Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
методическая разработка по теме

Плясова Нина Дмитриевна

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы работы с одаренными детьми Презентацию подготовила Плясова Н.Д.

Слайд 2

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования

Слайд 3

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Слайд 4

Одаренные дети обычно обладают: отличной памятью; их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями; большой словарный запас; маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей; легко справляются с познавательной неопределенностью и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Слайд 5

В школе выделяют три группы одарённых детей: Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью , продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Слайд 6

Основные принципы работы с одаренными детьми: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности; психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; индивидуализация обучения; дифференциация обучения; совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

Слайд 7

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми выделяются: Дифференцированность обучения . Индивидуализация обучения. Воспитывающая среда . Развивающая среда . Сотрудничество с родителями . Психолого-педагогическое сопровождение. Специальным образом подготовленные педагогические кадры .

Слайд 8

Формы работы с одаренными детьми: Разноуровневое обучение . В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В школе накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах. Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 5-7 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в формате мультипрофильной школы. Проектно-исследовательская деятельность . Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций «Радуга открытий» и в форме проектных спектаклей к новогодним праздникам.

Слайд 9

Виды деятельности

Слайд 10

Лион Фейхтвангер Талантливый человек талантлив во всём!



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1280 с углубленным изучением английского языка Юго-Западного административного округа г. Москвы

Выступление

на Международном фестивале                                  педагогического творчества

«Одаренному ребенку – одаренный педагог»

На тему: «Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми».

Автор:

учитель начальных классов

Плясова Нина Дмитриевна

Москва                                                                                                                                  

 2015 г.

Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

Раскрытие и реализация способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
 С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности.

Выделяются следующие категории одарённых детей:

· Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.

· Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

· Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

· Дети со спортивными способностями.

· Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих учеников. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

Дети, имеющие высокий уровень развития отличаются каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображение, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов. Речь отличается бесконечными суждениями, умозаключениями.

Меняется школьник - меняется и учитель. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

-  создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

-  уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;

-  поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

-  проявляет уважение индивидуальности ученика.

В XXI веке педагог должен применять инновационные формы и способы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.

Одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их личностного развития. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска.

Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик - это тоже дар и испытание для учителя, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с формами и способами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.

Формы и способы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

-  групповые формы работы,

-  творческие задания,

вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

-  дискуссии,

-  диалоги.

- работа по карточкам

-  применение дополнительных заданий по интересам.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и способов работы.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий позволит вывести работу с одарёнными детьми на качественно иной уровень.

На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности.

Использование информационных технологий в учебном процессе благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей.

В своей педагогической деятельности использую ИКТ, игровую технологию, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии.

Конкретной программы по работе с одарёнными детьми в нашей школе нет. Но мне бы хотелось представить систему моей работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников наши учителя начальных классов делают с  первых дней обучения ребёнка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.

Из опыта своей работы, хочу сказать, что дети начальной школы принимают активное участие в различных играх, конкурсах, соревнованиях.

Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель: русского языка, математики, литературного чтения. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают предметные газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.

По итогам этих недель формируется команды учащихся, которые будут защищать нашу школу на районных олимпиадах.

В 1 классе я проводила внеурочную деятельность «Хочу всё знать», «В гостях у сказки», «Умелые руки», где уделяла большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций.

Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

 Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

С ребятами 1 класса был выполнен индивидуальный проект «Моя семья», коллективные проекты «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа».

Самое главное у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

Каждую четверть  в нашей школе бывает торжественная линейка, посвященная итогам четверти. На этой линейке чествуют победителей и призёров олимпиад, конкурсов различного уровня, их учителей. Здесь они получают грамоты, дипломы, сертификаты.

Результаты и успехи  не могут не радовать нас. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Но особый интерес доставляет внеклассная работа. Развивать творческие способности ребят: готовить поучительные мероприятия не только для учащихся, но и для родителей, учить делать сюрпризы для родителей, для окружающих. С первоклассниками были проведены открытые внеклассные мероприятия «Мы школьниками стали», «Азбука, прощай!»

Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком.

Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей. 

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"

В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....

Выступление на краевом открытом педагогическом фестивале "Талант-2015"

Выступление учителя начальных классов МКОУ СОШ № 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края  Остренко Людмилы Петровны на  краевом открытом педагогическом фестивале "Талант- 2015" по...

Выступление на пед.совете Педагогический стандарт педагога

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.Введение нового профессионального...

Выступление на VI фестивале педагогов Прибайкалья "Шаг к успеху"

Обмен опытом. Доклад: «Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»...