Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса
статья (3 класс) по теме

  

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости.

Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой.

 Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

  Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_uchebnyh_proektov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Милькина Наталия Ермолаевна, e-mail milkina_nat@inbox.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»             г. Балаково Саратовской области

Сегодня каждый учитель может уверенно сказать о важности и необходимости методов проектов.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения заданий.

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости.

Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой.

На курсах «Intel» «Обучение для Будущего» я познакомилась с методом проектов, организацией самостоятельных исследований учащимися и возможностями использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

В рамках моего проекта были созданы сайт «Искусство быть здоровым», презентация «Не пора ли перекусить…», буклет «Если хочется пить…», тест и кроссворд для проверки знаний.

Основная цель данного проекта – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Основополагающий вопрос:

Что является залогом здоровья и гармоничного развития младшего школьника?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Что лучше кушать?
  2. Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?
  3.   Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?    
  4. Какие продукты полезны?
  5. Из чего состоит наша пища?
  6. Что мы пьем?
  7. Каким должен быть режим питания младшего школьника?
  8. Каким должен быть режим дня?
  9. Для чего нужна физическая культура?

В процессе работы над проектом привлекались мои учащиеся, которых я деликатно направляла на самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например:

  • «Какую информацию вам необходимо получить?»
  • «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, учебники, художественная литература, учебники по окружающему миру).

Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.

Ведь проектная деятельность учащихся – это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Следующим этапом нашей работы и с целью привлечения детей к исследовательской деятельности - участие в муниципальном фестивале «Самый добрый детский фестиваль» в номинации «Хлеб – всему голова».

При подготовке к фестивалю дети подбирали пословицы, поговорки, загадки о хлебе, интересные сведения, рассказы о хлеборобах, о традициях русского народа, рецепты приготовления хлеба, составляли кроссворды, рисунки на тему «Хлеб».

Много интересного материала разместили на «раскладушке».

По положению фестиваля был выпущен буклет с рецептами приготовления хлеба и интересными сведениями.

Защита проекта – 3 минуты. Ребята выступили блестяще.

За участие в «Самом добром детском фестивале» дети награждены дипломом III степени .

Далее у меня и ребят появилось желание использовать знания, добытые собственным творческим трудом, при изучении нового материала на уроке ОЗОЖ.

Тема урока: «Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить».

Мы знаем, что здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.

Главное – научить каждого школьника не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его

На уроке использовались мультимедийные технологии. Красочное оформление слайдов, использование анимации позволило вызвать интерес детей и сохранить их активность в течение всего урока. Они с радостью делились своими знаниями. Были выполнены разнообразные виды работы, благодаря использованию данных технологий.

Проделанная работа направлена на формирование у детей основ здорового образа жизни, стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения с законами природы, познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни.

После окончания проекта, и увидев результат, я решила поделиться опытом с коллегами.

Приняла участие в конкурсах:

  • Региональный VI конкурс реализованных проектов по программе «Intel».
  • Конкурс «Учитель – Учителю » в номинации «Портфель Учителя», г. Москва.
  • Первый Всероссийский конкурс, центр «Педагогический поиск», номинация «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях», где получила диплом    I степени.

Это победа не только моя, но и моих учеников.

Считаю, что этот подход заинтересованности детей в проектной деятельности необходим. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. А учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Очень важно поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок, не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы и поверить в себя.

На мой взгляд, все это позволит решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Использованные ресурсы:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/     Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
  2. Землянская Е.Н. Учебные пректы младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
  3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// Начальная школа. 2006. №6.
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
  5. Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
  6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.  //

Начальная школа.2006. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийные технологии как средство информатизации образовательного процесса.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий .Мультимедиа – это ср...

Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников

Выступление на городской установочной конференции учителей начальных классов....

Информатизация образовательного процесса

Выступление на педагогическом совете школы об использовании ИКТ в начальной школе...

Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение  количества  текстовой    информации, предъявление  новых  требований  к  ее  анализу, система...