Учебные проекты младших школьников
статья на тему

Рыжакова Татьяна Валентиновна

Главная идея метода проектов - на­правленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_proekty_mladshih_shkolnikov.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные проекты младших школьников

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план, в более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Итак, для решения каких педагогических задач служит данный метод?

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ деятельности школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов    

                                                   

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

б)социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);

г)информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

д)презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

е)рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле)-

ж)менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, “проходной” для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: “Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?”

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: “Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?”

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как “Сувенир в подарок”, “Концерт в подарок”, “Путешествие в семьи народов нашей страны”, “Великая Отечественная война в историях наших семей” и др.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами,

иначе губится сама идея метода проектов, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. В некоторых школах с этой целью проводятся специальные родительские собрания - лекции, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Нередко лекция сопровождается показом любительских фильмов по теме. В некоторых школах разрабатываются, тиражируются и распространяются “Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект”.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Практические советы по ее организации.

Во-первых, помогите ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы:

-  Обращаясь к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект?

-  Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?

-  Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?

- Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

Во-вторых, помогите учащимся оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:

- Правильно ли вы сформулировали задачу?

- Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

- Обосновали ли вы каждый из критериев?

- Разнообразны ли были идеи?

- Учитывали ли они местные условия?

- Обосновали ли вы свое решение при выборе одной идеи?

- Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?

- Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?

- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

В третьих, помогите ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали, кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. План выступления школьника, например, может быть таким:

- Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?

-  Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование, интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?

- Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Почему ты их отверг?

- Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

- Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)

-  По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? (Краткая характеристика производственных этапов.)

- Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?

- Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект “победил” в “какой-либо” номинации. Например, могут быть следующие номинации: “Познавательный проект”, “Нужный проект”, “Памятный проект”, “Красочный проект”, “Веселый проект”, “Оригинальный проект”, “Дружный проект”.

Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выставку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримечательностей родного края и т. п.

Примерные темы  п рое кто в в начальной школе:

Задачник по математике; знаменитые люди нашего района; история Великой Отечественной войны в историях наших семей; история создания памятников в нашем районе; кто такой Петрушка; личные коллекции учителей нашей школы; Москва деревянная; мусор нашего города; наш дом; наш школьный двор; наша безопасность; наши выпускники; наши имена; планирование детского парка; праздники в России; проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках; путешествие в семьи народов нашей страны; страны Европы; сувенир в подарок; сценарий новогоднего праздника; школа будущего; школьные традиции.

Возможные результаты (выходы) проектной деятельности младших школьников:

альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, чертеж, экскурсия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельно...

Учебные проекты младших школьников:роль учителя

В основе учебный проекта младшего школьника лежит идея развитие ребенка....

Учебные проекты младших школьников; роль родителей.

Учебные проекты младших школьников; роль родителей.     Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети во...

Учебные проекты младших школьников; роль родителей.

Учебные проекты младших школьников; роль родителей.     Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети во...

Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»

В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....