ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
статья на тему

Дроздова Елена Станиславовна

В статье на основе стандартов образования показано развитие информационной культуры младших школьников и возможная организация использования IT-технологий в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Е.С. ДРОЗДОВА

МАОУ «СОШ № 40» Г.УЛАН-УДЭ

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ключевые слова: интерактивность, работа с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации), интернет адреса, электронная почта, как средство связи (Интернет).

В статье на основе стандартов образования показано развитие информационной культуры младших школьников и возможная организация использования IT-технологий в учебном процессе.

E.S DROZDOVA

«SCYOOL №40» ULAN-UDE

OPTIONS IT-TECHNOLOGY FOR TRAINING

Key words: interactivity, work with information (search, assessment, selection and organization of information), and Internet addresses, electronic mail, as a means of communication (Internet).

In the article on the basis of educational standards shows development of information culture of junior high school students and the possible organization of IT-technologies in educational process.

Концепция модернизации российского образования предусматривает умение работать с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации) - является составляющей нового образовательного результата. Для того чтобы использовать возможности IT-технологий для организации учебного процесса необходимо готовить детей к этой работе с первых дней обучения. Учащиеся должны усвоить, что источником знаний выступает не только учитель и учебник, но и другие источники информации. Один, из которых является Интернет [1, с.38].

Учитель начальной школы должен, ставить перед собой задачу: развить и сохранить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Достичь решения этих проблем поможет разноуровневое обучение целенаправленного характера, для этого необходимо работать над развитием информационной культуры учащихся младших классов. От уровня развития этих процессов также будет зависеть эффективность обучения [2, с.17]. Основное направление нашей практической деятельности является выявление возможностей максимального и эффективного развития информационной культуры младших школьников.          

    Типическим свойством  методической системы является интерактивность. Основное содержание этого требования сводится к тому, что в современных условиях учебно-воспитательный процесс школьников не может быть реализован только в рамках учебного заведения.

Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока.

  Реализация интерактивности в рамках УМК «Перспективная начальная школа» предполагает организацию работы в том и другом направлении.  В первом своём значении интерактивность является непосредственным требованием инструментальности учебников. Все учебники УМК сначала учат работать с информацией внутри себя, затем  – выходить за собственные рамки в предметные области других учебников, и, наконец, – выходить в бесконечную зону информации, то есть любого материала, который может пригодиться для решения предметной задачи, – от книг и справочников, до писем, телепередач и Интернета.

В другом  своём значении интерактивность предполагает организацию филологической работы  по возрождению культуры переписки (освоение этикетных формул вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки). В практике обучения это реализуется на основании включения школьников в клубную деятельность через предметы окружающего мира и литературного чтения.

Работа с всемирной системой требует от учителя и учащихся умения и навыка работы с компьютером, с каталогами, содержанием источников и тд. Электронная почта, как средство связи (Интернет). Поиск дополнительной информации по курсу «Окружающий мир» с обновляемыми интернет адресами предлагается уже со 2 класса.

Например, дополнительный материал в Интернете по темам: 2 класс - «Разнообразие растений. Правила поведения на природе», «Культурные растения. Продолжительность жизни растений», «Грибы», «Земля и Солнце», «Планеты и звезды» «Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие», «Красная книга России», «Домашние животные», «Секреты твоего здоровья»  с интернет адресами.

Поиск дополнительной информации в интернете по курсу «Наш мир» 3 класс: Карта, глобус, материки и океаны с указанием интернет адресов.

   Новая форма проведения уроков по окружающему миру, литературному чтению и русскому языку предусматривает подготовку учителя и учеников с разными источниками информации. Уроки проводятся в форме заседаний школьных клубов «Мы и окружающий мир» (клуб любителей природы и истории родного края) и «Ключ и заря» (клуб любителей чтения и загадок русского языка). Становясь членом клуба (или обоих клубов), школьник учится решать целый ряд коммуникативно-практических задач, применяя на практике и этикетные формулы вежливости, и умение вести предметную переписку, и умение обосновывать свою точку зрения, и умение правильно заполнить и отправить конверт и т.д. Интегрирование клубной работы в учебную деятельность позволяет сочетать учебный и игровой мотивы, решение учебных и практических задач создает реальный механизм практико-ориентированной коммуникации, «участниками которой являются, с одной стороны, методисты, которые ведут и поддерживают переписку со школьниками, а с другой - сами школьники. Став членом клуба, детям предлагается вести переписку по электронной почте, т.е. высылается почтовый адрес.

    Клубная работа предусматривает и требует от председателя (ведущего) и выступающих (докладчиков) знаний, которые выходят за рамки учебника. Ведущая роль на уроке составляет работа самих учащихся. Материал по заданной теме ребята берут в разных источниках, один из которых является Интернет. Адреса в Интернете по теме предлагает сам учебник или ребята сами находят и рекомендуют всем присутствующим во время подведения итогов и составления решения заседания клуба. Так, например, в тетрадях для самостоятельной работы №1 по «Окружающему миру предлагается выполнить такие задания: Запиши план сообщения о любой из планет Солнечной системы для заседания школьного клуба и составь список дополнительной литературы и укажи сайты в Интернете, посвященные этой планете. Напиши список дополнительной литературы, которую ты прочитал(а), и адрес в Интернете по теме: «Солнечная система». Составь список дополнительной литературы или укажи сайт в Интернете, которые ты рекомендуешь использовать членам клуба «Мы и окружающий мир» при изучении истории отечества. При выполнении контрольной работы по теме «Зоны лесов» одно из заданий требует от детей использовать Интернет и выяснить, где находится и чем знаменит Приокско-Террасный биосферный заповедник. При изучении тем «Зона степей», «Зона пустынь» - Составить самостоятельно статью для иллюстрированного словарика об одном из растений, животных данной климатической зоны. Материал для статьи можно найти в Интернете. Ребята могут вспомнить интернет адреса, которые предлагал учебник для 3 класса по темам: «Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие», «Красная книга России». В четвертом классе для решения учебной задачи по составлению карты народных промыслов своего края, учащимся потребуются все известные им источники информации - учебник, рабочая тетрадь, словарь и Интернет. Использование возможности IT-технологий позволяет находить дополнительный материал  для научных докладов, сообщений, справок и созданий презентаций.  

Возможности IT-технологий для организации учебного процесса требуют от учащихся практики работы на компьютере. Работая по УМК «Перспективная начальная школа» уроки по трудовому обучению предполагают программу учебного модуля.  Программа учебного модуля разработана на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по информатике и информационным технологиям в начальной школе Государственного стандарта основного общего образования. Учащиеся получают представление о возможности поиска информации с использованием программных средств.

     Реализация проектов «По страницам красной книги России», «Вклад моей семьи в победу над фашизмом. Защитникам Отечества посвящается, создание фронтовой косынки», «Народные промыслы твоего края», «Заповедные места твоего края», проект коллективного создания макета села «Мирного» и фрагмента «Бородинского сражения»  заставляет вести краеведческую исследовательскую деятельность учащихся и сбор информации в разных источниках, в том числе и в Интернет. Работа предоставляет широкое поле действий для реализации возможностей IT-технологий для организации учебного процесса и для организации внеурочной деятельности. Реализация и защита  проектов предоставляет  возможность учителю проводить уроки в разных формах «Дискуссионный клуб», уроки семинары, конференции по защите исследовательских проектов, уроки практикумы, уроки в кабинете физики, информатики, биологии, библиотеки.

     Используя на практике работу по развитию информационной культуры  младших школьников, делаем вывод, что возможности IT-технологий для организации учебного процесса носят эффективный характер. Для осуществления представленной работы необходимо: учитывать индивидуальные особенности детей. Использовать программу по развитию информационной культуры младших школьников с четким поурочно методическим планированием по каждому классу начальной школы. Рассматривать развитие информационной культуры учащихся  как межпредметный проект; обращать постоянное внимание на систему выходов школьников за рамки учебника в поле других источников информации (словари, справочники, фонд библиотеки, Интернет); формировать общие умения передача, поиск, преобразование, хранение информации, использование компьютера, поиск необходимой  информации в словарях, каталоге библиотеки. Так же необходимо уделять особое внимание устной, письменной и электронной форме общения. Использовать новую форму урока « Заседание клуба». Проводить внеклассные занятия по развитию информационной культуры детей и их родителей. Таким образом,  многие освещенные виды и формы работ ждут своего развития. Ускорить их можно, соединив обучение с развитием информационной культуры и познавательных способностей детей

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Лаврова И.И. «Формирование коммуникативных умений младших школьников межпредметными средствами в УМК Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Перспективная начальная школа // М., 2011. – 220с.

 2.Морева  Н. А. Современная технология учебного занятия // Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных п...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах

Данная статья посвящена применению игровых технологий в образовательном процессе в качестве повышения познавательной активности у обучающихся разного возраста. Большое количество внимания уделено игро...

«Инновационные технологии в школе.Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».

Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не...

Возможности IT-технологии для организации учебного процесса (урочная деятельность).

В статье рассматривается вопрос о том, как может повлиять внедрение новых технологий (информационное пространство, интерактивные доски и т. д.) на качество и организацию учебного процесса в школе....