ФГОС для детей с ОВЗ, УО: инновационные тенденции.
статья на тему

Новикова Инна Сергеевна

           Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_dlya_detey_s_ovz_esse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС для детей с ОВЗ, УО: инновационные тенденции.

Новикова И.С., учитель начальных классов, МБОУ «Сорокинская ООШ»

           Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

         Опережающие научные исследования, выполненные в ИКП РАО, определяющие необходимые направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы Российского специального образования, положены в основу Проекта Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

          В настоящее время внедрение современных инновационных тенденций является новой ступенью в образовательном процессе. Мы не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования в своей практике информационно – коммуникационных технологий и интерактивных средств обучения, которые несут в себе огромные потенциальные возможности для развития ребенка с ОВЗ, становления его как полноценной личности, способствуют обогащению его коммуникативного и социального опыта. Информационно–развивающие технологии предоставляют учителю оптимальный комплекс средств, с помощью которых можно решать коррекционные задачи. Одной из важнейших психических функций человека является речь. Овладение ребенком речью способствует осознанию и возможностью регулировать его поведенческие реакции. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речи. У таких детей отмечается несформированность артикуляционной, мелкой и общей моторики, что отрицательно сказывается на развитии лексической, грамматической, фонетической сторон речи. Нарушения речи неблагоприятно влияют на формирование личности ребенка, вызывают нарушения психики, особенности эмоционально–волевой сферы, что оказывает отрицательное влияние на овладении грамотой, а соответственно вызывает затруднения при школьном обучении. В условиях современного развития образования актуальной задачей является всестороннее развитие личности ребенка. Наряду с традиционными формами коррекционного воздействия используются нетрадиционные коррекционные технологии, направленные на раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Внедрение в практику нетрадиционных методов воздействия, позволяет усовершенствовать  процесс, сделать его более динамичным, эмоционально приятным, создать благоприятные условия для речевого развития. Нетрадиционные методы воздействия используются, как часть коррекционного процесса и отлично сочетаются в комплексной коррекции речи, что способствует более эффективному усвоению речевого материала. Эффективность использования нетрадиционных методов определяется заинтересованностью детей, развитием творческой самостоятельности, развитием сенсорного и чувственного восприятия, развитие коммуникативной функции речи. Нетрадиционные коррекционные приемы улучшают память, внимание, повышают мышечный тонус, моторную сферу, способствуют оздоровлению всего организма. Коррекционная работа в сочетании с активными методами воздействия осуществляются по следующим направлениям: Направления инновационной коррекционной работы.

Развитие сенсорных и моторных функций

Формирование ки- нестетической ос- новы артикулятор- ных движений

Развитие эмоци- онально–волевой сферы

Активизация речевой активности

Су–Джок терапия

Логосказки

Песочная терапия

Мнемотехника

Ниткография

Логоритмика

Куклотерапия

ИКТ

Биоэнергопластика

Музыкотерапия

Домашняя игротека

Игровой самомассаж кистей рук

«Почта одного дня»

           

               Использование этих форм работы помогает организовать занятия, сделать их интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. Очень важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления коррекционной педагогики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные тенденции современного учителя начальных классов

Деятельность учителя начальных классов в услових реализации ФГОС...

О практике внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и для детей с нарушениями интеллекта

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.

Этот материал можно использовать педагогам, которые работают с обучающимися с ОВЗ...