доклад на тему:" СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему

Чуркина Вера Николаевна

Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnyy_churkina_udyanskaya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе

В.Н.Чуркина

 Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Основной целью школьного образования много лет считали овладение системой знаний, составляющих основу наук. Ученикам необходимо было заучивать многочисленные формулы, правила, даты. И поэтому выпускники наших школ заметно превосходили своих сверстников из большинства стран по уровню фактических знаний.

Однако результаты, которые проводили международные исследователи за последние десятилетия, заставляют задуматься. Наши ученики лучше школьников других стран справляются с заданиями репродуктивного характера, которые отражают овладение предметными знаниями и умениями. Однако эти же ученики показали результаты гораздо ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуются умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

      Российские ученики, выполняя задания  связанные с использованием научных методов наблюдения, сравнения, классификации, формулирования гипотез и выводов, оперирования с потенциально возможным, планирования практической  деятельности, показали более низкие результаты, чем их зарубежные сверстники.

Для решения данной проблемы были  выдвинуты новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.   В начальных классах должны быть сформированы у учеников не только предметные знания, но и универсальные способы действий, которые обеспечат им возможность успешно продолжать образования в основной школе: развивать способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Показатель качества образования в настоящее время понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самореализацией и самоопределением личности, когда знания приобретаются не "впрок", а для решения жизненных ситуаций.

В прошлом мы гордились тем, что ученики в советских школах получали большой объём фактических знаний.  В настоящее время это стало не актуально, поскольку любая информация быстро устаревает. Важными  становятся не сами знания, а решения, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как добывать информацию, трактовать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат -умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – включает в себя организацию учебного процесса, главное место в котором отводится активной и разносторонней, а так же самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности , который заключается в том, что ученик должен получать знания не в готовом виде, а, добывать их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности,

активно участвуя в их совершенствовании, что способствует успешному     формированию     его    общекультурных    и    деятельностных способностей, а так же  общеучебных умений.

Принцип непрерывности  означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса  заключается   в  том, что  школа должна

предложить  ученику   разноуровневое обучение (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 

Принцип творчества направляет учащихся  на творческое начало в образовательном процессе, в котором школьники приобретают собственный опыт творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс "открытия" нового знания.

Структура    уроков    введения    нового   знания     обычно   имеет

следующий вид:

1.  Мотивирование   к  учебной   деятельности   (организационный

момент) - 1 -2 минуты

    Цель – создание условий  для возникновения  у учеников внутренней    потребности включения  в учебную деятельность.

     На данном этапе урока учащиеся проявляют способность регулировать свои действия, прогнозируют свою деятельность на уроке, осуществляют самоорганизацию.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф  («Перо пишет, а ум водит». «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»  и другие)

II. Актуализация знаний, умений, навыков. Создание ситуации успеха — 4-5 минут

         Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

        Учитель задает вопросы с целью актуализации имеющихся знаний по теме урока; предлагает оценить по шкале знаний умения; организует выполнение задания для проверки практических навыков; предлагает соотнести свою оценку с прогностической.

     Учащиеся выражают свои мысли при доказательстве, определяют самооценку.

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока и составили план работы.

      Мотивирующий приём "яркое пятно" - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

        III.Постановка проблемной ситуации или создание ситуации «интеллектуального конфликта». Самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы.  - 4-5 минут

      Цель -  активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока, проявление познавательного интереса и учебной мотивации.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

       Для этого учащиеся должны:  оценить свои знания и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; сличают способ действия и его результат  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения.

IV.        Открытие нового знания (построение проекта выхода из:
затруднения)-
7-8 минут

       Цель – организация деятельности учащихся по успешному осмыслению нового материала. Поисково – исследовательский этап.

       На данном этапе урока учащиеся должны проанализировать условия учебной задачи; смоделировать открытый способ действия; оценить свои знания и осознать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, то есть самостоятельно выделить и сформировать проблему.

        Учитель должен уточнить понимание учащимися поставленной задачи; организовать поисковую работу в группах; организовать оценку результата деятельности учащихся.

      V.        Первичное закрепление- 4-5 минут

Цель – организация деятельности учащихся по успешному осмыслению нового материала.

Виды работы: фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами;  составление алгоритма-помощника.

Учитель предлагает полученную модель использовать для работы по теме урока (например, для проверки орфограмм).

Учащиеся вносят необходимые коррективы в действия после анализа на основе характера сделанных ошибок; осознанно применяют новые знания.

VI.        Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
(эталону)- 4-5 минут.

      Цель - применение знаний в типовых  условиях. Включение полученных знаний  в общую систему знаний и повторение материала.

       Каждый должен для себя сделать вывод о том,  что он уже имеет.  Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

      Письменно   выполняется   небольшая   по   объёму   самостоятельная работа (2-3 типовые задания).  Дифференцированная работа.

      Самоконтроль, самопроверка.

VIII.        Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)- 2-3
минуты.

       Цель – организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

       Учитель акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности, предлагает ученикам оценить себя по шкале знания.

      Учащиеся  самостоятельно контролируют и оценивают результаты деятельности, осуществляют конструктивное общение и взаимопонимание.

        Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать? и другие.

 

         Таким образом,  мы рассмотрели основные, но далеко не все    методические приемы, способствующие формированию  системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

       При  систематическом и целенаправленном их использовании на уроках,  творческом отношении к учебному процессу учитель сможет сформировать у учащихся умение учиться, сделать их субъектами учебной деятельности.

Литература

1.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

3.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сборник  практических  материалов /сост. О.И. Чистикова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Доклад на ШМО «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на ос...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Доклад на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на ос...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...