Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В последнее время предъявляются новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.
Перед педагогами стоит первоочередная задача создания улучшения качества образования, подбор средств, способов и методик взаимодействия с детьми, которые позволят максимально эффективно организовать их обучение. Все это невозможно организовать, не имея удобного инструментария. Таким инструментом в системе образования является педагогическая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 385.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.
( из опыта работы)
Сафронова Татьяна Валерьевна
Учитель начальных классов
ГБОУ С(К)ОШИ №2
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога - владение современными педагогическими технологиями, их применение в урочной и внеурочной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном воздействии учителя и обучающегося.
Исходя из этого, выделяю технологии, элементы которых применяются мною на уроках в ГБОУ « С(К)ОШИ №2»
Технология уровневой дифференциации. Она направлена на овладение учащимися базовыми учебными действиями и дальнейшего развития. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем, во время проверочных работ, при изучении новой темы. При этом повышается рефлексивность и мотивация учения.
(создание условий обучения для детей с разным уровнем интеллектуального развития, с целью учета особенностей обучающихся) Класс условно поделён на 3 подгруппы:
1-я подгруппа: могут работать самостоятельно, под контролем учителя;
2-я подгруппа: выполняют работу с помощью учителя;
3-я подгруппа: выполняют работу с помощью учителя и под контролем учителя.
При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учения; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. Например: 1 класс Обучение грамоте:
- подгруппа
Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник). Закрась круг красным цветом, квадрат- желтым, треугольник- синим.
2 –подгруппа
Обведи по трафарету ( круг, квадрат, треугольник)
- подгруппа
Обведи по линия м
При использовании на уроках дифференцированных заданий в 3- 4 классах, карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые простые задания будут обозначены яркими цветами. А яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание.
Технология коррекционнно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающая технология направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся и учет их индивидуальных и личных возможностей при реализации учебного процесса. Например, ведется педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы, это должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля». На каждого обучающегося ведётся дневник наблюдения, в котором отражается анамнез, характеристика обучающегося, учебная деятельность, воспитательный процесс, проявления ребёнка, причины такого проявления, коррекционное воздействие и результат.
На уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, корригирую психические и физические функции ребенка в процессе обучения, подготовке к жизни и труду. У обучающихся коррекционных школ слаборазвита мелкая моторика, для этого я ежедневно применяю специальные упражнения и задания, например, на уроках труда использую деревообрабатывающий материал (стружки и опилки) для аппликаций и т.д, методику Монтессори: игрушки на развитие тактильных ощущений («ракушки», крупяные мешочки), рамки-застёжки и т.д.
Объяснительно – иллюстративные технологии. Такие технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе и помогают реализовать коррекционные цели, поставленные перед проведением уроков и внеклассных занятий. Результатом применения является экономия времени сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Например: по предмету « Мир природы и человека» обязательно проводятся экскурсии в природу, где дети наблюдают сезонные изменения, труд людей в разное время, природные явления; на уроках труда проводятся экскурсии в столярные, швейные мастерские и кабинет домоводства; просмотр видеофильмов по теме; создание тематических альбомов и стендов, например, на тему «Экология».
Игровые технологии
В своей работе использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающегося. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. А также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.), кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Например, на уроках использую задания на образовательной платформе Яндекс Учебник, в результате чего у обучающихся корригируется мышление, развивается внимание, усидчивость. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся психологические разгрузки в виде упражнений «Помечтаем», «Поза покоя», а также музыкальные физкультминутки и зарядка для глаз. Организация уроков предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
Проводятся физминутки с массажером Су-джок, которые способствуют развитию мелкой моторики, что связано и с умственным развитием обучающихся, регулярные занятия с массажером положительно влияют на почерк школьников. С улучшением почерка сразу повышается грамотность.
Одна из форм здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ является - Арттерапия. На учебных занятиях применяются: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия. Такая работа эффективно сказывается в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, которая связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся. Она позволяет осуществить коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы. Данная технология имеет широкое применение с детьми аутистического спектра и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например: мои учащиеся с удовольствие занимаются собиранием пазлов, на уроках труда работают с металлоконструктором, песком; на уроках ИЗО применяется пальчиковое рисование, книжки-раскраски (мелкие и крупные), на математике – построение геометрических фигур из мозайки, а также построение разных предметов из геометрических фигур; проводятся такие игры «Волшебный мешочек», «Расположи по порядку» и т.п.
Информационно-коммуникационные технологии. Применение различных образовательных средства ИКТ оказывают большую помощь в подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе, на школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь оказывает пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.
Используя возможности программы PowerPoint, разрабатываются и используются контурные рисунки, цветные иллюстрации, раздаточный и наглядный материал, презентации по всем видам педагогической деятельности.
Создана электронная база данных обучающихся класса, в которой отражены данные о ребенке и его семье, что позволяет оперативно среагировать на ситуации складывающиеся в учебно-воспитательном процессе.
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Используется электронная почта для консультации и профессионального общения с коллегами.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы, там же знакомиться с разработками коллег – педагогов, хранить файлы. Общение на форумах с педагогами со всей России помогает идти вперед.
Технология дистанционного обучения- это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной, информационно- образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии. Внедрение ДО в нашей школе усилилось с усложнением эпидемиологической обстановкой по заболеваемости COVID- 19 и по сей день активно закрепилось и используется в урочной и внеурочной деятельности.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует познавательную активность обучающихся, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с учителем. Например, при изучении новых произведений по чтению ставятся проблемные вопросы, на которые дети отвечают, применяя свой жизненный опыт и наблюдения.
Перед уроком, на котором обучающимся предстоит решить проблему, необходимо заранее подвести их к ней, допускаются размышления вслух, дается задание на сообразительность.
Проектные технологии. Внедряю проектную деятельность уже на этапе начальных классов, что является фундаментом дальнейшего обучения обучающихся. Вначале выполняем творческие задания под моим руководством, и вовлекаю учащихся в решение поставленной проблемы. Оно основывается на разработке и создании учащимся, под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов для начальных классов можно выделить следующий тип: творческий. Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного продукта результата (газета, праздник и т.д.), но результат оформляется в форме проведенного праздника или выпущенной газеты.
Общие выводы
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии используемые в начальной школе
Современные педагогические технологии используемые в начальной школе...
Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...
Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...
Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...
Современные педагогические технологии, используемые в условиях реализации ФГОС
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса, одной из главных задач которого является повышение педагогического...
Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, ...
Современные педагогические технологии, используемые в учебном процессе
дидактический материал...