды. – М., 2003г.
  2.  Кияновский А. А., Санько С. Н. Школьный театр в начальной школе. – М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Сотрудничество классного руководителя, детей и родителей с целью творческого развития личности младшего школьника

Раскрывается проблема сотрудничества родителей, детей и учителя начальной школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Приводятся примеры сотрудничества: работа родительских клубо...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...