Статья "Формирование УУД по ФГОС "
статья по теме

Казарян Варвара Николаевна

·         Раскрыть и осмыслить понятие УУД,

·         Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности

·         Познакомить с приемами, помогающими формировать УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_po_fgos_.docx21.23 КБ
Файл formirovanie_uud.pptx329.99 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема выступления: формирование  УУД по ФГОС .

    Задачи ,которые я ставила при подготовке своего выступления:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД,
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомить с приемами, помогающими формировать УУД
  • Изучить комплексные  контрольные работы

Основными результатами образования в начальной школе, согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) , должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В основе реализации ФГОС лежит системно- ­деятельностный подход.  Приступая к работе, мы с опаской отнеслись к введению новых терминов,понятий. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы, методическую литературу, учебники, стало понятно, что все не так страшно на самом деле. Все мы использовали его, только  до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы ,т.к. именно в деятельности формируются УУД. В этом вопросе и попробуем разобраться.

Попробуем ответить , что такое УУД.

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.

Личностные  действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей (Нравственно- этическое оценивание)

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи
  • Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
  • УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
  • Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
  • В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Рассмотрим приемы ,формирующие различные УУД 

УУД

    Виды заданий , приемы

Личностные

• Идеальный опрос

•  Лови ошибку

 • Подведение итогов урока

• Творческие задания, имеющие практическое применение

• Самооценка событий

Познавательные

• «Найти отличия», «Найди закономерность и продолжи цепочку»

• «Поиск лишнего»

• «Задай вопрос»,»Отсроченная отгадка»

• «Цепочки»,  «Да» и «Нет»

• Составления схем-опор

• Работа с разными видами таблиц

• Составления и распознавание диаграмм

• Работа со словарями

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки»

• Поиск информации в предложенных источниках

• Самоконтроль и Взаимоконтроль

• Диспут

• «Карта успешности»

• Экспресс-контроль

Коммуникативные

• Составь задание партнеру

• Отзыв на работу товарища

• Групповая работа

• «Подготовь рассказ на тему…»

• «Объясни …», «Парный опрос»

Рассмотрим примеры и попробуем определить какие учебные действия они формируют.

Степень овладения УУД можно проследить при выполнении комплексной контрольной работы.

 Это может быть рассказ, сказка или информационная заметка.  Задания составлены с опорой на содержание текста или по его теме.

Работа состоит из20 заданий — по 5 вопросов по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Задания расположены не по предметам, а вперемешку — от более лёгких к более сложным. К каждому заданию приведены три варианта ответа, из которых только один верный.

Работа рассчитана на 60 минут. (Зачитать неск заданий)

Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД по ФГОС . Раскрыть и осмыслить понятие УУД, Рассмотреть виды УУД, их содержание, Познакомить с приемами, помогающими формировать УУД Продемонстрировать, что представляет собой мониторинг сформированности УУД

Слайд 2

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия

Слайд 3

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Осмысление ( Смыслообразование ) Осознание ( Самоопределение) Принятие жизненных ценностей ( Нравственно- этическое оценивание ) Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция Общеучебные Логические Постановка и решение проблем Планирование учебного сотрудничества; Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической и диалогической формами речи

Слайд 4

Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий . УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться . В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей .

Слайд 5

УУД Приемы педагогической техники Личностные Идеальный опрос Театрализация. Идеальное задание. Самооценка событий Задание массивом. Выход за пределы. Подведение итогов Участие в учебных проектах

Слайд 6

Познавательные Найди отличия Назови общие признаки Поиск лишнего Проблемная ситуация Задай вопрос Пересечение тем. Работа с разными видами таблиц , словарями Цепочки "Да" и "Нет“ Опрос "по цепочке". Опрос-итог.

Слайд 7

Регулятивные Преднамеренные ошибки Обсуждаем домашнее задание Вход в урок Идеальный опрос Самоконтроль и самооценка Вопрос к тексту Лови ошибку Экспресс-контроль Карта успешности

Слайд 8

Попкова Т.В. УУД Приемы педагогической техники Коммуникативные Взаимоопрос Организация работы в группах, в парах "Да" и "Нет" Советуйтесь Отзыв на работу товарища Парный опрос Диалоговое слушание

Слайд 9

Поиск лишнего Попкова Т.В. Я, мы, от Ты, вы, около Он, она, оно, но, они. Познавательные УУД Нвскй Днскй Птр Лмнсв Познавательные и регулятивные УУД

Слайд 10

Карта успешности МОГУ ОБЪЯСНИТЬ И НАУЧИТЬ ДРУГОГО ЗНАЮ И ПОНИМАЮ НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ЗНАЮ И УМЕЮ НЕ ЗНАЮ Регулятивные УУД

Слайд 11

Сгруппируй, назови орфограммы. Подъехал, вредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал . Познавательные УУД

Слайд 12

Попкова Т.В. Цифровой диктант 1 . Безударный гласный 2 . Парный согласный 3 . Непроизносимый согласный 4 . Разделительный Ь 5. Разделительный Ъ 6. Ь после шипящих Познавательные УУД

Слайд 13

Вставьте пропущенные буквы Гор…д, …ллея, здан…е, д…журить, в…кзал, з…вод, ул…ца, д…рога, ст…дион, автом…биль

Слайд 14

@Bukatina M.A. Проверь себя Гор о д, а ллея, здан и е, д е журить, в о кзал, з а вод, ул и ца, д о рога, ст а дион, автом о биль Регулятивные УУД

Слайд 15

@Bukatina M.A. Во время устного счета найди закономерность и продолжи цепочку: 460007 → 460017 → ... 8910 → 8920 → ... 7562 → 7564 → 1.Придумайте и решите задачу: Про двух рабочих,которые должны изготовить 840 деталей,причем один делает в час 60 деталей, а другой – 80 2.Постарайся ответить на вопрос. Можно ли в комнату ,длина которой 5м,а ширина 3м 50см, постелить ковер площадью 12 кв м? Личностные УУД

Слайд 16

Кто такой Серебряное копытце? Размер: маленький олень Рожки: не более 2-3 отростков Сбрасывает рога осенью Размер: средний и крупный олень Рога: от 5 и более отростков Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной Сибирская косуля Благородный олень Познавательные УУД

Слайд 17

Попкова Т.В. Прием «Бумажные салфетки» Возьмите салфетку Сверните ее пополам Оторвите уголок Повторите это действие несколько раз Разверните и продемонстрируйте Почему мы получили разный рисунок? Мы все разные, но все неповторимы, по-своему интересны Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....