Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Лежепекова Елена Александровна

Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Одной из технологийпобуждающих учащихся к активной деятельности на урокеявляется работа в группеГрупповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельностивосприятие и уяснение информацииобсуждениевзаимный контрольУченики ндивидуально воспринимают информациюно в процессе усвоения знаний им необходимо высказыватьсядавать обоснование решениямС точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для другихтекогда он свои мысли излагают вслух.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной  работой.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

2.Дети учатся общаться между собойовладевают коммуникативными навыками.

3.Развивается чувство товариществавзаимопомощи.

4.Возрастает значимость личности каждого ученика.

Традиционно выделяют 3 вида групповой работыпарную работу(когда двое учащихся выполняют какоеибо заданиесотрудничая друг с другом);

 единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют заданиеодинаковое для всех групп);

дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание,но все они подчинены единой цели).

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников,скованностьИсчезает боязнь вызова к доскенеудачного ответа.Учебное пространство становится

 для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциалаКроме тогоработа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатамино и самим процессом обучения.

Для тогочтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами , ссорами её необходимо правильно организовать.

1.Я формирую группы из четырёх-пяти человекСостав группыпо-моемудолжен быть разнородным : лидерученики со средними ислабыми способностямиЖелательночтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или детикоторые часто конфликтуют друг с другом.

2.Работоспособность групп зависит от выбора дежурного командира.Процесс выбора зависит от уровня сложности заданияЕсли задание непростоето командира с согласия детей выбираю яиногда этим занимается группано обязательно после тогокак получит задание.

3.Чтобы организовать успешную работу в группахнадо учить школьников навыкам групповой работыкоторые отражаются в правилахсоставленных классным коллективом.

Правила работы группы:

при обсуждении задания говорите такчтобы вас слышала только ваша группа

в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему

-выполнив заданиеубедитесь в томчто каждый член группы готовответить от имени группы

как только завершите работувозьмитесь за руки

как только прозвучит сигнал учителя об окончании работыв классе должна быть тишина

будьте внимательны к ответам каждой группы

Распределение ролевого участия в группе:

-роль руководителя (он контролирует организацию работы),

-хранителя тишины (он отвечает за порядок),

-секретаря (фиксирует результативность работы членов группы),

-инструктора (он оказывает помощь нуждающимся в ней).

В групповой работе очень важен темпОн способствует концентрациивниманияОграничение времени на выполнение задания – очень   важная мелочькоторую учителю важно оценить до начала работы.Использование песочных часов действует на детей организующее -нет пустой траты времени.

Если нет никакого действия в пространстве классаесли нет рабочего шумана высокий результат можно не надеятьсяУчителю нужно радоватьсяесли его задание вызывает у детей желание работатьа это невозможно без оживления эмоционального и физического.

Групповая работа является эффективным фактором формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные УУДотражающие умения работать с текстом:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,находить в тексте информациюнеобходимую для ее решения;

сравнивать разные вида текста по цели высказыванияглавной мыслиособенностям вида (учебныйхудожественныйнаучный);различать виды  текставыбирать текстсоответствующий поставленной учебной задаче;

анализировать и исправлять деформированный текстнаходить ошибкидополнятьизменятьвосстанавливать логику изложения;

составлять план текстаделить его на смысловые части,озаглавливать каждуюпересказывать по плану.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школыРешению этой проблемы отводится время на уроке русского языкачтения , развития речиОднако при всем нашем старании ученику на уроке предоставляется не более 25 слов для активной разговорной речи ( около двух минут за весь учебный день).Стоит ли после этого удивлятьсяесли детистрадающие небольшими дефектами речизастенчивые от природы или отставшие по каким –либо причинам от своих товарищейслучаетсянеделями непроизносят на уроках ни одного словаА потом это незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему происходящему вокруг.

Решить эту проблему на уроках чтения помогает использование групповых форм работыВпервые ее можно вводить при обучении второклассников связному пересказу прочитанногоУрок начинается с проверки домашнего заданияДети работают в парах постоянного составаПри этомесли задано выучить стихотворение наизустьони декламируют друг другу полностьюа если выразительное чтение текстато первую часть его читает один ученика вторуюдругойТоже самое и с заданием отвечать на вопросы к текстуДети задают друг другу вопросы по очереди и отвечают по очереди ( происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образомможно избежать лишних повторов и детям не становится скучно оттогочто им приходится выслушивать свои же рассказыЭту работу можно регламентировать при помощи песочных часовотводя на нее от двух до четырех минутчто приучает детей не отвлекатьсяизбегать пространственных рассужденийработать над техникой чтенияПо окончании обязательно нужно задать вопрос: « Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?». Характеризовать ответ товарища нужно учить аргументированоиспользую такие слова и выражения,как: « Читал беглоцелыми словамивыразительнобез ошибок…»Затем можно спросить: « А кто считаетчто ваш товарищ так хорошо подготовилсячто его должен послушать весь класс?» После этого одного ученика или пару можно спросить у доскиИх ответ должен быть образцомвыступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются изо всех силчтобы этой чести добиться.

Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведениемПервичное чтение нового произведения происходит путем чтения про себя со звуковым ориентиромкоторым является магнитофонная записьТаким образому детей работают как зрительныйтак и слуховой анализаторыи дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.

После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного можно поставить перед учащимися цель:научиться пересказывать данное произведениеПри подготовке к уроку для удобства можно разделить текст на четыре части и составить планкоторый во время урока целесообразно разместить на доске за занавескойОткрыв план на доскепредложить детям определить границы каждой частикоторые они помечают в книге простым карандашомОбсуждение ведется коллективно.

Теперь можно попросить ребят сесть группами по четыре человека.Эта процедура займет всего три секундыЧасть учащихся встают,разворачивают стульчики на 180 градусов и снова садятсяЧетверки могут начинать работать.

Группам предлагается заданиераспределить между собой части рассказапрочитать его цепочкой ( или про себякаждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть такчтобы получился коллективный пересказ всего текста.

На выполнение этого задания уйдет до десяти минут временипри этом дети нацелены на точто важна работа группы в целома не каждого в отдельностиЭто приводит к томучто дети смогут дифференцированно подходить к распределению частей текста,сильные станут больше внимания уделять слабыма слабые начнут старатьсячтобы не подвести товарищей.

Группы заканчивают работу почти одновременноДветри из них успеют выступить у доскиОценивать их должен весь классТаким образомкаждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе товарищейНа дом можно задать научиться пересказывать целое произведениеКакправилона следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказомИ каждый ребенокзнаячто ему обязательно придется отвечатьнепременно выполнит задание дома.

Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений,которые можно читать по ролямПредварительно выяснив у детей,сколько в рассказе или сказке действующих лицнужно выписать  их на доскуЗатем предложить детям образовать группы и распределить роли между всеми детьми.

И опять дети могут сами осуществить дифференцированный подход:роль автора берет на себя наиболее сильный ученика остальные роли распределяются по степени трудностиДалее начинается работа над выразительностью чтенияДети читают произведение в группах, корректируя  работу друг другаУчитель проходит от группы к группе,прислушиваясь к их работеЕсли ктото из детей не вошел в группус ним можно организовать работу отдельно.

На этапе демонстрации результатов работы ребята выходят к доске и читают текст по ролямКаждый раз это момент рождения маленького спектакляразыгранного в лицахУдовольствие получат и текто стоиту доскии текто сидит за партамиКаждое выступление группы сопровождается аплодисментами.

Обсуждение работ групп должно проходить обязательноМногие захотят высказатьсяотметить скорость чтениябезошибочность,выразительность и тд .

Конечнодобиться такой организации урока не простоПервые уроки будут похожи на птичий базарРебята не сразу привыкнут друг к другу.В группах возможно ссоры и разногласияНо терпеливый и настойчивый учитель постоянно осуществляющий контроль,консультирующий детей во время работыпоощеряющий группы,сможет организовать данный вид работы.

Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьниковповышает эффективность урокаКаждый ребенок получает возможность активно говорить и читать до четырех минут на урокеИ  даже самые застенчивые смогут смело выходить к доске,легко и свободно отвечать на вопросыхорошо запоминать и пересказывать прочитанное.

Виды работы по развитию речи с использованием групповых форм работы

на уроках литературного чтения:

1. Дописать стихотворение четырьмя строками.

2. Подобрать синонимный ряд.

3. Словамижестами и мимикой прочитать стихотворение.

4.«Слово к слову - стих создался» (каждый в группе дополняет рассказсвоими предложениямипока не получится рифма).

5. Спрашиваю яа ты отвечаешь одним словом (один ученик спрашиваетдругой отвечает)

6. Распространение предложенийДаю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое

 предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном видеЗатем группа хором произносит распространенное предложениеСравниваем вариантывыбираем лучшие.

7. Восстановление логической последовательности статьиПодготовка к дикторскому чтению.

8. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работытак как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от другаДля детей результат деятельности группы — новая информациявлияющая на последующую работу группыУспех группы смягчает отрицательное самовосприятие , которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровнеКроме тогорезультат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Объединение в группы способствует сплочению детейВ группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение  других ребяту них вырабатывается умение работать именно в командешкольники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группеанализировать сказанноес чем-то соглашаться и объяснятьпочему согласена с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия

.

  Во всех учебниках и рабочих тетрадях ( русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) приводятся примеры учебной работы, которые дети выполняют в парах ( группах). Условные обозначения  в учебниках и тетрадях нацеливают учащихся на определенную работу.  При этом учащимся обязательно даются рекомендации: посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ; разделитесь на группы; выберите  «командира»; распределите обязанности – кто, что будет делать и т.д. И главная задача учителя при использовании на занятии различных видов объединений заключается в том, чтобы помочь школьникам работать не «рядом», а «вместе». Дети должны понимать, что все они отвечают за общий результат деятельности. Хорошо подготавливает к таким организационным формам рубрика учебника «Обсудим вместе». В процессе работы с ней ребята учатся слушать друг друга, добавлять и корректировать ответы товарищей, выдвигать ( опровергать) гипотезы, то есть вести учебный диалог.

   Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для работы в «парах» или  « тройках» удобны обычные ряды. Для групповой же работы  парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп ( чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

   Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы: 

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут  - в 3-4 классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем группа представит «продукт» совместного труда;

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

   Научившись работать  в группах, в моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Ребята умеют оценивать работу товарищей на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарищей, потом ошибки.

   Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является желание учащихся познавать новое; у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для уроков литературного чтения «Памятки, необходимые при работе с различными текстами».

Памятки, которые пригодятся на уроках литературного чтения при работе с разными текстами, при составлении плана, при различных видах пересказа текста....

Методическое пособие для уроков литературного чтения «Памятки, необходимые при работе с различными текстами».

Данные памятки помогут детям и их родителям справиться с домашним заданием по литературному чтению....

Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что ум...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

"Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения"

Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения  Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они мо...

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»...