Главные вкладки

    Проект по ЗОЖ на тему:
    «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты»

    Куприянова Татьяна Николаевна

    Реализация проекта «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты» направлена на  улучшение инфраструктуры школы с помощью проектных методов работы в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары», являясь в течение ряда лет учебно-воспитательным комплексом, уже имеет определенный инновационный опыт по превращению школы в центр творчества и информации, насыщенный интеллектуальной и спортивной жизнью. Успехи школы подтверждает и то, что она является победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы  (2006 г.), конкурса «Лучшая школа года», 1 место в номинации «Школа радости» (2003 г.), городского конкурса «Лучший сайт общеобразовательного учреждения – 2006» и т.д.

    Школа обладает кадровым потенциалом, достаточным для внедрения новых образовательных стандартов: многие педагоги имеют успешный опыт участия в конкурсах, внедряют инновационные технологии, занимаются распространением инновационного опыта и т.д. Сегодня в школе работают 6 учителей – победителей конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, четверо победителей республиканского конкурса проектов «Intel – обучение для будущего», призер городского конкурса «Самый классный классный» и т.д.

    Важными особенностями нашей школы является то, что в ее структуру входят 2 подразделения дополнительного образования «Школа искусств» и «Спортивная школа», а также то, что работа во второй половине дня построена через группы продленного дня, работающие ежедневно в рабочие дни до 17.50. Занятия в них ведут преимущественно освобождённые воспитатели ГПД (их 7 человек, остальные ставки ведут учителя начальных классов). При этом практически все учащиеся (96% в целом по школе и 100% в начальных классах) во второй половине дня охвачены дополнительным образованием.

    Для многих учащихся и их родителей такой режим работы школы является большим преимуществом и привлекает в школу детей из разных микрорайонов. В 2009-2010 учебном году доля детей не из своего микрорайона - 52% (382 чел.).

    В рамках данного проекта основное внимание уделено начальной школе, так как новые образовательные стандарты  внедряются именно с этого звена, и для успешного перехода на них необходимо обязательно улучшить материальную составляющую инфраструктуры начальной школы. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Современная инфраструктура  начальной  школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты»

    Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Мы стоим на пороге введения новых образовательных стандартов, согласно которым в любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

    В своём  Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года  президент Д.А.Медведев отметил:

     «Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью.»

    Это значит, что организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые условия для качественного обязательного и дополнительного образования, самореализации и творческого развития детей. Формирование школьной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личных потребностей детей, реализацию деятельностно-компетентностного подхода.

    Для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходимо выполнение двух основных условий:

    1. готовность педагогов и школьных управленцев к инновационной деятельности (кадровая, методическая и организационная составляющие инфраструктуры);
    2. улучшение материально-технической составляющей школьной инфраструктуры, позволяющей в соответствии с современными требованиями организовать интересную учащимся внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

     На сегодняшний день можно сказать, что первое условие в нашей школе (МОУ «СОШ № 54 города Чебоксары») выполняется, хотя этот ресурс и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Фактически наша школа является учебно-воспитательным комплексом работающим полный день, внутри которого осуществляется интеграция общего и дополнительного образования. При создании данной модели была сделана попытка решить одно из важных противоречий – между требованием общества по формированию разносторонней, гармонично развитой личности и ограниченными возможностями школы и  традиционной педагогики. В основу организации всей работы была положена возможность широкого выбора форм и методов обучения, вариативности программ и видов учебной деятельности, получения различного дополнительного образования. Главные особенности школы - структура и  режим работы.

    Структура и  режим работы МОУ «СОШ № 54 г.Чебоксары».

    Эта модель выступает как открытая педагогическая платформа, предоставляя учителю свободу методического выбора, а учащимся – условия для осуществления индивидуального пути развития. Поэтому определенные кадровые, методические и организационные предпосылки к переходу на новые образовательные стандарты в школе уже созданы.

    Что касается материальной инфраструктуры, она позволяет осуществлять образовательный процесс, в том числе и по дополнительному образованию детей (в 2008-2010 годах в рамках ПНПО школа получила оборудование на сумму 782,2 тыс.руб. В школе 2 компьютерных класса, современные кабинеты истории, физики, географии, русского языка, 2 спортивных зала, спортивная площадка с полями для  игры в футбол и баскетбол, хореографический зал, созданы условия для театральной деятельности, обучению игре на музыкальных инструментах, художественного творчества и т.д.), но, к сожалению, ее современное состояние не позволяет в полной мере осуществлять наши планы по достижению современных целей образования (нет интерактивных досок, недостаточно мультимедийных проекторов, отсутствует медиатека, нет игровой комнаты и т.д.), в связи с чем мы решили принять участие в республиканском конкурсе общеобразовательных учреждений «Образовательная инициатива» в номинации «Современная школьная инфраструктура».  В рамках проекта «Современная инфраструктура начальной школы как основа для успешного перехода на новые образовательные стандарты» мы планировали сделать важный шаг к созданию современной инфраструктуры, которая позволит нам добиваться новых качественных образовательных результатов в новых условиях.

    В проекте основное внимание уделено начальной школе, так как новые образовательные стандарты  внедряются именно с этого звена, и для успешного перехода на них необходимо обязательно улучшить материальную составляющую инфраструктуры начальной школы. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

    Целью проекта является совершенствование инфраструктуры начальной школы с целью обеспечения успешного перехода на новый образовательный стандарт начального общего образования в МОУ «СОШ №54 г. Чебоксары».

    Концептуальной основой проекта является опора на стратегические документы, фиксирующие приоритеты современной образовательной политики, а именно:

    - Концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел «Образование»);

    - Федеральную целевую программу развития образования;

    - Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»;

    - Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;

    - Стратегию развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и т.д.

    Данный проект направлен на совершенствование различных составляющих инфраструктуры, и его реализация будет происходить по двум основным направлениям:

    1. Совершенствование материальной составляющей инфраструктуры начальной школы.

    В настоящее время в школе существует потребность в улучшении инфраструктуры, связанной со здоровьесбережением, а также с организацией позитивного досуга учащихся в формах, позволяющих не только достигать релаксации, но и достигать образовательных результатов, заявленных в новом образовательном стандарте.

    В связи с этим в школе организована работа игровой комнаты для младших школьников (в рамках данного проекта), планируется работа кабинетов лечебной физкультуры (в более отдаленной перспективе).

    Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняя задание. Даже острота зрения повышается в условиях игры и, конечно, обогащается запас знаний ребёнка о мире.

    Вот что говорят об игре наши известные психологи. Л.А.Венгер отмечает, что игра требует от ребёнка действий во внутреннем плане, опоры на представления. Внешние игровые действия выступают в качестве исходной опоры при образовании действий внутреннего плана, помогают ребёнку вести себя осмысленно. А.В.Запорожец и Т.О.Гиневская доказали, что в игре большинство детей переходит к более сложной организации движений, сознательно воспроизводит и совершенствует их. По мнению Д.Б.Эльконина, сюжетно-ролевая игра даёт образец поведения в той или иной ситуации и эталон для контроля. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится одновременно эталоном, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Вся игра для ребёнка наполнена привлекательной мыслью и окрашена позитивным эмоциональным отношением, но в ней содержатся также все компоненты произвольного поведения. Чем выше уровень развития игры, тем более выражено у детей умение управлять своим поведением, без которого невозможно добиться успеха ни в одном деле.

    На наш взгляд, в условиях длительного пребывания детей в школе, требует развития позиция А.В.Запорожец и Т.О.Гиневской о том, что двигательное развитие ребёнка в игре становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. Таким образом, приобретаемое оборудование для игровой комнаты мы разделили на два вида: выполняющее непосредственно игровую функцию  (Кресло  для релаксации «Капля Дракоша», «Набор Шашки», «Кресло-кубик» трансформер для релаксации, «Домик» с креплениями трансформирующийся в маты, стол игровой полукруглый, «Пуфик-барабан», , «Конструктор – 3», Шкаф для игрушек и пособий "Василек-3",)  и направленное на развитие силовой и двигательной активности младших школьников (Тактильная дорожка, вестибулярный тренажер «Труба», детский силовой тренажёр, детский велотренажер, детский тренажер "Гребля", детский тренажер "Беговая дорожка", детский тренажер на растяжку мышц, тоннель для подлезания,  стол для настольного тенниса  в компл. с сеткой и ракетками). В перспективе на базе данного оборудования возможно создание кабинета лечебной физкультуры.

    Игровая комната размещена в рекреации, находящейся в крыле, в котором располагается начальная школа.

    Перспективы развития МОУ «СОШ №54 г.Чебоксары» как школы полного дня предполагают обязательное дальнейшее увеличение количества кружков, секций, факультативов, предметов дополнительного образования. Для расширения спектра образовательных услуг в центре дополнительного образования будет проведено анкетирование среди учащихся и родителей с целью выявления их заинтересованности  в открытии новых видов образовательных услуг. Это выявит новые направления развития материальной инфраструктуры школы.

    2. Совершенствование кадровой и организационно-методической составляющих инфраструктуры начальной школы.

            Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Кадровая политика школы направлена на создание условий для повышения уровня профессионального мастерства учителей, воспитателей ГПД, управленцев, на обеспечение высокого уровня их профессионализма, делающего возможным технологизацию образовательного процесса и процесса управления школой. Переход на новые образовательные стандарты в условиях информатизации всех областей жизнедеятельности человека требует от всех педагогов приобретения совершенно новых компетенций, личностного развития, умения не просто ориентироваться, но и комфортно чувствовать себя в информационной среде.  

    В рамках данного проекта планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на  создание организационно-методических условий для разработки и успешной реализации образовательной программы начальной школы, осуществляющей переход на новый образовательный стандарт раньше других ступеней образования. В первую очередь это:

    • Повышение квалификации педагогических и административных работников школы по следующим основным вопросам:

    - организационное обеспечение перехода на новые образовательные стандарты;

    - создание и эффективное функционирование информационной образовательной среды школы;

    - применение современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

    • Внедрение технологий индивидуализации образования с использованием возможностей ГПД.
    • Взаимодействие с родителями и социальными партнерами с целью создания более комфортных и безопасных условий развития детей как в школе, так и за ее пределами.
    • Экспериментальная апробация различных форм рационализации досуговой деятельности и каникулярного времени учащихся в интересах личности ребенка.
    • Создание организационно-методических условий для функционирования школьной библиотеки в качестве медиатеки, что в первую очередь предполагает:

    - структурирование имеющегося в школе фонда, содержащего информационные материалы на различных типах носителей, расширенного за счет выхода в сеть Интернет, выделение в нем отдельного блока ресурсов для начальной школы, его постоянное обновление и популяризация;

    - изменение набора оказываемых библиотекой-медиатекой услуг (консультационные, маркетинговые услуги и т.д.), что потребует повышения квалификации библиотекаря. Предпочтительной формой повышения квалификации является стажировка на базе одной из школьных медиатек;

    - формирование аудитории пользователей, состоящей не только из педагогов и учащихся, но и из родителей.

    В рамках данного проекта запланированы в первую очередь мероприятия, направленные на совершенствование инфраструктуры начальной школы, но он предполагает преемственность и дальнейшее распространение его результатов. До завершения проекта планируется разработать Программу преемственности между начальной и основной ступенями образования в условиях постепенного перехода на новые образовательные стандарты с учетом результатов данного проекта.

    С целью распространения результатов проекта будут проведены открытые мероприятия для общественности, семинары, подготовлены информационные буклеты. Ход его реализации и перспективы развития будут отображаться на сайте школы.

    Предполагаемые результаты проекта могут быть названы достаточно устойчивыми, в первую очередь по причине того, что его содержание соответствует как перспективам развития образования, так и имеющейся нормативной правовой базе (федерального, регионального и муниципального уровней). Кроме того, проект поддерживается учащимися и их родителями, и его результаты являются конкретными, видимыми и принимаемыми всеми членами образовательного процесса.

    Важно отметить, что в школе уже созданы определенные предпосылки (в том числе кадровые, методические и организационные), позволяющие сделать вывод, что в случае совершенствования материальной инфраструктуры школы и дальнейшего развития педагогического коллектива переход на новые образовательные стандарты обязательно будет успешным.

    Рисками, которые могут привести к ограничениям реализации проекта в краткосрочной перспективе, являются:

    - отсутствие заинтересованности со стороны педагогов;

    - отсутствие поддержки со стороны родителей.

    Тем не менее, в настоящее время таких рисков не наблюдается, так как и педагогический коллектив, и родители разделяют идею проекта, и эти риски минимизированы.  

    Ограничений для реализации проекта в долгосрочной перспективе мы не видим, так как, наоборот, в условиях перехода на новые образовательные стандарты этот проект имеет как межведомственное (модель предполагает деятельность не только представителей сферы образования, но и культуры, спорта, а также здравоохранения), так и муниципальное значение (переход на новые образовательные стандарты обязателен для всех школ, а наша школа, в случае успешной реализации данного проекта, может стать пилотной или стажировочной площадкой по презентации этого опыта).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возрастание роли лексической работы при переходе на новые образовательные стандарты

    Каждому учителю знаком термин «лексическая работа». За годы работы в школе мною накоплен опыт работы по этой теме. Но в период обновления образовательных стандартов современную школу ждут значительные...

    Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты.

    Данная презентация представляет собой практический материал для учителя начальной школы. В ней дано самое основное, что должен знать и на что должен обратить внимание учитель начальной школы при перех...

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

    Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

    Программа повышения квалификации членов педагогического коллектива в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    В программе повышения квалификации педагогических работников освещены следующие вопросы:1. Концептуальная основа программы2. Цели и задачи, а также этапы реализации программы3 Организационное и функци...

    Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

    «Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...