Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Сафронова Татьяна Валерьевна

         В последнее время предъявляются новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.

        Перед педагогами стоит первоочередная задача создания улучшения качества образования, подбор средств, способов и методик взаимодействия с детьми, которые позволят максимально эффективно организовать их обучение. Все это невозможно организовать, не имея удобного инструментария. Таким инструментом в системе образования является педагогическая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx385.66 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, используемые на уроках в специальной коррекционной школе.

( из опыта работы)

Сафронова  Татьяна Валерьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ С(К)ОШИ №2

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога - владение современными педагогическими технологиями, их применение в урочной и внеурочной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном воздействии учителя и обучающегося.

Исходя из этого, выделяю технологии, элементы которых применяются мною на уроках в ГБОУ « С(К)ОШИ №2»

Технология уровневой дифференциации. Она направлена на овладение учащимися базовыми учебными действиями и дальнейшего развития. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем, во время проверочных работ, при изучении новой темы. При этом повышается рефлексивность и мотивация учения.

(создание условий обучения для детей с разным уровнем интеллектуального развития, с целью учета особенностей обучающихся) Класс условно поделён на 3 подгруппы:

1-я подгруппа:  могут работать самостоятельно, под контролем учителя;

2-я подгруппа:  выполняют работу с помощью учителя;

3-я подгруппа:  выполняют работу с помощью учителя и под контролем учителя.

При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учения; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex. Например: 1 класс Обучение грамоте:

  1. подгруппа

Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник). Закрась круг красным цветом, квадрат- желтым, треугольник- синим.

            2 –подгруппа

Обведи по трафарету ( круг, квадрат, треугольник)

  1. подгруппа

Обведи по линия   м

При использовании на уроках дифференцированных заданий в 3- 4 классах, карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые простые задания будут обозначены яркими цветами. А яркие цвета снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание.

Технология коррекционнно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающая технология направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся и учет их индивидуальных и личных возможностей  при реализации учебного процесса. Например, ведется педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы, это  должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля». На каждого обучающегося ведётся дневник наблюдения, в котором отражается анамнез, характеристика обучающегося, учебная деятельность,  воспитательный процесс, проявления ребёнка, причины такого проявления, коррекционное воздействие и результат.

На уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, корригирую психические и физические функции ребенка в процессе обучения, подготовке к жизни и труду. У обучающихся коррекционных школ слаборазвита  мелкая моторика, для этого я ежедневно применяю специальные упражнения и задания, например, на уроках труда использую деревообрабатывающий материал (стружки и опилки) для аппликаций и т.д, методику Монтессори: игрушки на развитие тактильных ощущений («ракушки», крупяные мешочки), рамки-застёжки и т.д.

Объяснительно – иллюстративные технологии. Такие технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе и помогают реализовать коррекционные цели, поставленные перед проведением уроков и внеклассных занятий. Результатом применения является экономия времени сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Например: по предмету « Мир природы и человека» обязательно  проводятся экскурсии в природу, где дети наблюдают сезонные изменения, труд людей в разное время, природные явления;  на уроках труда проводятся экскурсии в столярные, швейные мастерские и кабинет домоводства; просмотр видеофильмов по теме; создание тематических альбомов и стендов, например, на тему «Экология».

Игровые технологии

В своей работе  использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающегося. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.  А также дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.), кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Например, на уроках  использую задания на образовательной платформе Яндекс Учебник, в результате чего у обучающихся корригируется мышление, развивается внимание, усидчивость. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Здоровьесберегающие технологии являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся психологические разгрузки в виде упражнений «Помечтаем», «Поза покоя», а также музыкальные физкультминутки и зарядка для глаз. Организация уроков предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

Проводятся физминутки с массажером Су-джок, которые способствуют развитию мелкой моторики, что связано и с умственным развитием обучающихся, регулярные занятия с массажером положительно влияют на почерк  школьников. С улучшением почерка сразу повышается грамотность.

Одна из форм здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ является - Арттерапия. На  учебных занятиях   применяются: игротерапия, изотерапия,  сказкотерапия. Такая работа эффективно сказывается  в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта, которая связана с воздействием разных средств искусства на  обучающихся. Она позволяет   осуществить коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы. Данная технология имеет широкое применение с детьми аутистического спектра и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Например: мои учащиеся с удовольствие занимаются собиранием пазлов, на уроках труда работают с металлоконструктором, песком;  на уроках ИЗО применяется пальчиковое рисование, книжки-раскраски (мелкие и крупные), на математике – построение геометрических фигур из мозайки, а также построение разных предметов из геометрических фигур; проводятся такие игры «Волшебный мешочек», «Расположи по порядку» и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии. Применение различных образовательных средства ИКТ оказывают большую помощь в  подготовке и проведении уроков, во внеклассной  работе, на школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь  оказывает пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

 Используя возможности программы PowerPoint, разрабатываются и используются контурные рисунки, цветные иллюстрации, раздаточный и наглядный материал, презентации по всем видам педагогической  деятельности.

Создана электронная база данных обучающихся класса, в которой отражены данные о ребенке и его семье, что позволяет оперативно среагировать на ситуации складывающиеся в учебно-воспитательном процессе.

Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Используется электронная почта для консультации и профессионального общения с коллегами.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы, там же знакомиться с разработками  коллег – педагогов, хранить  файлы. Общение на форумах с педагогами со всей России помогает идти вперед.

Технология дистанционного обучения-  это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной, информационно- образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии. Внедрение ДО в нашей школе усилилось с усложнением эпидемиологической обстановкой по заболеваемости COVID- 19 и по сей день активно закрепилось и используется в урочной и внеурочной деятельности.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение формирует познавательную активность  обучающихся,  способствует выработке психологической установки  на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности  обучающихся с учителем. Например, при изучении новых произведений по чтению ставятся проблемные вопросы, на которые дети отвечают, применяя свой жизненный опыт и наблюдения.

Перед уроком,  на котором обучающимся предстоит решить проблему,  необходимо заранее подвести их к ней, допускаются размышления вслух, дается задание на сообразительность.

Проектные технологии. Внедряю проектную деятельность уже на этапе начальных классов, что является фундаментом дальнейшего обучения обучающихся. Вначале выполняем творческие задания  под моим руководством, и вовлекаю учащихся в решение поставленной проблемы. Оно основывается на разработке и создании учащимся, под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов для начальных классов можно выделить следующий тип: творческий. Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного продукта результата (газета, праздник и т.д.), но результат оформляется в форме проведенного праздника или выпущенной газеты.

Общие выводы

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии используемые в начальной школе

Современные педагогические технологии используемые в начальной школе...

Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...

Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Современные педагогические технологии, используемые в условиях реализации ФГОС

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса, одной из главных задач которого является повышение педагогического...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...