Главные вкладки

    Проектно - исследовательская деятельность 1 класс
    рабочая программа (1 класс) по теме

     Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Внеурочная деятельность25.56 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    Рабочая  программа ШК

    Проектно-исследовательская деятельность (проект PYP)

    для учащихся 1-х классов

    Учитель:  Тарасова Н.А.

    Москва, 2016-2017 учебный год

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (Проект «Я познаю мир»)

    Направление: Духовно-нравственное. Социальное.

    Вид деятельности: Проект.

    Возраст школьников: 7 лет.

    Пояснительная записка

    Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

    Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе  творческих проектов  предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.  Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов.  Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.

    Основу программы проектно-исследовательской деятельности составляет программа исследований Международного  Бакалавриата  Primary  Years  Programme  (РУР) для младших школьников 7-11 лет.  

     Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.

    Программа проектно - исследовательской деятельности решает следующие задачи:

    • обучающиеся приобретают знания, соответствующие их возрасту и имеющие общечеловеческое значение,
    • развитие познавательных способностей и социальных навыков;
    • раскрытие и развитие творческих способностей;
    • приобретают  межпредметные и предметные умения и навыки:

     умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

    • приобретают  опыт разрешения личных, групповых, социальных проблем.

    Ожидаемый результат реализации у каждого учащегося развита его естественная любознательность; учащийся имеет навыки и умения, необходимые для ведения целенаправленного творческого исследования, как учебной работы, так и жизненно важной деятельности; он инициативен, критически и творчески применяет знания; умеет продуктивно общаться; он решителен, умеет защищать свою позицию; он честен и справедлив, принципиален; мыслит широко; он заботлив и внимателен к окружающим; гармонично развит, физически и духовно здоров.

    У каждого педагога сложится четкое понимание программ и технологий IBO, умение их применять в учебном процессе, развито системное видение достижения учебных и жизненных результатов каждым учеником; развито чувство собственного профессионально-личностного достоинства; развита потребность постоянно пополнять свои знания и совершенствовать педагогическое мастерство.

    Тематическое планирование

     

     

    Тема

    Общее количество часов

    Часы аудиторных занятий

    Часы внеаудиторных активных занятий

    Исследование « Как мы организуем себя»  Как мы понимаем друг друга

    1.

    Вводное занятие.  Как мы будем учиться. Ты - ученик

    1

    1

    2.

    Школьные правила вежливости. Режим дня школьника

    1

    1

    3.

    Практическое занятие.

    Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе.

    1

    1

    Исследование  «Кто мы» Семейные истории.  Твоя семья и друзья

    4.

    Наша дружная семья. Мои обязанности в семье

    1

    1

    5.

    Что окружает нас дома?

    1

    1

    6.

    Что вокруг нас может быть опасным?

    1

    1

    7.

    Без друга в жизни туго. Мои друзья

    1

    1

    8.

    Беседа. Семейные традиции.

    1

    1

    9.

    Состав семьи.

    1

    1

    10.

     Практическая работа. Семейная родословная

    1

    1

    11.

    Исследование. Фамильные ценности

    1

    1

    12.

    Исследование. Обряды семьи

    1

    1

    13.

    Исследование. Традиции семьи

    1

    1

    Исследование  «Как мы выражаем себя»  Воображение

    14.

    Беседа. Что такое воображение?

    1

    1

    15.

    Что стимулирует наше воображение?

    Посещение музеев.

    2

    2

    16.

    Что стимулирует наше воображение?

    Чтение произведений.

    1

    1

    17.

    Что стимулирует наше воображение?

    Прослушивание музыки.

    1

    1

    18.

    Что стимулирует наше воображение?

    Наблюдение за природой.

    1

    1

    19.

    Что стимулирует наше воображение?

    Посещение театров.

    2

    2

    20.

    Практическая работа.

    Выполнение работы по проекту. «Мое воображение»

    1

    1

    21.

    Представление работ

    1

    1

    22.

    Выставка работ.

    1

    1

    Исследование «Где мы во времени и пространстве»  Что нас окружает

    23.

    Мой район. Достопримечательности  района.

    1

    1

    24.

    Мы - пешеходы.

    1

    1

    25.

    Транспорт.  Мы - пассажиры.

    1

    1

    25.

    Мой путь от дома до школы. Правила безопасного поведения на улице.

    1

    1

    27.

    Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выставка работ

    1

    1

    Исследование «Планета - наш общий дом» Живые обитатели планеты

    28.

    Живое и неживое.

    1

    1

    29.

    Какие бывают растения? Комнатные растения.

    1

    1

    30.

    Какие бывают животные. Путешествие по зоопарку

    1

    1

    31.

    Домашние любимцы. Собаки  - помощники человека. Происхождение и породы собак

    1

    1

    32.

    Правила поведения на природе. Земля - наш общий дом. Итоговое занятие

    1

    1

    34

    22

    12

    Раздел «Кто мы?»
    Дети исследуют природу своего «Я», верования и ценности человека, здоровье физическое, духовное и социальное. Дети изучают семьи, детские и взрослые коллективы, общество, права и обязанности. Исследуют понятие, что значит быть человеком.
     
    Раздел « Где мы во времени и пространстве?».
    Дети исследуют развитие общества во времени и в пространстве, личные истории, историю и географию семьи, разных народов, общества в целом. Дети изучают как мы живём, путешествуем, изобретаем; знакомятся с великими открытиями, достижениями, вкладами отдельных людей в развитие нашей цивилизации.
     
    Раздел «Как мы самовыражаемся?»
    Дети исследуют природу самовыражения, изучают способы самопознания и выражения своего «Я» при помощи языка и средств искусства. Дети исследуют наши идеалы, чувства, верования, ценности.
     

    Раздел «Как устроен мир?»
    Дети исследуют материальный мир. Изучают объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека. Дети знакомятся с миром науки и технологии.
     
    Раздел «Как люди организуют свою жизнь?»
    Дети исследуют порядок, по которому организован наш мир. Изучают занятость людей, мир труда и его ценности; как наличие работы и безработицы влияет на личность отдельного человека и общества людей в целом.
     
    Раздел «Как мы вместе живём на планете?»
    Дети исследуют природу нашей ответственности за сохранение мира. Изучают права и обязанности людей по использованию природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и общества, взаимоотношение человека и мира природы, взаимосвязи мира людей и животных.

    В ходе исследования учащиеся:

    •        принимают участие в планировании программы по интересам;

    •        проводят эксперименты и практические работы;

    •        собирают информацию и обрабатывают данные;

    •        занимаются проектной деятельностью и проводят презентации;

    •        собирают материалы для своих портфолио с участием учителей;

    •        участвуют в разработке критериального оценивания для проведения анализа успешности своей учебной деятельности.

    Литература

    1. Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа: детская энциклопедия – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010 г.
    2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011 г.
    3. Акимушкин И.И. «Мир животных. Домашние животные», 1981 г.
    4. Д. Григорьев, П. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», издательство «Просвещение», 2011 г.
    5. Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» издательство «Просвещение», 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

    Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

    «Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

    В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

    Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности

    Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...

    Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

    Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...