Организация учебного сотрудничества на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Водопьянова Ольга Ивановна

В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у младших школьников  универсальных учебных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_gruppovoy_raboty.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у младших школьников  универсальных учебных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться.

Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями  и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Умение  учиться как индивидуальная способность вначале существует  лишь в совместной , разделённой между участниками  форме: в форме  учебного  сотрудничества.

Учебное сотрудничество – форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается  проблема , учебная задача.

Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы,  работая вместе, они достигали больших успехов,  чем при индивидуальном обучении.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться  вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Групповая форма организации учебной деятельности младших школьников представляет собой механизм и один из этапов формирования у младшего школьника умения учиться.

При использовании групповой работы на уроках, конечно есть определённые риски, такие как:

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений и усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
  • Групповая работа сопровождается шумом.

Но также очевидны и эффекты от данной технологии.

          Повышается учебная и познавательная мотивация

  • Снижается уровень тревожности учащихся
  •  В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
  •  Улучшается психологический климат в классе.
  • Можно использовать на любом этапе урока
  • Возможность открыто помогать друг другу
  • Возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;

Все эти эффекты  формируют основную компетенцию  общего образования «умение учиться».

Для того чтобы на уроках как можно больше было эффектов, необходимо данную работу проводить систематически , начиная с 1 класса.   Сначала необходимо  научить учеников работать в малых группах (парах). Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, домашнее задание, правильность и красоту письма.. Следующий этап- научить  тренироваться в парах (отработка навыка таблицы сложения и вычитания,  устный счёт). Далее идёт  обсуждение  в парах. Это значит  говорить  по данной теме, ставить вопросы и раскрывать её. На этом этапе идёт не обучение ролям, а получение опыта совместной работы, одновременно с этим  мы начинаем формировать  УУД. Во главу угла, конечно мы ставим  развитие коммуникативных УУД,  но мы не можеи отрицать того, также формируются и регулятивные и познавательные УУД

Личностные:

-определять свой поступок

- уважать мнение других;

-стремиться к взаимопониманию.

Регулятивные:

-определять цель учебной задачи

-составлять план выполнения задач, решение проблем;

-Учиться вырабатывать критерии оценки;

Познавательные:

- извлекать информацию

-ориентироваться в своей системе знаний;

-добывать новые знания;

-перерабатывать новую информацию

 Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других;

-договариваться с людьми

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

После того как дети получили представление о сотрудничестве в паре, можно переходить к работе в группе. Самым оптимальным количеством участников в группе- 4 чел., максимально 6 чел. Способы формирования  групп могут быть различны:

- Группы постоянного состава;

-«Случайные группы»

-Группы, сформированные учителем.

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, необходимо с детьми обсудить правила работы в группе, мы с детьми выработали  следующие правила , их вы видите на слайде, данные правила мы проговариваем на начальном этапе перед каждой работай в группе.

  • Говорите по очереди
  • Убедитесь, что в разговоре участвует каждый
  • Говорите спокойно и ясно
  • Говорите только по делу
  • Обращайтесь друг к другу по имени
  • Возражая или соглашаясь смотрите на говорящего

А также алгоритм  работы в группе, каждый этап в начале учитель контролирует сам.

  1. Думаю сам.
  2. Делюсь  своим мнением с товарищами.
  3. Обсуждаем версии
  4. Принимаем решения
  5. Оформляем.
  6. Презентация.

Также распределяем роли

-Спикер

- Ведущий

- Секретарь

Организация сотрудничества младших школьников друг с другом – одна из важнейших задач учителя. Наиболее активно такое сотрудничество осуществляется в различных видах групповой работы, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность ученика по отношению к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС

В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.

Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...

Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе

Традиционная модель начального образования в соответствии с потребностями развивающегося общества и личности претерпела в последнее время значительные изменения, связанные с формированием новых предст...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...