Современные педагогические технологии, используемые в учебном процессе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Галина Михайловна Серяева

дидактический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, используемые в учебном процессе.

Примерны технологии критического мышления.

Приём «Кубик Блума»

На сторонах кубика написаны слова, являющиеся отправной точкой для вопроса.

В место кубика можно использовать ромашку.

C:\Users\Админ\Desktop\аттестация 2021\hello_html_1b6a5688.jpg

Данный приём применяю на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Этот прием учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

1) Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

2)Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

3)Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

4)Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

5)Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

6)Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

 Прием «Верные и неверные утверждения»

Правила игры: Внести в таблицу знаки «+» - верно, «-» - неверно

№ вопроса

Ответ

1

2

Вопросы:

1. Верите ли вы, что наш край расположен на материке Евразия?

2. Верите ли вы, что наш край находится в природной зоне лесов?

3. Верите ли вы, что наш край находится в западном полушарии?

4. Верите ли вы, что в нашем краю растут ель, береза, осина?

5. Верите ли вы, что у нас обитают северные олени, песцы?

6. Верите ли вы, что наш край дает стране продукты сельского хозяйства?

7. Верите ли вы, что территория нашего края расположена в тропическом поясе?

Приём «Кластер»

Например:

1) Составьте кластер «Республика Бурятия»

а) географическое положение;

б) соседи;

в) столица, города;

г) растительный мир;

д) животный мир

Приём «Синквейн»

  Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например: Окружающий мир. 2кл Грибы

1.Гриб

2.Съедобный, старый
3.Стоит, растёт, прячется

4.Люблю собирать грибы
5.Поляна       

Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

    Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?,Что?

Будет ли?

Когда?

Где?

Верно ли?

И т.д.

Почему вы считаете…

Дайте объяснение…

Предположите, что будет..

Почему вы думаете…

И т.д

Например:  Литературное чтение  4кл. Пётр Великий

Тонкие вопросы:

-Во сколько лет был провозглашён царём?  (10 лет)

-Какое любимое увлечение было у Петра? (военные потехи)

-Как назывался его полк?

 Толстые вопросы:

- Как вы считаете, чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела)

-Как вы думаете,  какие дела Петра Первого вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Например: Окружающий мир 2кл. «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

Сами устраивают себе жильё

Выводят потомство и ухаживают за ним

Защищаются от врагов

Приём «Интеллект-карты»

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

   Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

   Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

hello_html_4cb11d65.jpg

Технология  уровневой дифференциации.

 

   Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

-Выявление отставаний в ЗУН;

-Ликвидацию их пробелов;

-Устранение причин неуспеваемости;

-Формирование интереса и мотивация к учебе;

-Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

   Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

   Уровневая дифференциация предусматривает:

• Наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

• Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся.

• Базовый уровень должен быть выполнен всеми учащимися.

1уровень:  Базовый стандарт. Ученик владеет базовым уровнем.

2уровень: Обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий.

3 уровень: Предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-х классов.

1 уровень 

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2 уровень 

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3уровень 

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика.

2 класс

Задание: Реши уравнение.

1 уровень:    Реши уравнение:       7 + х  = 17


2уровень: Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
63 – х = 30                60 – х = 74                  х + 25 =50


3 уровень: Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40                          х + 35 = 60            5 · х = 25
х – 24 = 46                          25 : х = 5               9 + х = 59

3класс

Тема «Задачи»

1-й уровень 

Реши задачу. 

На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку.  Сколько тетрадей у неё было?

2-й уровень 

Реши задачу двумя способами:

На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку. Она раздала 18 тетрадей. Сколько тетрадей у неё осталось?

3-й уровень 

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами:

На столе учительницы лежало 35 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку. Она раздала 18 тетрадей. Сколько тетрадей у неё осталось?

4 класс.

1-й уровень 

Найди значение выражения:

7800 - (398 + 507 · 6)=

2-й уровень 

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень 

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Окружающий мир

3 класс

Тема: “Разнообразие растений”

1-й уровень

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

2-й уровень 

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

3-й уровень 

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

Русский язык

2класс

Тема: «Парные согласные на конце слова»

Уровень 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Моро(з, с ) - …, зу(б,п) - …, мор(ж,ш) - …, рука(в,ф) - …, горо(д,т) - …, дож(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, фла(г,к) -…, каранда(ж,ш) - …. .

Уровень 2

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….

Уровень 3

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.

Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….

Групповые технологии.

Технология работы в  группе.

Окружающий мир, 2 класс. Тема урока: «Обитатели водоёмов»

Задание для 1 группы: определить органы движения рыб, с помощью чего они движутся в воде?

Задание для 2 группы: органы дыхания рыб, как они дышат в воде?

Задание для 3 группы: органы зрения и покров тела.

Задание для 4 группы: питание и размножение рыб, чем они и как размножаются?

Литературное чтение, 1 класс. Сказка «Рукавичка»

Задание для 1 группы.

Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
2) Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.
Задание для 2 группы.
1)Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этой сказке:
Не учись разрушать, а учись строить.
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
Сила солому ломит.
Руби дерево по себе.
Сила сломит всё, а ум – силу.
Волка ноги кормят.

2) Объясните смысл этих пословиц.
Задание для 3 группы
1)Как называли себя звери в сказке «Рукавичка», выберите правильный ответ.
Мышка -норушка, Мышка – поскребушка
Лягушка – квакушка, Лягушка - попрыгушка
Зайчик – побегайчик, Заяц - на горе увёртыш
Медведюшка – батюшка, Медведь – люблю реветь

2)В какой сказке встречаются другие герои.

Задание для 4 группы.
Придумайте свой вариант продолжения сказки.

Русский язык, 3 класс

Работа в паре.

Определить падеж имен существительных:

Веет ветер, махал руками, поймал синицу, рассказал о конкурсе, копал лопатой, пил из кружки, бегал в парке, подарил маме.

Русский язык, 4 класс.

Работа в паре.

Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

Трубач... , фальш... , ключ... , плащ... , роскош... , грач... , москвич... , мяч... , репортаж... , манеж... , матч... , приемыш... , ерш... , сторож... , смерч... , лещ..., стриж... , врач... , малыш... , суш... , дич...

Использование проблемной технологии на уроках математики.

Введение математических понятий - это создание проблемных ситуаций

Например, ученик получил задания:

 "К 2 прибавь 5 и помножь на 3".

 И другое:

  "К 2 прибавь 5, помноженное на 3".

Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2+5*3=21        2+5*3=17

Такая запись вызывает удивления у детей.

После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.

 Возникает проблемный вопроскак записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.

   Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.

  После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2+5)*3=21       2+5*3=17

Создание проблемных ситуаций при изучении геометрического материала

 На листе изображены несколько четырехугольников и пятиугольников.

 Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый.

 Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: "Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?". 

 Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.

Они должны сравнивать мысленно термины "четырехугольник" и "пятиугольник".

  Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые им слова, являющиеся частями новых терминов – "четыре" и "угол", "пять" и "угол".

  Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур.

  Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов.

 Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов-названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных п...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах

Данная статья посвящена применению игровых технологий в образовательном процессе в качестве повышения познавательной активности у обучающихся разного возраста. Большое количество внимания уделено игро...

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

Выступление по проблеме сохранения здоровья у  учеников начальной школы и учителей....

Возможности IT-технологии для организации учебного процесса (урочная деятельность).

В статье рассматривается вопрос о том, как может повлиять внедрение новых технологий (информационное пространство, интерактивные доски и т. д.) на качество и организацию учебного процесса в школе....

Статья на тему «Методики рефлексии, используемые в учебном процессе в начальной школе»

Вданной статье описываются две основные методики рефлексии, а также основные приемы рефлексии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....