Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде
учебно-методический материал (3 класс)

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение  количества  текстовой    информации, предъявление  новых  требований  к  ее  анализу, систематизации  и  скорости  ее переработки    поставили  и  ученых,    и    практиков  в  области  образования  перед необходимостью разработки новых подходов к  обучению чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение как условие формирования

универсальных учебных действий младших школьников

в поликультурной образовательной среде

        Глобальные процессы информатизации общества, увеличение  количества  текстовой    информации, предъявление  новых  требований  к  ее  анализу, систематизации  и  скорости  ее переработки    поставили  и  ученых,    и    практиков  в  области  образования  перед необходимостью разработки новых подходов к  обучению чтению.      

Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. 

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям.
Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  начального  и

основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной  образовательной  программы  в  качестве  обязательного  компонента «овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и  жанров  в  соответствии с целями и задачами».
            Работая учителем начальных классов и анализируя  проблемы,  связанные  с  читательской  деятельностью  младших  школьников,  заметила,  что  сегодня  немало  детей,  которые  до  школы овладели  технической стороной чтения (способ чтения, темп чтения, правильность и выразительность чтения), но  при этом  обнаруживают равнодушное  отношение  к    книге  и   неприятие  читательской  деятельности.  Причины этого вижу в том, что  исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребѐнком, когда тот становится школьником. Кроме того, технической стороне  чтения в  методике  и  практике  начального обучения  всегда  уделялось  достаточно  много  внимания,  а  понятие  «смысловое чтение»    и    методика  его  формирования  до  принятия  ФГОС  НОО  фактически  отсутствовали.

              Этим обосновывается выбор проблематики в моей педагогической деятельности. На протяжении ряда лет я работаю над проблемой смыслового чтения, которое обеспечивает повышение читательской грамотности

(успешности в овладении обучающимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества) и будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышению качества образования и мотивации к изучению предметов.

               Когда в 2016 году набрала новый 1 класс, в котором предстояло обучаться детям разных национальностей (60%-русские, 4% - украинцы, цыгане – 4%, турки – 24%, татары – 4%, дагестанцы - 4%) стала обоснованной тема дальнейшей работы по  проблеме: «Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде».

Актуальность темы обусловлена  тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы.

Инновационный характер своего педагогического опыта вижу в том, что он  ориентирован на достижение универсальных учебных действий младших школьников, сформулированных во ФГОС, в поликультурной образовательной среде. Самый важный результат инновации – высококачественный образовательный процесс.

           Пути решения этой проблемы я вижу

1) в овладении стратегиями смыслового чтения и включением в образовательный процесс различных комбинаций приемов с целью восприятия информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей;
2) знакомство учителей основной школы с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур;
3) совместная работа учителей начальной и основной школы позволит выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, что обеспечит преемственность используемых в практике стратегий чтения.
         В ходе работы определила для себя следующие цели:

создавать благоприятные условия для развития навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся, формирования УУД, реализации личностного потенциала обучающихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

 Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

          Посредством смыслового чтения  материалов    учебника  учу  школьников добывать,  понимать  и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так  смысловое  чтение  вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

          Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части формирую  в структуре всех УУД:

личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе, личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

коммуникативные УУД – умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного;

познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию из текстов разных видов,  осуществлять анализ объектов (с выделением существенных и несущественных признаков) и синтез (как составление целого из частей),  сравнение и классификацию по заданным критериям; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать и  выдвигать гипотезы и их обоснование.

Формирование  УУД  при  работе  с  текстом  осуществляю  через формирование  у  обучающихся  читательских  умений:

- озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку        (познавательные универсальные учебные действия - логические действия);

-  работать с заголовками:  выбирать  наиболее  точный  из  предложенных (познавательные универсальные учебные действия);

-  определять  характер  книги  (тему,  жанр,  эмоциональную  окраску)  по обложке,  заглавию,  рисункам (познавательные универсальные учебные действия);

- формулировать тему небольшого текста (познавательные универсальные учебные действия);  

-  выявлять  в  тексте  слова  и  выражения,  значения  которых  непонятно,  и осознавать потребность в выяснении их смысла (познавательные универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия);
- пользоваться толковым словарём (познавательные универсальные учебные действия);

 - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (познавательные универсальные учебные действия);

-  извлекать  из  текста учебника  и  дополнительных  источников  необходимую информацию (познавательные универсальные учебные действия);

- обмениваться полученными сведениями (познавательные универсальные учебные действия);

-  логично,  последовательно  излагать  ответ  на  поставленный  вопрос,

понимать прочитанный текст (познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия);

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия);

- находить в тексте описание к иллюстрациям (познавательные универсальные учебные действия);

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (познавательные универсальные учебные действия);

- составлять план к прочитанному тексту (познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия);

-  самостоятельно  выполнять  задания  на  основе  текста  учебника  и

дополнительной литературы (познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия);

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия);

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из

ряда предложенных (познавательные универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия);

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (личностные универсальные учебные действия);

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (познавательные универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия);

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая

наиболее точно выражает главную мысль (познавательные универсальные учебные действия);

- находить главную мысль, сформулированную в тексте (познавательные универсальные учебные действия);

-  готовить  сообщения  на  основе  используемой  литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (познавательные универсальные учебные действия, регулятивные  универсальные учебные действия).

         В моей профессиональной  деятельности является приоритетной стратегия  смыслового чтения и работы с текстом в условиях поликультурной образовательной среды.  Реализуя системно-деятельностный и компетентностный подход к обучению,  учебную  деятельность  начинаю  с воспитания  потребности  самих  школьников  в  овладении  духовными богатствами людей и умением общаться  на русском языке как родном  и  как  неродном. Учебные задачи решаем посредством учебных действий.

          Согласно требованиям ФГОС НОО на всех уроках учу школьников следующим видам смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение (направленно на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги) ставит перед учениками задачу найти главное в тексте,  выявить,  что  сообщается  по  интересующему  вопросу  (о  чем  текст? что  говорится  о  ...),  либо  охватить  содержание  каждой  из  частей  текста  в самом общем виде.

2. Поисковое/просмотровое  (выборочное) чтение (предполагает нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта) ставит  перед  детьми  задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном  виде  чтения  читатель  определяет,  есть  ли  в  тексте  или  книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее (критическое) чтение (направлено  на  обучение  школьников  ставить  перед собой  цель  чтения,  направляя  внимание  на  полезную  в  данный  момент информацию), имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

4.   Рефлексивное (вдумчивое,  медленное, художественное)  чтение     позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

          В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках использую следующие способы работы:

  1. анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;
  2. выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
  3. вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

            Для формирования и развития познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время использую активные методы и приёмы работы с  текстом:

1.  «Задай вопрос к тексту» . Например, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д.  

 2.  «Читаем и спрашиваем»

 3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

«Тонкие» вопросы  - вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана (Что? Кто? Когда? Как звать ...? Было ли ...?

 «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Предположите, что  будет, если ...?
4.  «Дневник двойных записей».

 5. «Инсерт» - условные значки, чтение с пометками, эффективное чтение и размышление.

         При чтении на полях текста обучающиеся обозначают условными значками, что известно, что противоречит представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, что им хочется узнать подробнее:

«+»  - я это знал (знакомая информация)

«!» - новое для меня (новая информация)

«-» - вызывает сомнение, я думал иначе, не согласен (это меня заинтересовало (удивило)

«?» - не понял, есть вопросы (хочу это знать, хочу узнать больше)

6. «Составление краткой записи (схемы, чертежа) задачи»

7.  «Составление вопроса к задаче»

8. Прием «Верные и неверные утверждения»

 9. «Составь задание»

 10. «Лови ошибку»
 11.  «Восстанови текст»

 12. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

  13. Прием «Ассоциативный куст».  

           Обучающиеся работают по памятке- инструкции:

- внимательно прочитай текст;

- выдели главные мысли текста;

- проверь, как они соотносятся между собой;

- сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части);

- определи количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

- сформулируй каждую главную мысль в виде вопроса и запиши как пункты плана;

- прочитай текст еще раз, проверь, не пропущено ли что-то важное.

14. «Ромашка вопросов Блума» - один из основных приемов осмысления информации через постановку вопросов к тексту и поиска ответов на них.

Классификация вопросов Б.Блума  оправдала себя в работе по осмыслению текста:

        1. Простые вопросы.
 Проверяют знание текста. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Например: «Как звали главного героя?»

         2. Уточняющие вопросы.

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Правда ли, что …?».  

Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал. Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.

          3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом
виде.

          4. Творческие вопросы.

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица «БЫ» или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Что бы произошло, если…», «Как вы думаете, как будут

развиваться события дальше?»

           5. Оценочные вопросы.

Направлены на выяснение критериев оценки явления, событий, фактов. Как вы относитесь к…?», «Что лучше…?», «Правильно ли поступил…?», «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

           6. Практические вопросы.

Нацелены на применение, поиск взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы я поступил на месте героя?»

Например, при осмыслении текста сказки «Репка»

1. Знание

Назовите главных героев этой сказки? Что делает каждый герой?

2. Понимание

Почему каждый герой звал на помощь конкретного персонажа?

Расположите в правильной последовательности следующие иллюстрации.

      3. Применение

Какие ситуации в реальной  жизни могут встретиться?

4. Анализ

Объясните  почему героям сказки удалось вытянуть репку?

5.  Синтез

Назовите другие литературные произведения схожие по сюжету.

Подберите пословицы к сказке.

6. Оценка

Оцените роль каждого героя.

Все  ли дело в мышке.

15.  Приём кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь  лучи расходятся далее и далее)

           Кластер активизирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует умения:

- ставить вопросы;

- выделять главное;

- делать сравнение;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения;

- видеть смысл информации;

- понимать проблему в целом;

- искать, анализировать и творчески перерабатывать информацию

16. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.  Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

          Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

         Использую синквейн на всех уроках, например на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

       Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, учу обучающихся читать правильно, эффективно, продуктивно на всех уроках, использую следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

         Считаю, что без  внимательной  работы  со  словами  не  может  быть  понимания  текста.
       
 Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;
- работа с ключевыми (наиболее важным в тексте) словами;

- работа со словами образами, в которых  скрываются  секреты  красоты  текста.

2.  Метод «ведение диалога с текстом».

         Диалог  с  текстом  происходит  в  результате  активного  вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора,  осознать  свое  отношение  к  этой  позиции.  Этот  диалог  часто начинается  уже  при  знакомстве  с  названием  произведения,  а  заканчивается самостоятельным  поиском  ответов  на  вопросы,  которые  остались нераскрытыми в тексте.

          Данный метод можно разделить на несколько видов операций:  

     1)  поиск  непонятного  в  тексте  и  формулировка  вопросов;  

     2) вероятностное  прогнозирование  ответов  на  возникший  вопрос  или

дальнейшего  содержания  текста;  

      3)  самоконтроль  (проверка  своих предположений по тексту).

3. Развитие читательского воображения.

        Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым  воображением.  Тренировать  «включать»  воображение начинаю  на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких  элементов увеличиваю,  переходя  к  воспроизведению  целых картин.  Задание  состоит  в  том,  чтобы  представить  описываемое  и

воспроизвести  свои  представления  устно  или  письменно,  словами  или

красками.

           Для  развития  читательского  воображения  необходимо  помнить  о

важности ключевых  методических  вопросов при  проверке  первичного

восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в

своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и

графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи).

          Конечно  же,  огромную  роль  играет  и  работа  с иллюстрациями

художников, их рассматривание и анализ.

          Кроме этого, конструирование  из  бумаги  или  пластилина литературных персонажей,  элементов  интерьера  будет  также  способствовать «пробуждению» воображения.

4. Инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего  произведения,  предоставляет обучающимся возможность   несколько раз   перечитать  текст,  обратить внимание на особенности художественного  пространства  и  времени,  портретные  характеристики, описания поведения героев, которые могли быть  пропущены или не замечены  при первом чтении.

           Используемые в моей деятельности методы, приёмы, средства позволяют создать благоприятные психолого-педагогические условия обучения младших школьников как носителей русского языка, так и для тех обучающихся, у   которых русский язык является неродным, а также создать единое читательское пространство: учителя, обучающиеся, родители, библиотека.

 

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

- повышаются интерес к чтению и уровень читательской грамотности;

-  меняется отношение к  урокам  (дети  чаще  стали  посещать  библиотеку, чтобы  найти  материал  по  изученной  теме,  с  удовольствием   находят дополнительный  материал  к  урокам,  особенно  при  подготовке  домашнего задания);

- повышается познавательное отношение к прочитанному (обучающиеся

показывают свое исследовательское отношение к чтению и осмыслению текста, желание глубже вникать в суть произведения);

- развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

        Успешность освоения навыками смыслового чтения оценивается с  помощью  контрольно-измерительных  материалов,  составленных  на  основе предметных  знаний  и  умений.  

        Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной  литературой  и  другими  видами  информации,  самостоятельно добывать и использовать  новые знания.  Это станет возможным, если на каждом уроке  дети  будут  овладевать    важнейшим  метапредметным  универсальным учебным действием - смысловым чтением.

         Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет

эффективно  учиться  по  книгам,  усовершенствовать  приобретенный
опыт работы с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья в сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Казань.2013...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В данной статье я делюсь опытом по формированию УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».

Выбор данной темы  неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в ...