Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Школа вежливых наук»
рабочая программа (2 класс) на тему

Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направления «Школа вежливых наук» разработана для учащихся 2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivyh_nauk.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора по ВР  

_______________/Курищева И.М./

______________/_______/

 Директор МОУ СОШ №1

ангоды  »

_______________/Новикова М.В./

п. Пангоды

_______________/_______/

Протокол № ____

от   «___» ____________2017 г.

«___ »___________2017 г.

__________________/Тимяшева Е.Р./

Приказ    № ________    

от «___» ____________ 2017 г.

Программа курса внеурочной деятельности

                                                                  духовно-нравственное направление

 «Школа вежливых наук»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации:   1 год

                                                                                                          Авторы – составители:

Лужанская Людмила Петровна, учитель начальных классов

                                                                                                                                       

п. Пангоды, 2017

Ӏ. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

У ученика будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Ученик  получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  • Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел  «Я среди людей»

п/п

Тема раздела, занятия

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1-2

Что такое человек.

Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях.

Практическое занятие.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

3

Кто я и как выгляжу.

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.

Беседа

Комплексное занятие

4

Я – личность

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Просмотр мультфильма. Комплексное занятие

5-6

Я и мои роли.

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

Практическое занятие

Познавательная деятельность

7

Добро  и зло в сказках.

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.

Практическое занятие

Беседы о добре и зле, о созидании и разрушении, о красивом и безобразном.

8

Что за прелесть эти сказки!

Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

Практическое занятие

Беседа

Чтение сказок

9

Сказка – волшебство, чудо и правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Комплексное занятие

Игровая деятельность.

10

Сказка ложь – да в ней намёк.

Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.

Комплексное занятие

Игровая деятельность.

11

Кто сочиняет сказки?

А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?

Комплексное занятие

Познавательная деятельность

12

Русские народные сказки.

Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.

Художественное творчество.

Познавательная деятельность

13

Праздники в жизни человека.

Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.

Просмотр фильма. Комплексное занятие

14

Отношение к старшим.

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.

Сюжетно-ролевые игры

Познавательная деятельность

15

Отношение к учителю.

Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.

Познавательная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

16

Плохо одному.

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

Сюжетно-ролевые игры

17-18

Речевой этикет.

Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Практическое занятие

Беседа

19-20

Вежливость и этикет.

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

Практическое занятие

Беседа

21

Товарищи и друзья.

Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

Комплексное занятие

Беседа

22

Удовольствие – в игре.

Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух.

Практическое занятие

Сюжетно-ролевые игры

23

Что в имени твоём?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Комплексное занятие

Беседа

24

Моя мама

Мама - самый близкий и родной человек. Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.

Комплексное занятие

Беседа

25

Другой человек.

Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека.

Комплексное занятие

Беседа

26

Настроение другого человека

Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей.

Сюжетно-ролевые игры

27

Ты – это я

Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними.

Сюжетно-ролевые игры

28

Наша семья.

Осознание понятия «семья», что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга.

Сюжетно-ролевые игры

29-30

Наш класс.

Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ»

Практическое занятие

Сюжетно-ролевые игры

31-32

Мы договариваемся.

Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …»

Практическое занятие

Сюжетно-ролевые игры

33

Я-ТЫ-МЫ.

Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).

Практическое занятие

34

Обобщающий урок

  1. Тематическое планирование.

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

В том числе:

По плану

Фактически

теория

практика

1-2

Что такое человек.

2

1

1

3

Кто я и как выгляжу.

1

1

4

Я – личность

1

1

5-6

Я и мои роли.

2

1

1

7

Добро  и зло в сказках

1

1

8

Что за прелесть эти сказки!

1

1

9

Сказка – волшебство, чудо и правда.

1

1

10

Сказка ложь – да в ней намёк.

1

1

11

Кто сочиняет сказки?

1

1

12

Русские народные сказки.

1

1

13

Праздники в жизни человека.

1

1

14

Отношение к старшим.

1

1

15

Отношение к учителю.

1

1

16

Плохо одному.

1

1

17-18

Речевой этикет.

2

1

1

19-20

Вежливость и этикет.

2

1

1

21

Товарищи и друзья.

1

1

22

Удовольствие – в игре.

1

1

23

Что в имени твоём?

1

1

24

Моя мама

1

1

25

Другой человек.

1

1

26

Настроение другого человека

1

1

27

Ты – это я

1

1

28

Наша семья.

        1

1

29-30

Наш класс.

1

1

31-32

Мы договариваемся.

2

1

1

33

Я-ТЫ-МЫ.

2

1

1

34

Обобщающий урок

1

1

Итого

34

27

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...

Программа курса внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление

Программа курса внеурочной деятельности, духовно- нарвственное направление 1-4 класс. Создана согласно требованиям, прошла проверку....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федера...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки»

Рабочая программакурса внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Социокультурные истоки»...