Модульное обучение
опыты и эксперименты на тему

Татьяна Станиславовна Шек

технологии помогают улучшить образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnoe_obuchenie.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное обучение: сущность, технологии

Разделы: Начальная школаОбщепедагогические технологии


Введение

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.

В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Из 16 ребят 8 учатся “4” и “5”, 3 ученика с очень низкими учебными способностями, остальные - дети, которых можно охарактеризовать как “тихих троечников”. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и природоведения. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе

Модульное обучение: сущность, технология

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

 

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

 

 

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

 

 

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для ученика…
  • Что должен знать ученик в конце темы …
  • Что должен уметь ученик в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

 

№1

№ 2

№ 3

 

УЭ - 1. 
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:

 

 

 

 

Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

По урокам – модулям класс работал в течение 2-хлет (4-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

 Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
  8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  9. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

 По данной технологии мною разработан весь курс русского языка 4 –го класса (Рамзаева) и природоведения (А.Плешаков) 4 –го класса.

МОДУЛЬ 4.

ТЕМА: В ТУНДРЕ

При изучении темы ты должен:

  • Знать природные условия тундры.
  • Знать особенности растительного и животного мира тундры.
  • Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

Учебный

элемент

Как делать? Методические рекомендации.

Время работы.

Контроль.

УЭ – 0

Повторение материала об Арктике.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Реши кроссворд.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.

Покажи на карте Арктическую зону.

3 мин.

Проверка по ключу №1.

Оценку поставь в тетради.

У Э – 1

Изучение

Нового материала.

Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира.

Входной контроль:

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.

Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?

Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.

Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.

 

 

2 мин.

 

 

8 мин.

 

2 балла за ответ

 

3 мин.

 

 

1 балл за ответ

 

 

 

7 мин.

Комментирование

УЭ – 2

Закрепление

изученного.

Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.

Смотри подсказку.

Ива (цветы, кора) ---------*------------песец

Ягель ---------*---------- волк

*----------- * ----------- *

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58.

Работай в тетради.

3 мин

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

 

6 мин

 

1 балл за ответ

УЭ – 3

Контроль.

Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.

1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

  • Зона тундры следует за ……...
  • Зима здесь ……….
  • Лето в тундре ……….
  • Круглый год в тундре дуют …...
  • Многолетняя мерзлота не пропускает …...
  • Тундра – край ……..
  • Ягель называют …...
  • В тундре растут ….берёза и ……… ива.
  • Самое крупное животное - ……..

 

10 мин.

1 балл за ответ

Проверь по ключу№3.

Проверь по ключу №4.

 

 

 

 

 

 

 

Запиши задания к следующему уроку:

  1. Ответить на вопросы и задания стр.58.
  2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
  3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
  4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
  5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
  6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке.

  • 25 – 23 балла оценка “5”
  • 22 – 20 баллов оценка “4”
  • 19 – 17 баллов оценка “3”
  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

 Русский язык. 4 класс. Модуль № 10

Тема: творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  • знать правило правописания окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.
  • уметь правильно писать окончания прилагательных в творительном и предложном падежах.
  • развивать устную речь.
  • учит работать в малых группах.
  • совершенствовать умение получать информацию.
  • развивать логическое мышление через сравнение и анализ слов и словосочетаний.

УЭ – 0

Повторение пройденного материала о правописании прилагательных в дательном падеже.

Цель: Повторить правописание окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Проверить выполнение домашней работы.

Вспомни и расскажи правило о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже.

Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина. выгон, пассажир, пальто, завтра, календарь.

Поставь ударение, подчеркни орфограммы.

Составь 4 словосочетания с любыми из данных слов в дательном падеже прилагательное + существительное. Выдели окончание. Докажи, что написали правильно.

Работа по развитию речи. У мудрого человека длинные уши и короткий язык. Прочтите пословицу.

Объясните, в каком значении употребили прилагательные длинные и короткий?

Пообдери ещё слова в переносном значении к слову ЯЗЫК.

Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже в мужском и среднем роде?

Время работы 7 мин.

Эталон.

5 б – 0 ош.

4 б – 1 ош.

3 б – 2 ош.

2 б – 3 ош.

1 б – 4 и более ош.

 

 

2 балла за ответ.

УЭ – 1.

Изучение нового материала. Выучи правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Цель: выучит правило о правописании окончаний имени прилагательного в творительном и предложном падеже. Сравнить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в этих падежах,, научиться их различать.

Спиши. Вставь прилагательные из скобок в словосочетание, изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь ударение.

Окружён … кустарником. Спрятался в … кустарнике. (густой, колючий).

Встретился со … псом. Рассказал о … псе. (злой, дворовый).

Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное, красивое).

В каких падежах употреблены прилагательные в данных предложениях?

Назовите ударные и безударные окончания прилагательных в творительном падеже.

Назови ударные и безударные окончания прилагательных в предложном падеже.

Назови вопросы творительного и предложного падежей.

Подумай, почему мы сравниваем эти падежные формы имен прилагательных?

Запишем правило в виде таблицы.

Какие окончания имеют прилагательные в творительным и предложном падежах в мужском и среднем роде?

Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы сделали вывод.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с прилагательными в творительном и предложном падежах

В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6. Доброго человека. 7. На синем небе.

Вернись к цели учебного элемента 1, скажи правило.

Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть!

Время работы 10 мин.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Оцени работу товарища.

 

 

 

 

1 балл за ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу.

Расскажи соседу по парте.

УЭ – 2

Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Выполни упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетический разбор слова весёлом.

Внимание! Аукцион прилагательных в творительном и предложном падежах “Кто больше?” по схемам.

Весёлым, красивым, печальном, хорошем.

Время работы 6 мин.

3 мин.

По 2 балла за слово.

 

 

УЭ – 3

Контроль полученных знаний.

Цель: Проверить, как усвоено правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Определи падеж, выдели окончания. Выполни задания.

Солнце село за даль … лесом.

Лес наполнился птичь.. гамом.

О дальн … походе в моря, мечтайте, мечтайте друзья!

В соседн … посёлке вырыли пруд.

Время работы 3 мин.

 

 

 

Проверка учителем.

УЭ – 4

Проверь себя.

Цель: Уточнить всё ли усвоил на уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы.

На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном и предложном падежах?

Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падежах?

Приведите примеры.

Время работы 3 мин.

Упражнения для самостоятельной работы дома. Упр. 307 стр. 136. Подготовься к диктанту упр.310 стр. 137.

Оцени свою работу на уроке.

  • 15 – 13 баллов “5”
  • 12 – 10 баллов “4”
  • 9 – 7 баллов “3”
  • Меньше 7 баллов “2”

Приложение 1 (ключи к модулю №4), Приложение 2 (характеристика природных зон), Приложение 3 (беседа учителя).

Спасибо за урок! Если что-то не получилось, не расстраивайся, прочти теоретический материал ещё раз, выполни дополнительно упражнения, спроси у учителя о том, что не понял.

Использование технологии модульного обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школаОбщепедагогические технологии


Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Классно-урочная система предопределяет постоянную перегрузку учащихся и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для ученика и учителя, обеспечивают возможность дальнейшего самообразования.

Урок с элементами модульного обучения, по эффективности и практической направленности более адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

От нас, как от педагогов требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребенка. научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.

Данные задачи помогает нам осуществлять технология модульного обучения, разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым.

Мы применяем модульное обучение на уроках русского языка и математики.

Но чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно знать и уметь:

  1. Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.
  2. Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.
  3. Умело отбирать содержание учебного материала.
  4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.
  5. Определять обученность по итогам контрольных работ (КР), тестов, тематического учета знаний (ТУЗ).
  6. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
  7. Научиться составлять диагностические тесты.
  8. Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.
  9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на 3-х уровнях.
  10. Знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.
  11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия.(УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний; УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности).
  12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

Работа над использованием технологий модульного обучения плотно связана с использованием методик КСО и, практически, без них невозможна, а так же тесно связана с развивающим обучением.

Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке преобладает доминирующая роль ученика.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

  • законченный блок информации
  • целевую программу действий ученика
  • рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Отличие от других систем состоит в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
  • изменяется форма общения учителя с учениками
  • ученик работает максимум времени самостоятельно
  • учится самопланированию и самоконтролю
  • отсутствует проблема индивидуального консультирования

ЦЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

– содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

НАУЧНЫЕ ИДЕИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:

– базируется на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий)

– строится на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра сам) переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, использование методик КСО, ГСО)

– опирается на теорию поэтапного формирования умственной деятельности

(ученик работает с конкретными объектами, проговаривание в громкой речи, проговаривание про себя, перевод во внутреннюю речь)

– глубокая внутрипредметная и межпредметная связь

  • теория проблемного обучения
  • рефлексия. Последовательность познавательной деятельности П (потребность) М (мотив) Ц ( цель) П (планирование) Д (действие) Р (рефлексия)

– в основании модульной технологии находится и программированное обучение (четкость, логичность действий, активность и самостоятельность, регулярная проверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль - черты программированного обучения)

– теория оптимизации (достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств)

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

гибкости (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы)

природосообразности (направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития)

паритетности (сотрудничество, деловое общение) На учебном занятии два субъекта одного процесса действуют вместе, параллельно и сообща, являются партнерами в учебной деятельности, составляют тесный союз учителя и ученика и не один из них не должен стоять над другим. Они сотрудничают в процессе учебной деятельности.

После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.

Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Технологическая карта служит для самоконтроля и самопроверки знаний учащихся. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку (+ ?), а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Для проверки знаний используется развивающая карточка. В технологической карте закладывается и формирование учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся.

Данные технологические карты позволяют четко спланировать деятельность учителя и ученика по каждой теме в течение года.

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:

  • урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
  • урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
  • урок комплексного применения знаний (цель – вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
  • урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция – имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет – имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа

ПЕРВЫЙ ШАГ – определение интегрирующей цели модуля (ТДЦ).

Учителю следует формулировать ТДЦ и осуществлять ее на уроке. В зависимости от учебного предмета, темы урока, учитель ставит его цель или предлагает сделать это самим ученикам. Задача учителя донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. ТДЗ – запрограммированный результат данного урока. Несет в себе три функции: обучающую, развивающую, воспитывающую.

ВТОРОЙ ШАГ – разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой

построения того или иного типа учебного занятия.

ТРЕТИЙ ШАГ – формулирование цели каждого учебного элемента.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностичной, т. е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – определение содержания каждого учебного элемента.

Учителю следует помнить, что, осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.

Так же не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах- опорах)

На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:

  • самооценка (сам оценивает свои знания)
  • взаимооценка (осуществляется при работе в паре)
  • прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания: Как я справлюсь?)

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости .

По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо. В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.

Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.

На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу

желтый – репродуктивный;
синий – конструктивный;
зеленый – творческий.

Практическая основа технологии модульного обучения- различные методики коллективных способов обучения (КСО).

  • пара постоянного состава (ППС)
  • пара сменного состава (ПСС)
  • методика свободного перемещения (МСП)
  • методика взаимные диктанты (МВД)
  • малая группа (МГ)
  • мурманская методика (цветовой сигнал)
  • методика Ривина
  • методика взаимообмена заданиями (МВЗ)

Эти методики в зависимости от целевой направленности уроков могут успешно применяться как на первом этапе при самостоятельной работе над новым материалом, так и на втором – при отработке последующего материала. При этом развиваются все компонент деятельности человеческого “само”.

Дьяченко назвал “коллективным обучением такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена”.

Свойства коллективной формы.

  1. Позволяет реализовать возможность продвижения каждого ученика в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение.
  2. Формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию.
  3. Обеспечивает высокую интенсивность обучения.
  4. Повышает интеллектуальный уровень и культуру, формирует навыки социального и делового общения.
  5. Улучшает здоровье школьников.

В начальной школе ребята учатся работать в паре постоянного состава, парах сменного состава “Елочка”, “Ручеек”, “Эскалатор”, “Змейка”- это знакомые виды работ для детей. Ребята на уроках с удовольствием выполняют задания в парах постоянного состава и в парах сменного состава.

Данная методика очень актуальна в начальном звене обучения ив период обучения в среднем и старшем звене. Ребята учатся сотрудничать друг с другом, делятся своими знаниями, учатся уважать мнение других людей.

Считаем, что технология модульного обучения и различные методики КСО решают многие проблемы обучения в начальном звене, где закладываются основы самостоятельной работы, где формируются первоначальные общеучебные умения и навыки, особенно организационные и коммуникативные, а главное на учебном занятии создается адаптивный психолого-педагогический микроклимат и используется рефлексивное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по технологии модульного обучения. Закрепление по теме «Умножение»

Данный урок позволит: -закрепить табличные случаи умножения и деления:-закрепить умение решать уравнения;      -закрепить умения решать выражения со скобками, с порядком ...

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Содержание:   Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по ...

Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения

интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени" 4 класс

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени"...

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...