Программа курса внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Черноголовина Наталья Евгеньевна

Программа курса внеурочной деятельности, духовно- нарвственное направление 1-4 класс. Создана согласно требованиям, прошла проверку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_uroki_nravstvennosti.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

Раздел I. Пояснительная записка

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности.

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» предназначена для учащихся 1 – 4 классов и рассчитана на 68 часов: 17 часов в 1 классе, 17 часов во 2 классе, 17 часов в 3 классе, 17 часов в 4 классе.  

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.  Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3.  Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.  Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (внеурочная, внешкольная).

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

• трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в   стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Раздел II. Планируемые результаты  

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ученик получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Быть доброжелательными.

4. Соблюдать заповеди.

5. Сострадать животным, не обижать их.

6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

8.  Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять обещания.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

6. Стихотворения о Родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Исполнять заповеди.

5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Промежуточная аттестация: защита проекта

Формы промежуточной аттестации

  • Индивидуальный или групповой проект.  Время выступления не более 5 минут

Критерии оценки проекта:

  • социальная значимость и актуальность проекта (обоснованность выбранной проблемы, цели проекта. Задачи проекта, Целевая группа);
  • полнота информации о реализации проекта;
  • представление проекта (четкость повествования, лаконичность).

Критерии оценки умений и компетенций

Критерии оценки действий

Показатель

Сформирован

Частично сформирован

Не сформирован

Знает основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

Умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;

Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает, строит продуктивное взаимодействие;

Уважительно относится к иному мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей;

Самостоятельно ставит цели и задачи, адекватно оценивает свои возможности достижения цели определённой сложности;

Выделяет проблемы, ищет пути её решения;

Способность к публичной коммуникации.

Итоги промежуточной аттестации:

Высокий уровень - 100-90% - сформирован – зачет;

Повышенный уровень – 90-80% - частично сформирован – зачет;

Средний уровень – 70-50% - частично сформирован – зачет;

Низкий уровень - менее 50% - не сформирован – незачет.

Раздел III. Содержание курса

1-й класс (17 часов)

Раздел 1: Правила поведения в школе (4 часа)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе и столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (5 часов)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (3 часа)

Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (3 часа)

Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (1 час)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (1 час)

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

2-й класс (17 часов)

Раздел 1: Культура общения (4 часа)

Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (2 часа)

Заповеди. Дал слово - держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (6 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (5 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей.

3-й класс (17 часов)

Раздел 1: Культура общения (5 часов)

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (4 часа)

"Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (4 часа)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

4 -й класс (17 часов)

Раздел 1: Культура общения (5 часов)

Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (4 часа)

Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день, минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный.

Раздел 4: Искусство и нравственность (4 часа)

Нравственное содержание древних мифов, былин и сказок. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Раздел IV. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов на изучение раздела

1 класс – 17 часов

1

Правила поведения в школе

4

2

О добром отношении к людям

5

3

Как стать трудолюбивым

3

4

Правила опрятности и аккуратности

3

5

Правила поведения на улице и дома

1

6

Школьный этикет

1

2 класс – 17 часов

1

Культура общения

4

2

Общечеловеческие нормы нравственности

2

3

Дружеские отношения

6

4

Понять другого

5

3 класс – 17 часов

1

Культура общения

5

2

Самовоспитание

4

3

Общечеловеческие нормы нравственности

4

4

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

4

4 класс – 17 часов

1

Культура общения

5

2

Самовоспитание

4

3

Общечеловеческие нормы нравственности

4

4

Искусство и нравственность

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Школа вежливых наук»

Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направления «Школа вежливых наук» разработана для учащихся 2 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федера...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки»

Рабочая программакурса внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Социокультурные истоки»...