Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
статья по зож

Иванова Светлана Владимировна

 

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих техноло

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

1.     показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

2.     проявлением и тренировкой познавательной активности;

3.     показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

 

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необ­ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

4.     показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

5.     проявлением и тренировкой познавательной активности;

6.     показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

 

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:

7.     5-25-я минута — 80%;

8.     25-35-я минута — 60-40%;

9.     35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес­ких функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстано­вительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность

20-25

мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах

Данная статья посвящена применению игровых технологий в образовательном процессе в качестве повышения познавательной активности у обучающихся разного возраста. Большое количество внимания уделено игро...

Возможности IT-технологии для организации учебного процесса (урочная деятельность).

В статье рассматривается вопрос о том, как может повлиять внедрение новых технологий (информационное пространство, интерактивные доски и т. д.) на качество и организацию учебного процесса в школе....

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье на основе стандартов образования показано развитие информационной культуры младших школьников и возможная организация использования IT-технологий в учебном процессе....