Обобщение опыта работы над проектами.
проект (2 класс) по теме

Клюкина Ирина Николаевна
Обновляющейся школе потребовались и методы обучения более эффективные, которые: 
1.     формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
2.     развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
3.     формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
4.     приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
5.     реализовывают принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств привёл педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).
Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектной деятельности.
Хочу поделиться опытом своей работы над проектом по окружающему миру «Сохраним наше здоровье» (2 класс).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление74 КБ
Microsoft Office document icon обобщение44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Никольска Пензенской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ:

«Проектная деятельность в

развитии личности учащихся»

Подготовила

учитель начальных классов:

Клюкина Ирина Николаевна

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для ребенка. Школа будущего – школа «информационного века», в которой мы, педагоги, делаем все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. недостаточно владеют навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

        Особенно остро эта проблема встала передо мной, когда наша школа стала пилотной площадкой для введения ФГОС НОО.  

В новых ФГОС большое внимание уделяется таким методам обучения, которые:

  1. формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  1. формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  2. приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  3. реализовывают принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств  привёл педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектной деятельности.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.

Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Из всего сказанного следует необходимость детального изучения использования метода проектов или проектной деятельности.

Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта по использованию методов проектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Ставлю перед собой следующие задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.
  • Изучить теоретические основы новой технологии.
  • Изучить и применять в работе разные формы проектной деятельности.
  • Исследовать результативность применения метода проектов.
  • Развивать у учащихся общеучебные умения и навыки, познавательную мотивацию  и способствовать повышению самооценки в результате использования проектной деятельности.

Рассмотрим, что такое проект.

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.

Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

     Этапы проектной деятельности

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта.

Поиск и анализ проблемы.

Постановка цели проекта.

Аналитический

Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун.

Сбор и изучение информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

Составление плана реализации проекта.

Практический

Выполнение запланированных технологических операций.

Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений.

Презентационный

Подготовка презентационных материалов.

Презентация проекта.

Изучение возможностей использования результатов проекта.

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.

   Перед началом внедрения проектной деятельности, я провела родительское собрание, где объяснила, что такое проект и как родителям вести себя  по данной работе. Мы вместе с родителями решили, что необходимо попробовать и в настоящее время эта работа необходима.

   Хочу поделиться опытом своей работы над проектом по окружающему миру «Сохраним наше здоровье» (2 класс) .

Цель проекта: определить условия, позволяющие сохранить здоровье человека.

Задачи проекта:

  • 1.Собрать информацию, характеризующую образ жизни здорового человека.
  • 2. Выяснить «секреты» долгожителей.
  • 3. Выявить способы сохранения здоровья.
  • 4. Обобщить собранный материал и дать советы уч-ся начальной школы, как сохранить здоровье.
  • 5. Развивать коммуникативные навыки общения учащихся, умение работать в группах.

Ход проектной работы:

      На подготовительном этапе  было проведено анкетирование учеников  с целью выяснения соотношения здоровых и часто болеющих детей класса.

Результаты анкеты:

45 % - часто болеют

25 % - болеют, но редко

30 % - не болеют

Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?

30 % - занимаются спортом

10 % - принимают витамины

13 % - закаляются

18 % - регулярно делают зарядку

36 % - часто бывают на свежем воздухе

          Затем ребята изучили специальную литературу, материалы сети Интернет и выяснили, какой же он – здоровый человек? Возникла необходимость более глубокого изучения проблемы здорового образа жизни.

          На следующем этапе работы над проектом класс был разделён  на группы, каждая из которых работала по своей микротеме. Дети занимались поиском информации, встречались с работниками библиотеки на занятии, посвящённом ЗОЖ, посетили стоматологический кабинет, проконсультировались с доктором о правилах личной гигиены, провели интервью с медперсоналом школы и выяснили статистику школьных заболеваний.  Весь собранный материал был систематизирован и представлен детьми на открытом уроке в рамках методического объединения зам. руководителей школ Никольского района.

          Ребята не просто выступали с отчётом о проделанной работе, каждая группа внесла какую-то «изюминку» в своё сообщение. Так группа, советующая детям для сохранения здоровья соблюдать режим дня, подготовила и провела игру, а также помогла составить наиболее приемлемый режим дня для всего класса. Группа ребят, занимавшаяся изучением правил личной гигиены, составила и провела конкурс загадок, подготовила оздоровительную физкультминутку, продемонстрировала памятку с правилами личной гигиены. Следующая группа рассказала о правилах закаливания и продемонстрировала, как с помощью точечного массажа можно защититься от простуды и других заболеваний. Группа, отвечающая за правильное питание, провела интерактивную игру «Что - полезно, а что – вредно!», загадала загадки о продуктах и рассказала, какие полезные витамины в них содержатся. Ребята, которые подготовили обширный материал о спорте, посоветовали, как можно быстро и легко снять утомляемость глаз. А шестая группа детей  предостерегла всех от вредных привычек.

         По ходу урока ребята оформили  информационный плакат «Сохраним наше здоровье» и решили приобщить  к  здоровому образу жизни всех учащихся начальной школы.  Была изготовлена большая книга советов по сохранению здоровья «Хочу быть здоровым!». Дети с удовольствием делились своими советами с учениками других классов.

          В результате наблюдений за учащимися, опросов их и анкетирования можно сделать вывод, что отношения между детьми в классе улучшились, стали более дружескими. После выполнения проектов индивидуально, парами и группами дети стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время. Повысилась степень самостоятельности учащихся, инициативности. Некоторые дети проявили себя  лидерами. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков. Выполняя проект, 80% учащихся обращались к учебникам и другой учебно - методической, научной литературе, словарям и справочникам.

Вывод.

Итак, применение метода проектов  в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными  образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его  прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе (О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

Бурков В.Н. Как управлять проектами [Текст]/ В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: Ситег-гео 2004г.

Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград.: Учитель 2007г.

Давыдов В.В.Состояние и проблемы исследования учебной деятельности. - М., 2000г.

Дерюгин А.Н. Проектная деятельность – путь к экологиеской культуре младших школьников., М, 2008г.

Джонс Дж.К. Методы проектирования. – М., 1999г.

Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.

Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М., 1999г.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана-Граф 2004г.

Методические рекомендации к семинару “Проективно-технологическая компетентность преподавателя”, Усть-Илимск, 2003

Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. – М., 1987г.

Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников., М.: Просвещение, 2008

Кузнецова А.А. http://wiki.iteach.ru/index.php/  Учебный проект «Путешествие в страну Здоровья» .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Никольска Пензенской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ:

«Проектная деятельность в

развитии личности учащихся»

Подготовила

учитель начальных классов:

Клюкина Ирина Николаевна

Быстро меняется мир и требования к человеку предъявляются несколько иные, чем ранее. Он должен уметь адаптироваться к изменениям, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. СЛАЙД 1.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для ребенка.  Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. навыки поисковой работы и исследовательской деятельности у них развиты слабо. СЛАЙД 2

         Особенно остро эта проблема встала передо мной, когда наша школа стала пилотной площадкой для введения ФГОС НОО.  

СЛАЙД 3: Поэтому неудивительно, что обновляющейся школе потребовались и методы обучения более эффективные, которые:

1.     формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

2.     развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

3.     формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

4.     приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

5.     реализовывают принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств привёл педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).

Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектной деятельности.

СЛАЙД 4: Благодаря тому, что в основе проектной деятельности лежит не только развитие познавательных навыков учащихся, но и формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Поэтому метод проектов требует более глубокого изучения.

СЛАЙД 5: Что же такое проект?

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

   

Перед Вами таблица, где представлена деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.

СЛАЙД 6: Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.

 СЛАЙД 7: Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

     Они формируются на разных этапах проектной деятельности.

СЛАЙД 8: Этапы проектной деятельности

 СЛАЙД 9: Виды проектов

На самом деле классификаций проектов по разным видам существует великое множество.

СЛАЙД 10: Проект «Муравейник» Продукт, т. е. результат проекта может быть совершенно разнообразным: это и журнальные статьи, и сочинения, и предложения по реконструкции школы, и модели, и плакаты, и поделки, и сценарии спектаклей , фильмов, мультфильмов, словари, буклеты, постановки, игры, праздники и т. д.

  

 

   СЛАЙД 11: Хочу поделиться опытом своей работы над проектом по окружающему миру «Сохраним наше здоровье» (2 класс).

СЛАЙД 12: Цель проекта: определить условия, позволяющие сохранить здоровье человека.

Решались следующие задачи проекта:

•         1.Собрать информацию, характеризующую образ жизни здорового человека.

•         2. Выяснить «секреты» долгожителей.

•         3. Выявить способы сохранения здоровья.

•         4. Обобщить собранный материал и дать советы уч-ся начальной школы, как сохранить здоровье.

•         5. Развивать коммуникативные навыки общения учащихся, умение работать в группах.

СЛАЙД 13:

      На подготовительном этапе было проведено анкетирование учеников, 

результаты анкеты озадачили: дети задумались, почему часть класса болеет часто, а некоторые не болеют совсем? Может быть есть какие-то «секреты» сохранения здоровья? А если есть, то какие? Вот эти проблемы ребята и стали решать.

СЛАЙД 14:

      Они изучили специальную литературу, материалы сети Интернет и выяснили, какой же он – здоровый человек? Возникла необходимость более глубокого изучения проблемы здорового образа жизни.

       СЛАЙД 15, 16: Этим дети уже занимались в группах , каждая из которых работала по своей микротеме. Дети занимались поиском информации, встречались с работниками библиотеки на занятии, посвящённом ЗОЖ, посетили стоматологический кабинет, проконсультировались с доктором о правилах личной гигиены, провели интервью с медперсоналом школы и выяснили статистику школьных заболеваний.  

СЛАЙД 17: Весь собранный материал был систематизирован и представлен детьми на открытом уроке в рамках методического объединения зам. руководителей школ Никольского района.

      СЛАЙД 18: Ребята не просто выступали с отчётом о проделанной работе, каждая группа внесла какую-то «изюминку» в своё сообщение. Одна группа подготовила и провела игру, другая - составила и провела конкурс загадок, подготовила оздоровительную физкультминутку, продемонстрировала памятку с правилами личной гигиены, третья -  рассказала о правилах закаливания и продемонстрировала, как с помощью точечного массажа можно защититься от простуды и других заболеваний.  Ребята, представили объёмный материал о важности спорта, посоветовали, как можно быстро и легко снять утомляемость глаз. А шестая группа детей предостерегла всех от вредных привычек.

     СЛАЙД 19: По ходу урока ребята оформили информационный плакат «Сохраним наше здоровье» и решили приобщить к здоровому образу жизни всех учащихся начальной школы. 

СЛАЙД 20: Была изготовлена большая книга советов по сохранению здоровья «Хочу быть здоровым!». Дети с удовольствием делились своими советами с учениками других классов.

            СЛАЙД 21: В  результате работы дети   приобрели навыки проектной деятельности, учились применять информационные технологии, учились высказывать и отстаивать своё мнение, пусть даже и ошибочное. Повысилась степень самостоятельности учащихся, инициативности. Некоторые дети проявили свои лидерские качества. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков.

 Выполняя проект, 80% учащихся обращались к учебно - методической, научной литературе, словарям и справочникам. Проект способствует повышению мотивации к учебной деятельности и самостоятельности, личной ответственности за выполнение творческой работы.

Вывод.

Итак, применение метода проектов в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем развития личности учащихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...

обобщение опыта работы. Результативность использования метода проектов

Обобщение опыта работы по теме: Проектная деятельность в начальной школе.«Ум заключается не только в знании,но и в умении применять этизнания на деле…»Аристотель   Об...