Особенности современного урока
статья на тему

Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна

Главное в начальной школе научить ребенка добывать знания, уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю быть координатором всех детских умений и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности современного урока26.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна

                                                          учитель начальных классов

                                                                 МБОУ «Лицей №4г.Азнакаево»

Особенности современного урока

(из опыта работы)

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству. Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы     «Что я?» и «Зачем я?». Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести.

Главное в начальной школе научить ребенка добывать знания, уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю быть координатором всех детских умений и возможностей.

Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.

У учащихся должны быть сформированы умения учиться и способности к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.

Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.

Задача  современной школы – подготовить выпускника начальной школы необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему  уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику –  необходимо у него сформировать такие качества, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе.

     Поэтому актуальным вопросом для учителя является воспитание  в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, повышение качества образования по предметам.  Значит необходимо использовать такие методы, которые формировали бы практические навыки анализа информации, самообучения, стимулировали самостоятельную работу учащихся, формировали опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Одно из условий для формирования личности, конечно, выбор программы. Я работаю по системе  «Школа России». Основная идея системы «Школа России» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных (формируемых) мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед. Итак, как мы видим, данная программа отвечает всем требованиям к модели выпускника начальной школы, способного продолжать своё обучение в среднем звене.

Необходимость создания условий повышения качества знаний приводит к построению занятий на основе системно – деятельностного подхода.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. В результате создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.  Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Перед  собой ставлю задачу:

– научить получать знания (учись учиться).

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях. На уроке «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Природная зона-тундра».

Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.

Изучая курс  «Основы религиозных культур и светской этики» у учащихся формируются понятия о добре и зле, порядочность и честность, честь и достоинство, равнодушие и жестокость. Развивается интерес и уважение к истории и культуре народов России, формируются качества гражданина и патриота России.

Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. В процессе такой деятельности развиваются у детей способности к самооценке и самоконтролю. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

Урок трудового обучения. Тема: «Изготовление модели ракеты». Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу. Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.

Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями... (аудио- и видеозапись, интернет.)

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

Цель, которую  ставлю – это повышение качества знаний учащихся на основе системно – деятельностного подхода.

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости процессом. Учитель и ученик являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них зависит успех обучения. Наряду с формами организации учебного процесса использую  и другие, способствующие повышению качества уроков по предметам. Эти формы урочной и внеурочной деятельности, как урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, урок-семинар, конференция, путешествие, урок-соревнование, поединок, бой, эстафета, КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час».

На разных этапах урока существуют различные приемы работы.

1. Проверка домашнего задания «Ладошки» (если учащийся согласен с ответом, то хлопает в ладоши, если нет поднимает руку и исправляет ошибки), «Мини-экзамен», «Графический диктант» – на вопросы учителя, учащиеся выполняют рисунок. Ответ «да» соответствует «+», ответ  «нет» – «–»

2. Подготовка к активной учебной деятельности – «Устный счет», «Шаг навстречу» (решают кроссворды, нестандартные задачи), «Дерево возможных вариантов» (на схематически нарисованном дереве ребята в конце урока вывешивают цветные листочки – сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – желтыми, несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными)

3. Изучение новых знаний и способов действий – «Презентация учебного мастерства» «Проблемное изложение» (ставится проблемная задача)

4. Первичная проверка понимания изученного – «Учитель – ученик» (работа выполняется в паре, каждый играет то роль учителя, то ученика), «Живая модель» (изучая геометрический материал, на уроках используется подручный материал: карандаш – прямая, тетрадь – плоскость)

5. Применение знаний способов действий – «Работа в группах» (коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приемы деятельности в новой ситуации).

Основные виды деятельности, которые можно использовать на уроках математики: поисковая деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, организация самостоятельной деятельности по усвоению новых знаний и умений без руководства учителя.

Согласно системно –  деятельностному подходу, учащиеся учатся формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности.

Базовым понятием этого являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, которыми являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность,  индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность. В результате этой деятельности, учащиеся должны почувствовать себя успешными: «Я это могу, я это умею!»

Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся, и в то же время позволяет добиться поставленной цели: повышение качества знаний обучающихся.

Для достижения планируемых результатов  решаю следующие задачи:

1) создаю положительную мотивацию школьников к изучению предметов с целью качественной подготовки к ВПР

2) организую системно-деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечиваю развитие у школьников умение работать с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода;

4) организую систематическое повторение курса на протяжении всех лет изучения предметов с использованием тематического контроля;

5) создаю педагогические условия для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.

При системно – деятельностном обучении можно выделить следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации, анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование знаний), запоминание (создание образа), самооценка.

С позиции системно-деятельностного подхода структуру урока организую в такой форме:

  • создаю проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию; 
  • вместе выявляем проблему;
  • управляю поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования стала следующая цель: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Дети начальных классов  имеют разный темп продвижения в обучении, испытывают затруднения при усвоении нового материала, у них существуют пробелы в знаниях, поэтому я решаю сложнейшую задачу: достижение всеми учениками уровня обязательных результатов обучения, чтобы достичь хороших результатов  я использую  различные способы включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

На каждом уроке провожу  устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. Устные упражнения способствуют развитию мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Использование устных упражнений сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, приводит к эффективному развитию речи.

В начале урока использую игру «Мини экзамен». Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы других учащихся, можно давать вопросы на листочках. Если ученик затрудняется отвечать на вопрос, то отвечает любой ученик класса. Положительным в такой работе является то, что ученики учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других ребят, тем самым закрепляя свои знания. Ребята сами могут составить карточки с примерами на арифметические действия с числами.

В целях оперативного контроля усвоения материала, провожу небольшие самостоятельные работы.

Работая по «Школе Превосходства»  использую структуру сингапурского метода обучения. Организую  работу  в группах, в парах, индивидуальную  и фронтальную работу. Группы могут состоять из только сильных или только слабых, а также могут быть и смешанные группы. Такая работа направлена на работу со слабыми учащимися. Ребятам дается возможность исправить свои  оценки и получить более высокую оценку. Они работают самостоятельно.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего обучения.

Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Завершается четвёртый год обучения младших школьников. И мы и учителя основного среднего звена обращают первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Особенности современного урока

Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

Психологические особенности современного урока

С введением ФГОС очень важным становится психологический комфорт в школе.Данная презентация поможет педагогу в подготовке к педагогическому совету или  на выступлении методического объединения....

Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности современного  урока в условиях реализации ФГОС НОО...

Особенности современного урока в соответствии с ФГОС.

Выступление на МО( презентация,доклад)...

Особенности современного урока в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Основные правила общения родителя с ребенком с патологией зрения с ОВЗ...