Главные вкладки

    Методическая разработка (4 класс) на тему:
    Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    Истомина Елена Васильевна

    Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. В ряде психологических исследований приведены доказательства того, что результативность решения учебных задач повышается, если дети работают в диадах – парах,   триадах – группах по три человека, а также  в группах по четыре человека (квадрат). Деятельность в режиме сотрудничества, а не соперничества, позволяет решить многие проблемы взаимоотношений в учебном коллективе. Так, дети привыкают выполнять различные роли, требующие подчинения, согласования, договоренности, самоконтроля и др. 

      Особенно актуальной работа в группах стала при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Без регулярно проводимой на уроках работы в группах невозможно достичь таких определенных в стандарте метапредметных результатов, как : готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

       При использовании на уроках групповой работы у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность. У детей меняется характер взаимоотношений, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность. Сплоченность класса  резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. У учащихся растет самокритичность, они более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Ребята приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, учатся строить свое поведение с учетом позиций других людей. Включая детей в совместную учебную работу в группе, ребенок получает эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

       Уже с 1 класса учитель ставит задачу формирования дружного делового учебного коллектива через использование парной и групповой работы. Сначала желательно объединять школьников в пары и в группы по взаимной симпатии. Тогда результаты их совместной деятельности не будут страдать от того, что дети не могут договориться друг с другом. Но позднее,  подбирая детей в группы, хотя и  надо учитывать  личные склонности ребят, необходимо к самому слабому ученику посадить не столько сильного, сколько терпеливого, доброжелательного партнера. Двух озорников объединять опасно. Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Желательно, чтобы капитанов каждой группы назначил  учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний ( в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый капитан выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из детей, названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики и группы получаются равносильными. Для того, чтобы группы срабатывались, необходимо 5-6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами. 

    В каждой группе должны быть обязанности. Здесь есть много вариантов. Например:

    1. Командир – отвечает за работу группы в целом;
    2. Докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
    3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
    4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

    Я предлагаю примерный алгоритм движения при выполнении задания в группе.

    1)Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

    2)Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

    3)Выдвижение версий всеми членами группы ( формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

    4)Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

    5)Совместное принятие решения.

    6)Анализ решения задания, его оформление.

    7)Проговаривание в группе выступления докладчика.

    8)Представление решения докладчиком. 

       В 1 классе целесообразно начать организацию парной и групповой работы во время экскурсий. Детям легче объединиться в условиях прогулки в лесу или парке, в пространстве, не ограниченном классом, в процессе игры, соревновательных упражнений. Например, во время осенней экскурсии дети делятся на пары или на небольшие группы и выбирают себе задание. Одни собирают осенние листья и затем проводят со всеми игру «С какого дерева лист?», другие делают зарисовки окружающей природы (неба, осеннего дерева, найденных в лесу грибов), третьи находят осенние жилища насекомых и рассказывают всем   ребятам о том, кто где зимует.

       Для овладения совместной деятельностью очень подходят именно уроки «Окружающего мира» Вот несколько причин их преимуществ:1)содержание этого предмета в целом доступно детям, не вызывает особых трудностей при его изучении;2)уровень знаний о природе и обществе у детей 1-2 классов различен ( одни дети знают много, представления других скудны и однообразны), что может дать положительный результат при объединении усилий разных школьников;3)учебный материал весьма интересен детям этого возраста, что является предпосылкой возникновения желания поговорить об этом с одноклассниками, найти ответы на свои вопросы, поделиться своими мыслями. 

        Например, при изучении в 1классе темы  «Правила поведения в школе», дети работают в группах. Они договариваются между собой: одни разыгрывают сценку, другие объясняют, какое правило поведения выполнили ( не выполнили)   «артисты». А изучая тему  «Любимые занятия», работая в группах, ребята инсценируют ( пересказывают) небольшой отрывок из знакомой  одноклассникам сказки, зрители ( слушатели) отгадывают ее название и перечисляют героев.

        А при закреплении темы «Насекомые», «тройка» получает задание - заполнить схему «Насекомые» ( Рабочая тетрадь, 1 класс. Стр. 45) .  До начала работы дети  договариваются, каких насекомых они будут рисовать, чтобы избежать повторов. Первый участник «тройки» рисует свое животное и передает следующему и т.д. Выполнив работу, участники могут договориться о том, как будут докладывать результаты: каждый за себя или  один за всех.

       А во втором классе, при изучении темы «Что мы знаем о воде», каждая группа проводит свой опыт по определению свойств воды. Одна группа проверяет, какие предметы тонут (не тонут) в воде; вторая – имеет ли вода форму или принимает форму сосуда; третья группа устанавливает, есть ли в воде воздух.

       Очень эффективно проходит групповая  работа на уроках литературного чтения. Например, пересказ данного произведения. Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой ( или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Дети дифференцированно подходят к распределению частей текста, сильные  больше внимания уделяют слабым детям, а те стараются не подвести своих товарищей. Группы заканчивают работу почти одновременно. Две – три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей.

       Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять ребята сами осуществляют дифференцированный подход. Роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Потом каждая группа ребят выходит к доске и  перед классом  читают текст по ролям или инсценируют.  Удовольствие получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность и  выразительность.

       На уроках литературного чтения ученики получают возможность научиться выполнять различные творческие проекты в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений» и т.д.

         Эффективно проходит групповая работа и на  уроках русского языка. Например, изучая тему «Гласные и согласные звуки и их буквы», при повторении изученного и отработке навыка безошибочного списывания  предложений, группы выполняют упражнение устно, делая лишь необходимые пометки на предложенных учителем листах бумаги. После завершения обсуждения в группах проходит презентация результатов работы – от  группы выступает один ученик, который характеризует только одну пару слов. Учащиеся замечают, что гласные звуки в словах каждой пары одинаковые, но обозначены разными буквами, а первые согласные звуки в словах разные, но обозначены одной и той же буквой.

       На уроках математики  так же интересно проходит  работа в паре. Учащиеся выполняют  задания типа: 1) «Сложи устно числа: 120 и 40, 28 и 300, 72 и 6, 48 и 9, 36 и 5, 16 и 7. Запиши только ответы. Сверь свои ответы с ответами соседа по парте». 2) «Вычислите устно: 7*9, 5*8, 4*9, 7*7, 6*3, 42:6, 56:8, 72:9, 21:3. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга» (Учебник математики. 3 класс). Ребятам нравится находить ошибки у товарищей, исправлять и объяснять.

      Эффективно проходит работа в группах и на уроках технологии. Например, изучая тему «Транспортные средства. Макеты и модели» ( 2 класс), детям дается задание: «Представьте, что вы инженеры. Ваше рабочее место – конструкторское бюро. Разработайте свой проект  модели ракеты».  Дети объединяются в небольшие группы и занимаются разработкой проекта. Они, работая по учебнику, вспоминают, рассматривая таблицу, «Линии чертежа», обсуждают название линий, их начертание, делают чертеж от руки (эскиз) и по своему воображению изготавливают модель ракеты.

       Во всех учебниках и рабочих тетрадях ( русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) приводятся примеры учебной работы, которые дети выполняют в парах ( группах). Условные обозначения  в учебниках и тетрадях нацеливают учащихся на определенную работу.  При этом учащимся обязательно даются рекомендации: посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ; разделитесь на группы; выберите  «командира»; распределите обязанности – кто, что будет делать и т.д. И главная задача учителя при использовании на занятии различных видов объединений заключается в том, чтобы помочь школьникам работать не «рядом», а «вместе». Дети должны понимать, что все они отвечают за общий результат деятельности. Хорошо подготавливает к таким организационным формам рубрика учебника «Обсудим вместе». В процессе работы с ней ребята учатся слушать друг друга, добавлять и корректировать ответы товарищей, выдвигать ( опровергать) гипотезы, то есть вести учебный диалог.

       Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для работы в «парах» или  « тройках» удобны обычные ряды. Для групповой же работы  парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп ( чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

       Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы: 

    - нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

    - разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

    - групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут  - в 3-4 классах;

    - нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем группа представит «продукт» совместного труда;

    - нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

       Научившись работать  в группах, в моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Ребята умеют оценивать работу товарищей на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарищей, потом ошибки.

       Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является желание учащихся познавать новое; у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

                                                                      Использованная литература

    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. М.: Вентана – Граф, 2012

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986

    Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. М: Вентана – Граф, 2013

    Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: Эксперимент, 1997

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы  при переходе на новый федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего  образования.

          Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. В ряде психологических исследований приведены доказательства того, что результативность решения учебных задач повышается, если дети работают в диадах – парах,   триадах – группах по три человека, а также  в группах по четыре человека (квадрат). Деятельность в режиме сотрудничества, а не соперничества, позволяет решить многие проблемы взаимоотношений в учебном коллективе. Так, дети привыкают выполнять различные роли, требующие подчинения, согласования, договоренности, самоконтроля и др.

      Особенно актуальной работа в группах стала при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Без регулярно проводимой на уроках работы в группах невозможно достичь таких определенных в стандарте метапредметных результатов, как : готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

       При использовании на уроках групповой работы у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность. У детей меняется характер взаимоотношений, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность. Сплоченность класса  резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. У учащихся растет самокритичность, они более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Ребята приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, учатся строить свое поведение с учетом позиций других людей. Включая детей в совместную учебную работу в группе, ребенок получает эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

       Уже с 1 класса учитель ставит задачу формирования дружного делового учебного коллектива через использование парной и групповой работы. Сначала желательно объединять школьников в пары и в группы по взаимной симпатии. Тогда результаты их совместной деятельности не будут страдать от того, что дети не могут договориться друг с другом. Но позднее,  подбирая детей в группы, хотя и  надо учитывать  личные склонности ребят, необходимо к самому слабому ученику посадить не столько сильного, сколько терпеливого, доброжелательного партнера. Двух озорников объединять опасно. Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Желательно, чтобы капитанов каждой группы назначил  учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний ( в зависимости от количества учащихся в группе). Каждый капитан выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в группу из детей, названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики и группы получаются равносильными. Для того, чтобы группы срабатывались, необходимо 5-6 занятий. Потом группы можно переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

    В каждой группе должны быть обязанности. Здесь есть много вариантов. Например:

    1. Командир – отвечает за работу группы в целом;
    2. Докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
    3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
    4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

    Я предлагаю примерный алгоритм движения при выполнении задания в группе.

    1)Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

    2)Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

    3)Выдвижение версий всеми членами группы ( формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

    4)Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

    5)Совместное принятие решения.

    6)Анализ решения задания, его оформление.

    7)Проговаривание в группе выступления докладчика.

    8)Представление решения докладчиком.

       В 1 классе целесообразно начать организацию парной и групповой работы во время экскурсий. Детям легче объединиться в условиях прогулки в лесу или парке, в пространстве, не ограниченном классом, в процессе игры, соревновательных упражнений. Например, во время осенней экскурсии дети делятся на пары или на небольшие группы и выбирают себе задание. Одни собирают осенние листья и затем проводят со всеми игру «С какого дерева лист?», другие делают зарисовки окружающей природы (неба, осеннего дерева, найденных в лесу грибов), третьи находят осенние жилища насекомых и рассказывают всем   ребятам о том, кто где зимует.

       Для овладения совместной деятельностью очень подходят именно уроки «Окружающего мира» Вот несколько причин их преимуществ:1)содержание этого предмета в целом доступно детям, не вызывает особых трудностей при его изучении;2)уровень знаний о природе и обществе у детей 1-2 классов различен ( одни дети знают много, представления других скудны и однообразны), что может дать положительный результат при объединении усилий разных школьников;3)учебный материал весьма интересен детям этого возраста, что является предпосылкой возникновения желания поговорить об этом с одноклассниками, найти ответы на свои вопросы, поделиться своими мыслями.

        Например, при изучении в 1классе темы  «Правила поведения в школе», дети работают в группах. Они договариваются между собой: одни разыгрывают сценку, другие объясняют, какое правило поведения выполнили ( не выполнили)   «артисты». А изучая тему  «Любимые занятия», работая в группах, ребята инсценируют ( пересказывают) небольшой отрывок из знакомой  одноклассникам сказки, зрители ( слушатели) отгадывают ее название и перечисляют героев.

        А при закреплении темы «Насекомые», «тройка» получает задание - заполнить схему «Насекомые» ( Рабочая тетрадь, 1 класс. Стр. 45) .  До начала работы дети  договариваются, каких насекомых они будут рисовать, чтобы избежать повторов. Первый участник «тройки» рисует свое животное и передает следующему и т.д. Выполнив работу, участники могут договориться о том, как будут докладывать результаты: каждый за себя или  один за всех.

       А во втором классе, при изучении темы «Что мы знаем о воде», каждая группа проводит свой опыт по определению свойств воды. Одна группа проверяет, какие предметы тонут (не тонут) в воде; вторая – имеет ли вода форму или принимает форму сосуда; третья группа устанавливает, есть ли в воде воздух.

       Очень эффективно проходит групповая  работа на уроках литературного чтения. Например, пересказ данного произведения. Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой ( или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Дети дифференцированно подходят к распределению частей текста, сильные  больше внимания уделяют слабым детям, а те стараются не подвести своих товарищей. Группы заканчивают работу почти одновременно. Две – три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей.

       Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять ребята сами осуществляют дифференцированный подход. Роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Потом каждая группа ребят выходит к доске и  перед классом  читают текст по ролям или инсценируют.  Удовольствие получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность и  выразительность.

       На уроках литературного чтения ученики получают возможность научиться выполнять различные творческие проекты в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений» и т.д.

         Эффективно проходит групповая работа и на  уроках русского языка. Например, изучая тему «Гласные и согласные звуки и их буквы», при повторении изученного и отработке навыка безошибочного списывания  предложений, группы выполняют упражнение устно, делая лишь необходимые пометки на предложенных учителем листах бумаги. После завершения обсуждения в группах проходит презентация результатов работы – от  группы выступает один ученик, который характеризует только одну пару слов. Учащиеся замечают, что гласные звуки в словах каждой пары одинаковые, но обозначены разными буквами, а первые согласные звуки в словах разные, но обозначены одной и той же буквой.

       На уроках математики  так же интересно проходит  работа в паре. Учащиеся выполняют  задания типа: 1) «Сложи устно числа: 120 и 40, 28 и 300, 72 и 6, 48 и 9, 36 и 5, 16 и 7. Запиши только ответы. Сверь свои ответы с ответами соседа по парте». 2) «Вычислите устно: 7*9, 5*8, 4*9, 7*7, 6*3, 42:6, 56:8, 72:9, 21:3. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга» (Учебник математики. 3 класс). Ребятам нравится находить ошибки у товарищей, исправлять и объяснять.

      Эффективно проходит работа в группах и на уроках технологии. Например, изучая тему «Транспортные средства. Макеты и модели» ( 2 класс), детям дается задание: «Представьте, что вы инженеры. Ваше рабочее место – конструкторское бюро. Разработайте свой проект  модели ракеты».  Дети объединяются в небольшие группы и занимаются разработкой проекта. Они, работая по учебнику, вспоминают, рассматривая таблицу, «Линии чертежа», обсуждают название линий, их начертание, делают чертеж от руки (эскиз) и по своему воображению изготавливают модель ракеты.

       Во всех учебниках и рабочих тетрадях ( русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) приводятся примеры учебной работы, которые дети выполняют в парах ( группах). Условные обозначения  в учебниках и тетрадях нацеливают учащихся на определенную работу.  При этом учащимся обязательно даются рекомендации: посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ; разделитесь на группы; выберите  «командира»; распределите обязанности – кто, что будет делать и т.д. И главная задача учителя при использовании на занятии различных видов объединений заключается в том, чтобы помочь школьникам работать не «рядом», а «вместе». Дети должны понимать, что все они отвечают за общий результат деятельности. Хорошо подготавливает к таким организационным формам рубрика учебника «Обсудим вместе». В процессе работы с ней ребята учатся слушать друг друга, добавлять и корректировать ответы товарищей, выдвигать ( опровергать) гипотезы, то есть вести учебный диалог.

       Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для работы в «парах» или  « тройках» удобны обычные ряды. Для групповой же работы  парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп ( чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

       Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

    - нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

    - разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

    - групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут  - в 3-4 классах;

    - нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем группа представит «продукт» совместного труда;

    - нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

       Научившись работать  в группах, в моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Ребята умеют оценивать работу товарищей на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарищей, потом ошибки.

       Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является желание учащихся познавать новое; у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

                                                                      Использованная литература

    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. М.: Вентана – Граф, 2012

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986

    Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. М: Вентана – Граф, 2013

    Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: Эксперимент, 1997

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

    Статья "Переход на новые федеральные государственные стандарты второго поколения"

    Статья "Переход на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения", опубликованная в сборнике  международной конференции "Паганель"....

    Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

     Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

    Педагогический проект «Использование современных мультимедийных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе»

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное ра...

    «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты»

    Реализация проекта «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты» направлена на  улучшение инфраструктуры школы с помощью проект...

    Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе

    Необходимость использования ИКТ в современной школе.   Требования к созданию презентаций для учащихся начальных классов.  Использования презентаций в начальных классах на различных урок...

    Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    В статье собрани материалы об использовании ИКТ как средство повышения эффективности урока в начальной школе...