«Применение технологии проблемного обучения
статья на тему

Киселева Елена Алексеевна

В статье раскрываются актуальность, характерные особенности проблемной технологии обучения, особенности построения современного урока в соответствии с технологией проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_tema_2012-2013.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов Киселевой Е.А.

на заседании методического объединения по теме:

«Применение технологии проблемного обучения

с целью формирования ключевых компетенций младших школьников».

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; само актуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур,  языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. Данную задачу помогает решить применение технологии проблемного обучения.

Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.

Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успеха, формирование межпредметных и мета предметных компетенций у учащихся. В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируется информационная компетенция учащихся.

Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:

1. Постановка проблемы

2. Поиск решения

3. Выражение решения

4. Реализация продукта

5. Рефлексия.

Основное отличие от традиционного урока в том, что на традиционном уроке знания усваиваются репродуктивно. В технологии проблемного обучения же знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На своих уроках я использую две формы технологии постановки учебной проблемы:

- Тема урока совпадает с проблемой

- Несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»?

Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.

Приведем пример:

4+7х2=18

4+7х2=22

Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?

Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Еще один пример:

Легкий легко

Веселый весело

Быстрый быстро

Из сопоставления данных слов возникают вопросы:

- Что это за слова во втором столбике?

- Как разобрать их по составу?

И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.

Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание:

-постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.

Дети не смогут выполнить задание, а почему?

- Давайте разберемся!

Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 градусам.

Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2 классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, домысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы.

Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых мною приемов.

- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так какой возникает вопрос?

- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?

- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..

- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?

- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?

Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.

При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания. Возьмем тот же пример с построением треугольника с углами в 90, 60 и 120 градусов. Дети не могут построить. Тогда необходимо побудить их к учебному действию:

- Начертите углы и измерьте их. Найдите значение суммы. (270 градусов) Почему мы не смогли построить треугольник? (Потому что при измерении углов других треугольников сумма равняется 180 градусам!) Так опытным путем дети выявили закономерность и ответили на вопрос, определив проблему и тему урока.

Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием проговаривания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные знания. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:

- Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания

- С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме

- Составлением опорных таблиц или сигналов.

Таким образом, при грамотной организации совместной деятельности (ученик-учитель, учитель-ученик, работа в парах, в группах, побуждающий и подводящие диалоги) формируются и предметные (получение нового знания) и метапредметные (в частности, коммуникативных) компетенции.

Первая цель учителя - научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.

Это и помогает достигнуть правильно построенный урок проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

Таким образом, идет целенаправленное формирование ключевых компетенций младшего школьника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...