Теоретические основы и технологии начального литературного образования
методическая разработка на тему

Пашкова Оксана Александровна

Понятие технология и педагогическая технология.

 Методики и технологии обучения чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Теоретические основы и технологии начального литературного  образования»

Подготовила:

Пашкова Оксана Александровна

Должность:

воспитатель

Место работы:

МБОУ "СШ№8" гор. Нижневартовска

2017г.

г.  Нижневартовск, Тюменская обл., ХМАО-Югра

Российская Федерация

Оглавление

Введение……………………...……………………………….……...............3-4

Глава 1. Понятие технология и педагогическая технология………….5-7

Глава 2. Методики и технологии обучения чтению…………………….8

2.1. Методика Глена Домана………………………………………................8

2.2. Методика Н.А. Зайцева………………………………………................8-11

2.3. Методика Марии Монтессори………………………………….............11-13

2.4.Технология обучения чтению Д.Б. Эльконина......................................13-16

2.5.Технология обучения чтению по системе В.Г. Горецкого,А.Ф. Шанько...........................................................................................................16-18

2.6.Технология развития критического мышления.....................................18-35

Заключение……………………...…………………………….……..............36

Приложения...................................................................................................37-49

Список литературы……………………………………………….................50

 Введение

   Данная дипломная работа посвящена проблеме выбора наиболее оптимальной технологии обучения детей чтению, так как процесс обучения чтению является неотъемлемой частью начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами. Также чтение - одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Здесь следует, прежде всего, отметить значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями. Социальная ситуация развития современного ребенка чрезвычайно благоприятна для пополнения его собственного образовательного ресурса. Этому способствует большой образовательный потенциал современного социума, в том числе и высокий образовательный уровень родителей, которые часто могут оказать необходимую помощь своим детям в приобретении первоначального навыка чтения. Но, не смотря на это, в каждый первый класс до сих пор поступают дети, которые вовсе не умеют или плохо читают. У них возникают большие сложности в процессе обучения чтению, так как большинство современных школьников овладевают этим навыком еще в детском саду. Именно поэтому нахождение наиболее оптимальной методики обучения чтению ребёнка в школе за более короткие сроки является актуальной. В настоящее время чтение рассматривается " ... как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности". Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон - структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Краткий анализ истории исследования чтения показывает, что изучение чтения насчитывает более чем вековой период.4 Цель: Изучить педагогические технологии обучения чтению, существующие на современном этапе методической науки и выявить наиболее оптимальную технологию обучения чтению первоклассников. Предмет исследования: авторские педагогические технологии обучения чтению. Объект исследования: приёмы обучения чтению по методике Глена Домана, Н.А. Зайцева, Д.Б. Эльконина, В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько и Марии Монтессори . Задачи: 1)Рассмотреть библиографию понятия «педагогическая технология» в научной литературе. 2) Изучить методики Глена Домана, Н.А. Зайцева, Д.Б. Эльконина, В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько и Марии Монтессори; 3) Разработать содержание эксперимента для выявления оптимальной методики обучения чтению.

Глава 1. Понятие технология и педагогическая технология

  «Технология» происходит - от греческого techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Следовательно, технология – это наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии:

 является процессуальной категорией;

  может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;

  направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

  Сравнительный анализ методик и технологий обучения предполагает:

 Критерии сравнения

 Целенаправленность

 Концептуальность

 Системность

 Диагностичность

  Гарантированность качества обучения

 Новизна

  Различные авторы представили свое понимание о педагогической технологии: "Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс" (Б.Т. Лихачев). "Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса" (В.П. Беспалько). "Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения" (И.П. Волков).6 "Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.М. Монахов). "Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО). "Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей" (М.В. Кларин).

 Смысл педагогической технологии (В.П. Беспалько):

 отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;

  разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;

  диагностичное, целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

  реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, педагогические технологии имеют следующие специфические признаки:

 Диагностическое целеобразование;

 Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения);

 Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки);

 Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость);

 Корректируемость (на основе постоянной обратной связи).

  В педагогической практике понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях:

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень.Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения (за исключением их самих).

2. Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология употребляется в значении частная методика, то есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя).

 3. Элементный (модульный) уровень. На нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д. В структуру педагогической технологии входят:

  концептуальная основа;

  содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);

  описание технологического процесса (процессуальная часть):

 организация учебного процесса;

 деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  методы и формы работы учителя;

 диагностика учебного процесса.

  Следовательно, современные педагогические технологии должны обладать следующими качествами: - Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей. - Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

Глава 2. Методики и технологии обучения чтению

2.1. Методика Глена Домана

  В 40-х годах XX века американский врач Глен Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Однако перед Глен Доман не пытался научить ребенка читать, а лишь хотел активизировать его мозг. Тем не менее, научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова (впрочем, даже здоровые дети этого не понимают до определенного времени). Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал всего 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания. Глен Доман отмечал, что они не только продвинулись в обучении, а они научились читать. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое. Затем эту систему обучения чтению Глен Доман применил в работе со здоровыми детьми. И результат также был положительным. Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по карточкам Глена Домана - от 3 месяцев до 3 лет. Преимуществами данной методике обучения чтению являются:

1. Гарантированный результат.

2. Занятия очень короткие по времени.

3. Доказанные положительные результаты в работе с особыми детьми, имеющими серьезные трудности в обучении

2.2. Методика Н.А. Зайцева

  Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению ребенок сидеть на одном месте просто не сможет (и не должен). Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой обучался сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении. Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по кубикам Зайцева - от 2,5 лет. Максимальный возраст не ограничен. Преимуществами данной методике обучения чтению являются:

 1. Быстрый результат- время, в течение которого ребенок научится читать, зависит от возраста (2-3 года: 6-9 месяцев, 4 года: 16 занятий, 5 лет: 5-10 занятий, 6 лет: 4-6 занятий, взрослые иностранцы: 30-40 минут).

2. Веселые, подвижные и увлекательные занятия с ребенком.

 3. Возможность прерывать обучение на некоторое время (например, на время болезни).

4. Очень хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

   Против методики Зайцева выступают некоторые "традиционные" педагоги. Они утверждают, что при обучении в начальной школе у некоторых детей возникают сложности при переходе от зайцевской системы чтения по складам к школьной системе чтения по слогам. Впрочем, отличия между складом и слогом минимальны.Вот что говорит Николай Зайцев: "Войдите в положение ребенка: буквы маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще оказывается, что они гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - сколько пород да видов с "научными" названиями. Не просто "бэ", как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Кого такое не отпугнет?" Чтение по складам Классическая методика обучения ребёнка чтению — слоговая. Например, слово «мама» ребёнок должен прочитать «МА-МА», а слово «кошка» — «КОШ-КА». Послоговое чтение трудно даётся ребёнку со сниженным объёмом слухоречевой памяти. Если слово длинное (например, «кукуруза» ), то такой ребёнок, дочитывая последний слог, часто забывает первый и потому не может правильно составить слово. Педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил заменить понятие «слог» понятием «склад». Его методика обучения чтению построена на складывании слов из складов (сочетаний «согласный + гласный», например «БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» ) и отдельных букв. Слово «кошка» будет складываться таким образом: «КО-Ш- КА». Н.А. Зайцев разработал пособие по обучению чтению, известное как «кубики Зайцева». В обучающий комплект входят кубики, таблицы складов и методическое пособие. Уникальность методики состоит в том, что ребёнок учится читать по складам, играя. Нет понятия урока. Ребёнок может двигаться и учиться. Более того, ребёнок, учась читать, должен петь, отстукивать, отхлопывать, танцевать — так Н.А. Зайцев предлагает запоминать таблицы складов. Кубики Зайцева, на гранях которых написаны склады и буквы, тоже необычны. К ужасу приверженцев классической методики обучения чтению, Н.А. Зайцев придумал кубики, которые отличаются по 46 признакам, среди которых цвет, вес, наполнители, размер и ребёнок должен учиться запоминать все кубики одновременно. Такое, казалось бы, усложнение не мешает, а помогает малышу,12 потому что в работу включаются слух, зрение, осязание и температурная чувствительность, а не только зрение, как в традиционной методике обучения. Любознательные и неленивые родители смогут самостоятельно освоить методику обучения Зайцева, купив комплект кубиков. Если по каким-то причинам вы не можете купить кубики Зайцева, учите ребёнка читать с одного года таким простым способом. На большом листе бумаге напишите слоги в два столбика: МА МЯ МО МЁ МУ Мю МЫ МИ МЭ МЕ и т.д. Продолжите таблицу слогов с другими согласными, не нарушая порядок следования гласных сверху вниз. Перед сном нужно пропеть или проговорить малышу такую таблицу. Начните с согласных звуков, «лёгких» для произнесения ребёнком. Это звуки, которые есть в речи годовалого малыша, — М, П, Б, Н, и т.д. На картонных карточках размером не менее 10 X 15 сантиметров напишите крупными буквами те же слоги, что и в таблице. Нужно сделать хотя бы по две карточки одинаковых слогов, чтобы сложить из них слова типа «мама», «папа», «баба», «ту-ту», «би-би», «ко-ко». Начинайте учить читать ребёнка именно с этих слов. В процессе обучения чтению всегда показывайте ребёнку картинку или фотографию предмета, название которого вы прочитали. Вместо карточек для обучения можно использовать пластмассовые кубики: наклейте на грани карточки со слогами и буквами Учите ребёнка произносить и слоги, и буквы так, как мы произносим соответствующие звуки, например «б» вместо «бэ» , «р» вместо «эр»13 Какие игровые пособия могут пригодиться при обучении чтению? Ребёнку можно купить: Магнитные буквы. Детям нравится «приклеивать» их к холодильнику. Предложите ребёнку составить слово, пока вы готовите обед. Не забудьте, что прочитать слово ребёнок должен по складам. Для этого раздвиньте буквы так, чтобы ребёнок видел склады. Вкладывающийся алфавит. В продаже есть две разновидности этого учебного пособия — обычные и зеркальные буквы. Смешав два обучающих алфавита, учите ребёнка находить правильные и зеркальные буквы. Это поможет ребёнку избежать неправильного написания букв на письме. Волшебный экран. На волшебном экране можно писать слова во время поездки на машине или на прогулке. Напишите на экране слово, попросите ребёнка читать слово и найти соответствующий предмет, посмотрев по сторонам Пазлы-слова. Они могут состоять из двух — трёх частей. Ребёнок одновременно собирает слово и соответствующую картинку

2.3. Методика Марии Монтессори

  Эта система, безусловно, завоевала мир. Школы и группы, работающие по методике Монтессори, есть почти во всех странах мира, от Италии до Новой Зеландии. Монтессори -метод универсален. С его помощью вы можете научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитическому мышлению, мелкую моторику. А кроме того, вы воспитаете в ребенке самостоятельность, любовь к труду и порядку. И конечно, с помощью Монтессори -игр ваш ребенок легко освоит такую премудрость, как чтение. Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги– легко и с желанием научатся читать. Причем читать бегло, без запинок и спотыкания. Три открытия Марии Монтессори Открытие первое: ребенок на первом месте Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это открытие выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори - группе создаст вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка (ниже мы расскажем, что это такое).

 А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью. Открытие второе: всему свое время Мария Монтессори сделала одно из важнейших открытий в детской психологии – наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Сенситивные периоды развития ребенка – это периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка особую обучающую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Сенситивные периоды Мария Монтессори выделяла следующие сенситивные периоды:

  • развитие речи – от 0 до 6 лет;
  • сенсорное развитие – от 0 до 5,5 лет;
  • социальные навыки – с 2,5 до 6 лет. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
  • период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

  Сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает наиболее восприимчивый период развития речи, а случается это от 4 до 6 лет.Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и чаще всего нелюбимую ребенком работу. Вы спросите: когда же начинать учить читать? Монтессори уверена - в 4 года. Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с 2,5-3 лет. Открытие третье: нужна особая обучающая среда. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима особая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Для создания такой среды используется особый Монтессори - материал, речь о котором пойдет ниже.

   Как организовать обучающую среду:

  • Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.
  • Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).
  • На полочках лежит только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность, то есть ребенок может играть только сам, без помощи и подсказки учителей, сверстников, более старших детей.
  • Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка. Наполняя обучающую среду игрушками, вы должны помнить о принципах Монтессори. Подойдет далеко не каждая игрушка.

    Итак, мы выбираем материал, пособие или игрушку для нашего ребенка, если она:

  • является автодидактической, то есть приспособлена к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет с полки материал, показывает, как с ним работать;
  • соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка;
  • не головоломка. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка;
  • не слишком пестрая. Все входящие в развивающую среду предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;
  • не обязательно является детской игрушкой. В дидактический материал входят реальные предметы, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

2.4.Технология обучения чтению Д.Б. Эльконина

  На начальном этапе обучения автор методики определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий начинающего читателя, а звуковой строй языка — фонемы и их последовательность. Отсюда вытекает необходимость ознакомления учащихся со звуковой системой родного языка, формирования у них умения производить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные фонемы, а также изучения каждой буквы как знака для обозначения определенной фонемы (фонем) на письме, а затем — обучения детей сочетанию согласных с гласными. При действиях со знаковыми системами самое важное – установление отношений между знаком и обозначаемой им действительностью. Со знаками никаких предметных действий производить нельзя; их можно только читать, записывать. Знаковая запись является своеобразной краткой условно записанной инструкцией, в которой указаны действительность, с которой надо действовать, последовательность и характер этих действий. Всякая действительность – предметы, явления, их качества – имеет названия в форме слов. Которые представляют собой звуковые сочетания, условно обозначающие эти предметы и явления. Эти названия употребляются и как названия знаков. Д.Б.Эльконин в формировании у детей действия чтения выделяет следующие этапы:

 1).Форменный анализ слов. Звуковой анализ понимается как слушание отдельных звуков в словах, и используется для ознакомления с буквами. Слова разлагаются на слоги, а слоги на отдельные звуки. Из числа выделенных звуков фиксируется внимание на каком-нибудь одном. Этот звук дети и учатся15 находить в словах - в начале и конце слова. После того, как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой. При таком подходе к звуковому анализу отдельный звук выступает как изолированный от других, безотносительно к функции различения слов по их звуковой форме, а вся совокупность звуков данного языка выступает состоящее из отдельных частей неупорядоченное множество. Необходимость упорядочивания звуковой системы языка возникает лишь при решении орфографических задач. Фонемный анализ не служит для выделения фонемы и связыванию ее с буквой, а дает ориентацию ребенку в звуковой системе языка, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, выделение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение различий в значениях слов с различиями в их фонемном составе. Только на основе фонемного анализа может быть сформировано знание о фонемном составе языка, системе фонем и тех основных противопоставлениях, которые характерны для данного языка. Объектом фонемного анализа могут выступать: слово в целом как элементарная единица общения; структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений; артикуляторно – произносительные части слов – слоги. Таким образом, фонемный анализ – это установление последовательности фонем в полном слове. Однако при обычном произнесении слов, служащем целями общения, отдельные фонемы не выделяются. Д.Б.Эльконин предлагает после освоения произнесения слова с интонационным подчеркиванием очередного звука на односложных словах переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых слогов. Стадии фонемного анализа:

 а) интонационное выделение порядка, последовательности фонем (изображение предмета на картинке, слово – название которого чертится в виде графической схемы фонемного анализа слова и потом анализируется);

 б) знакомство детей с различением гласных и согласных звуков, установление места ударения в значении слов (заполнение граф – схемы фишками различными по форме или по цвету);

в) знакомство с твердыми и мягкими фонемами.

2). Буквы, обозначающие гласные фонемы. Формирование ориентировочной основы чтения. Суть данного этапа – ознакомление детей с буквами, обозначающими фонемы. Главные задачи:

а) познакомить детей с буквами как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем; б) сформировать опережающую ориентацию на гласные и согласные фонемы. Система Эльконина знакомит детей, прежде всего со всеми гласными звуками и их двойными буквенными обозначениями. При этом у учащихся формируется ориентация на гласные звуки и их фонемы. После того, как дети научаться свободно оперировать обозначениями гласных фонем, они переходят к этапу «словоизменение», куда входит как трансформация одного слова в другое, так и получение разных форм одного и того же слова (мел – мял, мул, мюл, мол, мёл, мыл, мил).Ознакомление с буквами, обозначающими согласные фонемы. Формирование основного механизма чтения. На данном этапе дети производят одновременную трансформацию звонких и соответствующих согласных букв. Им предлагается работа с окошечками, при которой к каждой новой согласной букве подставляются все гласные и читаются образованные таким образом слоги (ма – мя, му, мю, мо, ме, мё, мы, ми). Разработанная Элькониным система оказалась применимой не только к русскому языку, но и к другим — польскому, эстонскому, якутскому, армянскому, грузинскому, болгарскому, фонематическая система которых и алфавиты построены иначе, чем в русском языке. Практика и экспериментальные исследования показали эффективность разработанных принципов и системы обучения чтению. Во-первых, ускоряется освоение действия чтения. Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка; у них развивается фонематический слух, и они очень чутко относятся к звуковой форме слов. В- третьих, значительно облегчается усвоение письма и орфографии; количество ошибок при письме снижается. В-четвертых, у детей формируется интерес к языку и его законам. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению. По некоторым данным, обучение по разработанной системе положительно сказывается и на общем умственном развитии детей.

2.5. Технология обучения чтению по системе В.Г. Горецкого, А.Ф. Шанько

  Система обучения детей грамоте, разработанная авторами, рассчитана на три с половиной месяца учебных занятий. Система включает в себя иную последовательность изучения звуков и букв. Расположение звуков (букв) в букваре основывается на принципе частотности их употребления в русском языке: сначала используются самые употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет заметно разнообразить лексику букваря и ускорить процесс развития технику чтения. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления первоклассников. В связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений над словом, над предложением, над связной речью (составление рассказов по серии картин, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.). Содержание каждого урока не ограничивается решением конкретных учебных задач по формированию навыка чтения и письма, но направлено и на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, осуществление в процессе обучения общественно-политического, идейно-нравственного и трудового воспитания учащихся. Все это обеспечивается идейно-тематической целостностью всего учебника и прописи, последовательным проведением через них нескольких сквозных тем (Родина, школа, город, село, труд людей разных профессий, времена года, животный и растительный мир и т. д.). Характер учебных материалов и процесс работы с ними определяются следующей трактовкой чтения: чтение — это такой вид речевой деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой, логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова по определенным правилам. Они обусловлены своеобразием графики данного языка и установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях, предложениях и тексте в целом. Техника и сознательность чтения не19 противопоставляются и не отрываются одно от другого; за каждым прочитанным словом должен стоять смысл, а для этого внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка — фонетической, графической, лексической, грамматико- орфографической, орфоэпической, стилистической. Исходным моментом в обучении детей чтению является анализ звучащей и произносимой речи. Поэтому с первого и до последнего урока обучения грамоте дети вычленяют из речи предложения, делят их на слова, в словах определяют количество слогов (особо выделяя ударный), устанавливают количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом. Существенная особенность слого-звукового анализа слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения чтению и письму, заключается не только в установлении количества и последовательности звуков, но и в определении характера связи между ними. Исходные слова подбираются так, чтобы изучаемый звук находился в позиции, благоприятной для его распознавания, выделения, наблюдения над ним. Для гласных, как правило, это начало слова или слога, особенно если слог равен одному звуку, например: о-куни— [о], и-голки — [и] и т. д. Согласные звуки по отношению к предшествующему и последующему звукам характеризуются различной степенью связанности. Наибольшей степенью связанности обладают слияния согласного с последующим гласным (СГ), более слабой — согласные звуки за пределами слияния. Вот почему для ознакомления с согласным звуком берутся исходные слова, где этот звук находится за пределами СГ, например: барабан— [н], конь- [н΄], три — [т], пять — [т΄] и др. В отдельных случаях первоначальное наблюдение над изучаемыми звуками проводится на словах, в которых эти звуки находятся в СГ (ели, маяк, круги, пастухи и др.). Схемы слов — это своеобразные модели слого-звукового состава слов. Они помогают детям наглядно представить, сколько в слове слогов и звуков, какова их последовательность, как они связаны между собой. Использование схем слов20 чрезвычайно полезно на всех этапах в обучении детей грамоте, когда необходим слого-звуковой анализ слов

2.6.Технология развития критического мышления

  Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

  Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

  Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

  Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

  Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

  Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

  Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

  Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

  Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

  Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

  Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

  Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

  Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

  Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

  Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

  Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

  Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

  Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

  Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

  Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

  Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.

Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.

  Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.

  На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

  Представляем описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:

- Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

  Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.

- Другой приём, «верные или неверные утверждения». Например, началом урока могут быть предложеные высказывания.

Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.Таблицы вопросов.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Бесконечные знания, факты, которые надо запомнить и повторить, - всё это напоминает топтание на месте в транспорте, который, к сожалению, уже не едет. Вместо этого учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.     Начнём с простых приёмов.

  Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

  На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы мы просим учащихся составить кластеры (систематизировать материал). Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  Учащиеся получают следующий алгоритм работы по тексту (текст параграфа разделён на 5 отрывков по количеству учеников в группе):

- Чтение текста.

- Выделение главного,

- пересказ.

- Обсуждение информации в группе.

- Выделение линий сравнения и их запись на отдельных листах (карточках).

(Можно использовать вопросы, предложенные на стадии вызова).

  На стадии размышления группам предлагается презентовать «свои» линии сравнения.

За презентацией следует обсуждение вопроса: Какая важная информация не вошла в таблицу?

  В качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать одну из известных графических форм организации материала (таблицы, схемы), либо придумать собственное задание, которое они хотели бы выполнить.

  На данном уроке приём «Концептуальная таблица» использовался на стадии рефлексии, но данный приём может использоваться и на других стадиях урока.

  Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий.

  Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

  Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

  ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ

  В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

  При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

  Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

  Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

  Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

-в первом классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

-во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-в третьем классе, наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами, основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических.

  Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

  Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  Литературное чтение

  Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

  Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

  Выразительное чтение стихотворения

  Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

  Чтение по ролям

  Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

  Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

классы

2 класс: Обязательный уровень:

Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из прозы

2 класс: Возможный уровень:

Чтение наизусть - 15-16 стихотворений, 4-5 отрывков из прозы.

Оцениваем умение читать

  Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу». В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

  1. социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки, учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
  2. воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
  3. образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
  4. эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться. Чтобы контроль и оценка стали стимулом к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное и объективное отношение учителя и одноклассников при оценивании результатов работ);
  5. формирующую самоорганизацию и самоуправление деятельности (учащиеся приобретают навыки самоконтроля и самооценки, умение видеть свои ошибки и исправлять их, принимать и понимать оценку учителя; учитель, анализируя ошибки учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать способы устранения недочетов).

  Описание эмпирического исследования

  Согласно выдвинутой гипотезе нами было проведено эмпирическое исследование особенностей мышления и речи учащихся начальной школы. Испытуемыми в нашем исследовании явились учащиеся 2класса -29 человек и 4 класса-26 человек.   Всего в исследовании приняли участие 55 учащихся. Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 25», в  апреле-мае 2013года.

  В результате проведенного исследования получены следующие данные. Изучение техники чтения учащихся ( диаграмма №1) показало, что и во 2 и 4 классе   большое количество детей имеют низкую технику чтения: 14 ( 48%) во 2 классе и 9 ( 35%) в 4 классе. При этом выявлено,  к 4 классу увеличивается количество учащихся, имеющих среднюю технику чтения.

Диаграмма №1

Согласно методике « исключение лишнего» ( диаграмма №2), во 2 классе 15 учеников (51%) и в 4 классе 12 человек (45%) имеют низкий уровень обобщения. Это значит, что эти учащиеся относят слова к определенному классу на основании конкретных признаков.

Функциональный уровень обобщения присутствует у 39% учащихся 2 класса и у 50% учащихся 4 класса.

Только  3 человека (9%) и в четвертом классе 2 (5%) имеют высокий уровень обобщения предметов, то есть  отнесение к классу на основании существенных признаков.

Диаграмма № 2

  Следующий тест  был  направлен на  изучение быстроты мышления учащихся 2 и 4 классов (диаграмма  № 3).  Согласно полученных данных,   более половины учащихся и во 2 и в 4 классах имеют  низкую быстроту мышления и подвижность нервных процессов. Средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов  была выявлена во 2 классе у 12 учащихся (44%), а в 4 классе у 8 учащихся (34%). Учащихся с высокой  быстротой  мышления     во 2 и в 4 классах не было обнаружено.

Диаграмма № 3

  Согласно результатам  исследования гибкости мышления (диаграмма № 4),     среди учащихся 2 класса   высокий уровень гибкости мышления имеют 3 учащихся (9%), у 4 класса высокого уровня не выявлено. Средний уровень гибкости мышления во 2 классе 14 учащихся (48%), а в 4 классе  65%. По диаграмме можно заметить во 2 классе низкий уровень гибкости мышления имеют 12 (43%) человек, а в 4 классе данный показатель  всего   9 человек (35%).  Мы предполагаем, что этот факт может быть связан с тем, что на уроках  учитель не ставил отдельной целью формировать мышления учащихся. Что касается 2 класса,  мы предположили, что более высокий уровень мышления можно объяснить целенаправленной работой учителя в данном направлении.

Диаграмма № 4

Исследование показало, что техника чтения у учащихся со средним и высоким уровнем гибкости мышления  значительно выше учащихся с низким уровнем по этим параметрам.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • техника чтения зависит от уровня развития быстроты и гибкости мышления учащихся начальной школы;
  • младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития мышления и речи, так как в процессе учебной деятельности, формируется одно их важнейших новообразований данного возраста- рефлексия, произвольность и внутренний план действий;
  • в классах, где учитель целенаправленно ставит цель развития мышления учащихся на уроках чтения, быстрота и гибкость мышления формируются быстрее;

Рекомендации  для учителя

  Каждый преподаватель стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний и способствуют развитию учащихся. Однако не всегда это стремление приводит к желаемому результату.

1. Для того чтобы урок стал действительно развивающим, его нужно заранее спланировать урок, продумать его организацию. Учитель обязан хорошо продумать все формы и методы работы по изучению той или иной темы, с учетом ее специфики, подготовки и возраста учащихся, поставленных целей. Основными позициями урока для развития мышления должны быть:

- активная позиция учащихся на уроке, ученик на уроке учится сам и учит других;

- на уроке учитель не должен занимать активную позицию, он должен направлять учеников к новым знаниям, тем самым развивать самостоятельное мышление у учащихся;

- на уроке учитель не воздействовать, а взаимодействовать должен.

2. Обучая детей, необходимо создавать проблемные ситуацию, вводить проблемный диалог для определения учащимися границ знания и незнания.

Как утверждает А.М Матюшкин: “проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Они могут основываться на ситуации неожиданности, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения, выбора”.

3. Обязательно деятельность учащихся должно быть разнообразным, но, чтобы у детей не возникало трудность при переключении из одного вида деятельности в другую, для этого нужно продумать последовательность заданий и рационально связать их. По чаще использовать такие формы работы с учащимися, как групповая, работа в парах, коллективную форму. Данные виды работы способствуют развитию коммуникативных и регулятивных УУД, что является необходимом качеством в современном образовании.

4. Также по каждому учебному предмету, в том числе и по чтению, существует своя, частная методика обучения, представляющая собой науку о задачах, содержании, организационных формах и методах обучения данному учебному предмету. Необходимо учитывать особенности этой методики, для того, чтобы урок был результативным.

5. Важнейшим условием организации познавательной деятельности ученика является структурирование учебного материала. П.И Пидкасистый указывает на то, что: “в дидактическом и методическом плане структурирование - такая процедура, с помощью которой составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, способы их передачи учащимся и соответствующие действия учащихся по их усвоению) выстраиваются в определенных связях и отношениях, отражающих”

6. Еще один важный момент в организации процесса обучения связан с составлением тематического плана, специальная разработка отдельной темы за 2-3 недели или за месяц до изучения темы. П.И Пидкасистый указывает: “особое внимание нужно обратить на тематическое планирование. Тематическое планирование позволяет своевременно подготовиться к изучению всей темы, или ее раздела, распределить материал, упражнения и задачи по мере их усложнения по урокам, продумать методы работы, формы опроса и контроля, использование наглядных пособий и технических средств, опытную и самостоятельную работу учащихся и т.д.

7.   Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка;

8. читать вслух следует по очереди; чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко;

9. продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению;

10. после чтения важно обсудить прочитанное, чтобы  учащиеся лучше поняли  текст;

11. всячески поддерживать одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребёнка.

По мнению ученых, этому способствует технология критического мышления, авторами  которого являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт  Мередит, Дженни Стил, Дона Огл.

Заключение

   И в заключении хотелось бы сказать, что в ходе своей работы я рассмотрела библиографию понятия «педагогическая технология» в научной литературе, изучила методики Глена Домана, Н.А. Зайцева, Д.Б. Эльконина, В.Г. Горецкого и А.Ф. Шанько, а также Марии Монтессори. Цель дипломной работы – изучить педагогические технологии обучения чтению, существующие на современном этапе методической науки - была достигнута.

     Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.  

  Мышление младшего школьника - это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».

   Мышление тесно связано с речью. В ходе индивидуального развития ребенка именно речь перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления.

      Процесс формирования приемов критического мышления не только предполагает активную познавательную деятельность школьников, но и сам способствует повышению их интеллектуальной активности и самостоятельности, оказывает существенное влияние на общее интеллектуальное развитие учащихся,    отражается в следующих умениях:

  1. осуществлять перенос полученных знаний и приемов на широкий круг задач;
  2. находить новые способы решения задач;
  3. подходить более осознанно к выбору действий;
  4. грамотно их аргументировать.

Комплексное и системное использование   рассмотренных  технологий развития позволяет добиться наилучших результатов обучения.

Приложение  №1

Сводная таблица результатов исследования учащихся 2 класса

Имена учащихся

2 класса

Техника чтения

Исключение лишнего

Быстрота мышления

Гибкость мышления

1

Алиев Данил

133в

17в

12с

17в

2

Алибекова Александра

55н

3

Бабкова Дарья

69н

10с

13с

4

Бельков Станислав

56н

14с

5

Будников Максим

57н

12с

6

Винюков Лев

104с

7

Володина Виктория

72н

10с

8

Власов Илья

61н

9

Вилков Никита

64н

10

Гомененко Алена

62н

11

Голошубина Лиза

65н

12

Давыдов Матвей

96с

12с

10с

13

Дик Анастасия

88с

14с

10с

14

Ефимов Вадим

30н

12с

15

Швиева Анна

83с

10с

10с

16

Иваненко Кирил

70н

11с

17

Конзафаров Руслан

84с

14с

13с

18

Кащеев Матвей

67н

10с

10с

12с

19

Липатникова Ульяна

75с

12с

12с

12с

20

Нурзалиев Олжас

79с

15в

11с

15в

21

Петрова Екатерина

209в

14с

17в

22

Ровенчак Александр

69н

10с

13с

23

Рамазанова Эвелина

78с

11с

10с

24

Стороженко Андрей

59н

25

Тезетдинова Альбина

58н

26

Тезетдинова Кристина

60н

13с

27

Третьяков Сева

80с

28

Фоломешкин Влад

78с

15в

11с

10с

29

Юмангулова Васелиса

75с

10с

10с

12с

Приложение  №2

Сводная таблица результатов исследования учащихся 4 класса

Имена учащихся 4 класса

Техника чтения

Исключение лишнего

Быстрота мышления

Гибкость мышления

Абгенова Екатерина

95н

10н

13с

Агеев Ярослав

154в

11с

11н

13с

Асваров Шахпеленг

112с

11с

14с

13с

Вильнив Юлия

128в

13с

12н

11н

Воронков Игорь

164в

15в

14с

17с

Ванеев Дмитрий

110с

11с

12н

17с

Дагов Руслан

148в

11с

14с

Егоров Кирилл

142с

11с

10н

10н

Зиятдинова Ксения

120с

11с

10н

13с

Инолежонова Севара

82н

13с

15с

Кириева Карина

110с

12н

10н

Коверин Алексей

110с

13с

10н

Кирийчук Юлия

90н

17в

11н

Майгур Иван

90н

12с

13с

13с

Мурадова Кристина

135в

14с

14с

13с

Погорелова Екатерина

97н

11н

Пронудин Николай

125с

11н

13с

Полищук Владимир

142в

14с

13с

15с

Сакаев Азамат

115с

11с

11н

14с

Сафаров Марат

127с

12с

11н

14с

Туснина Ангелина

78н

13с

12н

Фролова Диана

110с

18с

Чуринов Михаил

90н

10н

11н

Приложение № 3.

 Метод «Исключения лишнего»И.А. Полищук, А.Е. Видренко

  • Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  • Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  • Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  • Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  • Сладкий, горячий, кислый, горький, солёный.
  • Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • Самолёт, телега, человек, корабль, велосипед,
  • Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Петр.
  • Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  • Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  • Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
  • Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  • Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  • Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  • Ненавидеть, презрение, негодовать, возмущаться, понимать.
  • Успех, неудача, удача, выигрыш , спокойствие.
  • Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  • Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  • Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Приложение № 4

   Конспекты уроков по литературному чтению, проведенные по технологии развития критического мышления

   Тема: Г.  Остер.  «Будем  знакомы»

  Цели:

1) познакомить с творчеством Г. Остера; расширить знания детей об этом   писателе; совершенствовать навыки выразительного чтения

2) развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы, речь учащихся

3) воспитывать любовь к чтению, такие качества, как  доброта, уважение друг  к  другу

  Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

  Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация, дополнительная литература.

  Ход урока

1. Фаза вызова

I.  Организационный момент.

– Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь  поудобнее, –

Начнём скорей урок!

II.  Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворений  И. Токмаковой.

III.  Речевая разминка. Введение в тему

1) Чтение чистоговорок.

- Чтобы четко и красиво говорить, давайте поработаем  над чистоговоркой

- Кто хочет разговаривать?

- Мы будем разговаривать.

- Тот должен выговаривать.

- И будем выговаривать.

- Все правильно и внятно.

-Так правильно и внятно.

- Чтоб было всем понятно.

- Чтоб было всем понятно.

- прочитайте медленно и печально;

- прочитайте быстро и весело.

- Какую задачу поставим на сегодняшний урок исходя из стихотворения?

2. Решение «веселой» задачи.

-Прочитайте текст на доске. Как вы думаете, что это?

«40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник?» (Это задача.)

-Какая-то странная задача. Вы не знаете, откуда она?

-Эта задача из «Задачника», который написал Григорий Бенционович Остер.

2. Фаза осмысления

-Сегодня  на уроке мы  познакомимся  с  творчеством   Г.  Остера.

А вы не знаете, для чего  Г.  Остер создал такой «Задачник»? Дети не любят решать задачи, а он написал такие, чтобы было интереснее решать. А еще этими задачами он учит детей не делать плохие поступки.

- Чему учит нас данная задача? (Она учит нас правильно выбирать и делать подарки). Чтобы они радовали, а не огорчали человека. Вряд ли этот дедушка остался в хорошем настроении после дня рождения, ведь он был лысый, а ему подарили много расчесок. Даже от одной такому человеку станет плохо.

IV.   Изучение нового  материала.

  Вводная беседа.

2.        Рассказ учителя о писателе.

Г.  Остер родился в Одессе 27 ноября 1947 года. Писать он начал еще в детстве – первые стихи писателя были напечатаны в газете, когда он был еще школьником. Однако его первая детская книжка вышла только в 1975 году. В 1970г.  Г. Остер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт им. М. Горького на отделение драматургии.
Григорий Остер написал  пьесы для детских и кукольных театров, такие, например, как «Человек с хвостом»,  «Все волки  боятся», «Привет мартышке»,  «Секретный фонд», а также сценарии к фильмам-сказкам «Мальчик и девочка», «Как Гусенок потерялся». Но самую большую известность Григорию Остеру принесли его мультфильмы «Котенок по имени- Гав», «38 попугаев», «Зарядка для хвоста», а также замечательные детские книжки «Бабушка удава» и «Вредные советы».

3. -А  сегодня мы познакомимся с одно из его сказок, которая называется  «Будем  знакомы».

- Кто-нибудь из вас ее читал?

-Как  вы  думаете,  о  ком  эта  сказка?

-Обратите  внимание  на название. Как  вы думаете, о  чём  пойдёт  речь  в  этой  сказке?

-Давайте откроем учебник на странице 153 и прочитаем сказку, которую написал для вас Григорий Остер.

4.Проверка  понимания  содержания.

- Что вы прочитали сказку, рассказ или стихотворение? Докажите.

- Понравилось ли вам, как начал знакомиться с вами писатель, как он обратился к вам?

-О ком  эта  сказка?

-Где  жили  герои  сказки?

-Чем  они  обычно  занимались?

-Почему  они  решили  «разойтись  и  разбежаться»?

V. Физкультминутка.

-Сейчас  давайте  немного  отдохнём.  Встаньте  у  своих  мест. Проверим, насколько  вы  внимательны. Если  я  назову  слово,  которое  встречается  в  сказке,  вы прыгаете на  месте  два  раза,  если  такого  слова в сказке  нет,  то  вы хлопаете  в  ладоши  два  раза.

Мартышка, носорог, удав, крокодил,  дерево,  скакалка,  бегемот, попугай, ящерица,  слонёнок,  охотник.

  • Закрепление изученного материала.

2. Выборочное  чтение.

-Какие  лучшие  качества подметила  в  своих  друзьях  мартышка?  Прочитайте.

-Докажите  текстом,  что  им  было  приятно  снова знакомиться. (Доброжелательно)

-Кто мне может сказать значение этого слова?

Доброжелательно- это способность отдавать лучшую частичку себя другим.

Доброжелательность – это постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

Доброжелательность – это свойство сильного и благородного человека.

А как вы считаете, нужно ли быть доброжелательными людьми? Что дает нам это качество?

Доброжелательность даёт радость – от общения.

Доброжелательность даёт возможности – проявить лучшие черты своего характера.

Доброжелательность даёт уверенность – в лучшем будущем.

Доброжелательность даёт энергию – для добрых дел и благородных начинаний.

Доброжелательность даёт открытость – новым людям и новым событиям.

3.Чтение  по  ролям  с  предварительной  разметкой  текста.

1.  Рассматривание  книжной  выставки.

Обратите внимание на доску. Кроме  сказок  и  сказочных  историй  Г.  Остер  написал  для  детей  рассказы,  мифы,  легенды.

Раньше учёные считали, что вредные советы можно давать только непослушным детям, которые всё делают наоборот.  Услышит такой ребёнок вредный совет, сделает по-другому – и получится как раз правильно.  А  вот, что говорит сам Г.  Остер:  «…Я всегда не устаю повторять, что мои книги – это прививки детям против глупых, неверных  и неправильных поступков…».

2.  Чтение  стихотворения  учителем.

- А  сейчас  послушайте «Очень страшную историю».

Очень страшная история

Однажды паук

Поскользнулся на стенке

И на пол свалился,

Задев табурет.

Упал табурет –

Раскололся паркет.

И пол провалился, и дом развалился.

А так как стоял этот дом

На пригорке,

Запрыгал и в речку

широкую –  Хлоп!

Засыпало речку,

Случился потоп.

И всё потонуло:

Долины и горы,

Деревья и камни,

Трава и заборы.

Плывёт по волнам

Лишь берёзовый сук,

Сидит на суку бедолага паук,

Тот самый, который

Свалился со стенки,

Сидит он, вздыхает

И чешет коленки.

-  Действительно  ли это «страшная история»?

3 Фаза рефлексии

IХ.  Итог  урока.

-Итак, сделаем вывод, кто такой Григорий Остер?

-Где родился Григорий Остер? (В Одессе)

-Чему  учат  книги  Г.  Остера?

- С какой сказкой мы сегодня с вами познакомились?

-Кому  из  вас  захотелось  прочитать  книги  Г.  Остера?

Х.  Домашнее  задание

1.  Найти  книгу  Г.  Остера «Вредные  советы»,  выписать  один совет  в  тетрадь  по  чтению  и  подготовиться  читать  выразительно  в  классе.

2.  С.  155-160,  читать  выразительно.

  Тема: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (различать слова с разделительным ъ и ь)

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
  • формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
  • воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
  • воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать   точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
  • развитие  речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация, учебник, дополнительная литература

Ход урока

1.  Фаза вызова

Проверка домашнего задание - выразительное чтение рассказа по ролям «Тайное становится явным».

- Что такое тайна? Назовите синоним к слову тайна  (секрет).

- Явное? (Открытое, откровенное.)

-Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

-Клевета – что оно означает?  Подберите синонимы к этому слову.(оговор, наговор)

2. Фаза осмысления

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

  • Игра не доводит до добра.
  • Кашу свари, да ещё и в рот положи.
  • Кроткое слово гнев побеждает.
  • Сначала думай, а потом делай.
  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.
  • После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

Вторичное чтение по ролям.

Работа в группах.

Составьте рассказ с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

3. Фаза рефлексии

Составить синквейн со словами: ложь, правда, тайна (задание по рядам).

Возможные варианты работ учащихся:

Ложь

Правда

горькая, сладкая

горькая, чистая

врать, обманывать, лгать

скрывать, говорить, знать

Ложь всегда становится явной.

Нужно всегда говорить правду.

Вранье

Истина

Тайна

каша (пример)

страшная, чужая

густая, жидкая

скрывают, узнают, рассказывают

съесть, попробовал, выпил

Нельзя рассказывать чужие тайны.

Всегда нужно доедать кашу

Секрет

смесь

Список литературы

1. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде-. ли: Анализ

зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих

педагогических технологий в профессиональное образование. /Под

научной редакцией Н.Н. Михайловой/. ИРПО. М., 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

5. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Интернет в гуманитарном

образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

/ Под ред. Полат Е.С..- М.: Владос, 2001

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Издательский центр

«Владос», 2008.

7. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению. М.:

Издательский центр «Академия»,2001.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное

образование, 1998.

9.Дьюи д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 2005. – С. 231

10.Загвязинский В. И., Педагогический словарь. Издательский центр «Академия». М., 2008г. - С 214

11.Коджаспирова Г. М., Педагогический словарь. Издательский центр «Академия». М., 2003г.- С. 212

12.Лубовский Д. В.. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов.–М.-Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. -  C. 231

13.http://fictionbook.ru/author/lera_kirillova/yenciklopediya_metodov_obucheniy

a_chteni/read_online.html?page=4

14. http://www.razumniki.ru

15. http://www.eruditc.ru/parents/articles/zaycev/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества....

Теоретические основы технологии БиС

Новая технология «Биоинформатика и синергетика» позволяет развивать у учащихся скорость мышления, объем памяти, словарный запас, лидерские качества учащихся....

Теоретические основы здоровьесбережения в начальной школе

Теоретические основы ЗОЖ в начальной школе...

Теоретические основы технологии «языковой портфель». Использование языкового портфеля в начальной школе.

История введения понятия "языковой портфель". Языковой портфель по чтению в начальной школе является инструментом формирования и развития регулятивного универсального учебного действия &nda...