«Инновационные технологии в школе.Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».
статья (2 класс) по теме

Рейтер Елена Викторовна

Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат инновационные технологии, которые учителя начальной школы внедряют на своих уроках. Основные аспекты:

а) вызов интереса; 

б) осмысление проблем;

в) размышление и рефлексия.

На уроках создаётся ситуация успеха (что создаёт позитивный настрой учащихся). Теория обязательно связывается с практикой. Учащиеся с успехом пишут эссе, письма, отзывы, рецензии, ведут дневниковые записи. При анализе литературных произведений учителя используют кластеры, составленные совместно с учащимися. Нужно тщательней проводить работу над ошибками, заведя специальные тетради, а затем проводить диктанты каждую неделю. Большую Информационные возможность и пользу оказывает на уроках применение мультимедийных технологий. Использование всех этих новшеств на уроках способствуют повышению грамотности, интеллектуального уровня, креативного потенциала учащейся молодёжи 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_metod.teme_2013.docx55.41 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по методической теме за 2012-2013 учебный год: «Инновационные технологии в школе

Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».

 

Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат инновационные технологии, которые учителя начальной школы внедряют на своих уроках.Основные аспекты:

а) вызов интереса; 

б) осмысление проблем;

в) размышление и рефлексия.

На уроках создаётся ситуация успеха (что создаёт позитивный настрой учащихся). Теория обязательно связывается с практикой. Учащиеся с успехом пишут эссе, письма, отзывы, рецензии, ведут дневниковые записи. При анализе литературных произведений учителя используют кластеры, составленные совместно с учащимися. Нужно тщательней проводить работу над ошибками, заведя специальные тетради, а затем проводить диктанты каждую неделю. Большую Информационные возможность и пользу оказывает на уроках применение мультимедийных технологий. Использование всех этих новшеств на уроках способствуют повышению грамотности, интеллектуального уровня, креативного потенциала учащейся молодёжи 21 века.

Обучение в школе — целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Помимо известных методов работы с информацией на уроках, при которых используются бумага, ручка, справочники, словари, учебники, появились новые компьютерные методы, получившие название «новые информационные технологии».

Использование информационных технологий в преподавании дисциплин начального образования, позволит повысить уровень грамотности, уровень интереса к чтению, уровень речевого развития учащихся (улучшит качества основных речевых умений: чтения и письма, говорения и слушания с целью презентации себя на рынке труда), позволит подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности. Начало деятельности кабинета даст возможность включить в педагогическую деятельность информационные технологии, то есть сделать более совершенной работу над проектами, повысить уровень самостоятельной работы учащихся (научно-исследовательская деятельность), уровень эффективности преподавания, развивать способности осмысленного и творческого освоения материала.

Цели: придать новое качество преподаванию, включив возможности деятельности детей на ПК и возможности самой информационной техники, что должно, по мнению организаторов эксперимента, содействовать актуализации деятельностного подхода в обучении.

Задачи:

1. Разработка системы с использованием информационных технологий, способствующих решению всего комплекса требований образовательного стандарта.

2. Развитие коммуникативных умений детей, освоение ими содержательной части и практической части образовательного стандарта.

3. Создание системы дистанционного обучения

Этапы работы.

Этап работы

Описание этапов

Ожидаемый результат

1. Ориентировоч-

ный этап.

Отбор электронных учебных

пособий нового образца, имею-

щихся на рынке образователь-

ных программ и разработка

собственных презентаций, тес-

тов, уроков по русскому языку

и литературе

Разработка собственных

презентаций, тестов,

уроков по русскому

языку и литературе.

1. Этап

реализации

Включение пилотных уроков

в деятельность ОУ (пилотажные

исследования), проведение круг-

лых столов, стажировка педаго-

гов.

Начало работы над разработкой

учебных пособий по русскому

языку и литературе.

Активное использование и при-

менение компьютерных техноло-

гий на уроках русского языка и

литературы.

Будет способствовать

интеграции уроков ин-

форматики с уроками

русского языка и литера-

туры.

Позволит расширить

Коммуникативную дея-

тельность учащихся

(Internet-конференции,

чаты, Internet-олимпиады

конкурсы)

1. Будет способствовать

отработке навыков гра-

мотного письма (элект-

ронные тесты)

2. Позволит активизиро-

вать проектную деятель-

ность учащихся (созда-

ние презентаций,сайтов,

посвященных творчеству

того или иного писателя)

3. Увеличит информаци-

онную базу уроков(поя-

вится возможность

использовать любую

информацию из Между-

народной сети Internet)

3. Итоговый этап

Анализ результатов работы.

Ожидаемый общий результат

1. Разработка системы уроков.

2. Систематическое использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

3. Создание базы учебных материалов, созданных учащимися.

4. Повышение творческой активности учащихся и интереса к предмету.

5. Создание методического пособия по использованию компьютерных технологий на уроках. Методы опытно-экспериментальной деятельности.

1. Аналитический метод (изучение образовательных программ по русскому языку и литературе, электронных учебных пособий нового образца, имеющихся на рынке образовательных программ, выявление возможностей включения компьютерных технологий в изучение русского языка и литературы).

2. Метод включенного наблюдения, анкетирование для изучения потенциальных возможностей учащихся, их образовательных запросов.

3. Мониторинговые исследования (сравнение результатов учебной деятельности детей).

4. Методы активизации деятельности детей.

5. Метод проектной деятельности.

6. Метод исследовательской деятельности учителя и учащихся.

7. Метод рефлексивной деятельности (осмысление результатов работы).

Необходимые условия для успешного завершения.

1. Календарный план работы над экспериментом.

2. Инженерно-техническое сопровождение эксперимента.

3. Планомерное систематическое руководство проектом.

4. Гласность в разработке проекта и систематическое предъявление результатов согласно плану.

5. Компьютерная грамотность педагогов и её совершенствование.

Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов обучения.

В начале учебного года до сведения учащихся и родителей доводится примерный график сдачи тематических зачётов, который помещается в кабинете на видном месте.

Изучение каждой темы начинается с чёткого определения обязательных результатов обучения — знаний и умений, которые должен приобрести ученик. Открытые обязательные результаты обучения дают возможность самоконтроля учащихся и помощи им со стороны родителей.

Кроме того, на первом же уроке по теме учащимся выдаются тексты тренировочных зачётов. Задания тренировочного зачёта обычно используются при текущем контроле или на специальном уроке. Это позволяет определять уровень усвоения материала каждым учеником и со стороны учителя, и со стороны самого ребёнка и его родителей. Они знают, в чём он силён, успешен, где есть пробелы, что нужно сделать, над чем поработать, чтобы их устранить. Дети учатся самостоятельно работать с книгой, ориентироваться в ней, планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Уровневая дифференциация осуществляется по объему и содержанию, приёмам и степени самостоятельности. Все задания, используемые на уроках, можно условно разделить на следующие виды:

1. Задания с наличием образца выполнения.

2. Задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части.

3. Задания со вспомогательными вопросами.

4. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями.

5. Задания с теоретическими справками.

6. Задания с алгоритмическими предписаниями.

7. Задания с применением классификации (схемы,таблицы).

8. Проблемно-познавательные задания.

Домашнее задание, как правило, тоже всегда вариативно: для обязательного выполнения и более сложное — для желающих.

После уроков систематизации и обобщения знаний проводится контрольный зачёт по теме. контрольный тематический зачёт обязателен для всех. От его сдачи не освобождается ни один ученик, даже болеющий.

Зачёт проводится на уроке, он состоит из двух вариантов и предполагает письменную проверку знаний. Задания каждого варианта разделены на две части: обязательную и дополнительную.

Выполнение обязательной части зачёта оценивается по двухбалльной школе: «зачтено» и «не зачтено». Сумма баллов, заработанных учеником, равняется числу верно выполненных обязательных заданий, а неверное выполнение остальных заданий не учитывается.

Для получения оценки «зачёт» ученик должен выполнить 2/3 заданий обязательной части.

Дополнительная часть зачёта выявляет достижение учащимися повышенного уровня подготовки. Она содержит задания повышенной сложности со свободным ответом. С их помощью контролируются умения школьников излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если ученик набрал необходимое число баллов по обязательной части.

Каждый ученик имеет право досдать зачёт в течение триместра. Досдача — конкретная доработка вопросов, заданий, с которыми ученик не справился. Число учеников, пользовавшихся этим правом, колебалось от 6 до 21 человека.

результаты зачётов позволяют выявить достижения обязательного уровня подготовки каждым учеником; число учеников, которые желают превысить обязательный уровень; увидеть повышение, понижение, стабильность активности учащихся в учебном процессе; отследить рост или понижение самостоятельности мышления.

Собираемая и отслеживаемая информация об усвоении темы классом в целом и каждым учеником в отдельности позволяет:

— планировать сопутствующее повторение учебного материала с целью выполнения обнаруженных пробелов;

— создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учеников;

— развивать творческие способности сильных учеников;

— судить о личностных особенностях каждого ребёнка: насколько адекватна его оценка своих сил и возможностей, насколько он тревожен, какова его познавательная активность, настойчив ли он в достижении цели.

Работа в условиях уровневой дифференциации приучила учеников сосредотачиваться на выбранном задании, способствовала развитию устойчивого внимания.

Более успешному осуществлению технологии препятствует целый ряд проблем:

— отсутствие разноуровневых учебников, специальных пособий и дидактических материалов;

— несовершенство норм оценок;

— неточность, некорректность, а иногда и неграмотность формулировок готовых тестовых заданий;

— несоответствие заданий обязательной и дополнительной части стандартам образования.

Технология уровневой дифференциации — не панацея от всех проблем, но очень многие вопросы обучения, развития детей она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным даёт возможность выйти на более высокий уровень, а слабым — обладать необходимой базой знаний, умений, навыков и продвинуть их в изучении русского языка.

Педагогическая мастерская.

Мастерская в течение ряда лет противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения.

Одна из проблем организации мастерских в школьной практике возникает из-за сокращения учебных часов по предметам, так как это прежде всего общение, причём ещё в большей степени, чем урок. И это общение требует времени. Минимальное время на проведение мастерской — 2 часа.

Так как мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, есть опасность потерять или не заметить собственно образовательный компонент занятия.

Хорошим подспорьем в подготовке и проведении мастерских послужило пособие Т. Я. Ереминой, в котором автор предлагает высокопрофессиональные и грамотные методические разработки занятий по одиннадцати темам.

В течение нескольких лет опробованы мастерские построения знаний и смешанного типа. Вышеперечисленные ценности инновационной технологии помогли разработать и внедрить собственные мастерские (Приложение).

Мастерская «Дальнобойное слово „Сказок“ М. Е. Салтыкова -Щедрина»

Этап социоконструкции и социализации.

Необходимо помнить, что мастерская должна включать в себя ряд заданий для учащихся, которые способствуют определенному движению вперёд. Внутри каждого задания ученик свободен в выборе способов выполнения. Роль учителя заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

Этап афиширования.

Домашнее задание на урок-мастерскую должно быть опережающим и даваться за несколько дней до занятия.

Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения. А самому учителю мастерская помогает не утратить чувства исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.

Приложение.

Методическое обоснование

мастерской «Дальнобойное слово „Сказок“ М. Е. Салтыкова-Щедрина»

1. Тема, эпиграф урока.

Мастерская «Дальнобойное слово „Сказок“ М. Е. Салтыкова-Щедрина». Это 2 и 3 уроки по теме «Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Основное содержание урока: «Создание эмоциональной атмосферы». Характеристика персонажей сказок; выяснение отношения к крестьянам; наблюдения над особенностями сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, творческая работа учащихся.

Концепция урока

Приблизить к нынешнему читателю сказки Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слёзы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя, угадывать в гротесках сатирика изображение трагедии человеческой жизни.

Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

2. Образовательные задачи урока

* Выявить жанровые особенности сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

* Дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

* Выяснить художественные приёмы М. Е. Салтыкова-Щедрина.

* Изучить понятие «гротеск».

* Показать актуальность «Сказок».

3. Воспитательные задачи урока

а) задачи нравственного воспитания.

Обобщить и зримо представить в образах генералов, помещика и крестьян то, что подлежит отрицанию: лень, паразитизм, излишняя покорность.

Через отрицание пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

Создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении.

б) задачи эстетического воспитания.

Вызвать эстетическое удовлетворение от соприкосновения с присутствующим в сказках высоким напряжением мысли и чувства, устремлённым к идеалу.

4. Развивающиеся задачи

Организовать развивающее пространство, позволяющее ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания.

Предоставить возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

Развить способности обучаемых к рефлексии своей деятельности, поведения, личности.

Способствовать развитию устной речи, творческих возможностей.

5. Внутрипредметные и межпредметные связи, необходимые для изучения материала.

Виды повторения

- Исторические знания об основах капиталистического частнособственнического общества, периода его полной зрелости и начавшегося упадка.

— Знания жанровых признаков сказок и повестей.

— Суть сатирических приёмов: аллегории, гиперболы, эзопова языка.

Повторение текущее и проблемное.

6. Домашнее задание. Трудности при его выполнении. Место и приёмы его проверки

Выразительное чтение сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» (трудность в передаче особого стиля иносказательных сказок, в понимании едкого щедринского сарказма, в оценке комически обыгрываемых ситуаций и реалий давно ушедшего быта).

Поиск признаков сказки и повести в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (трудности: жанровые, особенности сказки и повести).

Повторение сатирических и юмористических приёмов по словарю литературоведческих терминов.

Первая часть домашнего задания будет востребована на протяжении всей работы мастерской и преследует цель хорошей ориентации в поиске цитат, художественных деталей. Второе задание будет проверено в начале работы на этапе «Разрыв» и «Социализация» и поможет глубже понять, почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказок. Чёткое знание сатирических и юмористических приёмов будет способствовать усвоению понятия «гротеск».

Отбор литературного материала, рассматриваемого на уроке. Идейно-художественные особенности произведения.

Для решения целей и задач урока отобраны две сказки: «Повесть о том, как мужик двух генералов накормил» и «Дикий помещик».

В мастерской должны быть отражены:

— Сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы.

— Ирония над крестьянской привычкой повиновения.

— Мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды.

— Содержательные возможности сказочного жанра — отразить абсурдность мира, «дух времени».

8. Формирование читательских умений

Выразительное чтение с интонацией пародийности, которая связана со спецификой жанра и своеобразием стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Поиск и отбор художественных деталей для составления характеристик персонажей сказок.

Погружение в художественный текст.

9. Виды работ по развитию речи.

Развернутые ответы на вопросы.

Сравнительные характеристики литературных персонажей (при наличии опорных планов).

Создание собственной сказки на одну из школьных тем в духе сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Рефлексивное размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного «Я».

10. Изучение, закрепление наблюдения над теоретико-литературными понятиями.

Жанр литературного произведения (сказка, повесть).

Герой литературного произведения.

Сатира, юмор, сарказм.

Художественные приёмы (аллегория, гипербола, Эзопов язык, гротеск, абсурд).

Фантастика.

11. Средства наглядности, дополнительные материалы.

Стихотворение А. Твардовского «Есть книги — волею приличий...».

Репродукция портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Плакаты с высказываниями М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. М. Горького, А. В. Луначарского.

12. Виды самостоятельной работы учащихся. Активизация мышления. Проблемные вопросы.

Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые способствуют определенному движению в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения. Позиция учителя состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

13. Домашнее задание.

Следующий урок — урок внеклассного чтения «В мире сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина». Задание — инсценировать сказку или эпизод — учащиеся получили за 10 дней до урока.

Этапы уроков. Методы и приёмы.

Примерный расчёт времени.

Технологический этап

Методы и приёмы

Время

1

Индукция

Чтение учителем стихотворения

А. Твардовского

2

Социоконструкция и социоализация.

Формулировка учащимися задач мастерской

5

Афиширование

Выступление учащихся от групп, сравнение задач, сформулированных учащимися и учителем

7

4

5

6

Самоконструкция

Разрыв

Социолизация

Соотношение выполненного домаш-него задания с задачами урока, осоз-нание недостаточности проделанной работы, обсуждение в группе.

15

Афиширование

Выступления учащихся. Представле-ние творческих работ.

15

Социолизация

Корректировка и анализ работ

5

Самоконструкция

Сравнение, сопоставление двух сказок

1

10 

Афиширование

Выступления учащихся

3

11 

Разрыв

Проблемный вопрос

3

12 

Самоконструкция и афиширование

Индивидуальные ответы

2

13 

Изучение и усвоение теоретического понятия «гротеск»

Запись понятия в тетрадь, примеры из текстов сказок

2

14 

Самоконструкция

Творческое задание по выбору учащихся

10

15 

Афиширование

Выступление учащихся. Представле-ние работ

3

16 

Подведение итогов урока. Рефлексия

Выступления учащихся. Заключитель-ное слово учителя

5

Проект записи на доске.

Образовательные задачи

Мастерская «Дальнобойное слово „Сказок“ М. Е. Салтыкова-Щедрина»

1. Выявит жанровые особенности сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2. Дать характеристику генералов, помещика, мужиков

3. Выяснить художественные приёмы писателя.

4. Изучить понятие «гротеск».

5. Доказать актуальность сказок

Сказка в духе сказок Сравнительная

М. Е. Салтыкова- характеристика 
Щедрина ИЛИ героев повести

кадр кино или

телефильма

по сказке

(Творческие

работы учащихся)

Проект записи в тетрадях учеников

Мастерская «Дальнобойное слово „Сказок“ М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Индивидуальные записи по усмотрению учащихся.

Гротеск-художественный приём, предельное увеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Абсурд- крайняя форма гротеска.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека; назначение основных компонентов компьютера;

правила техники безопасности при работе на компьютере; понятие информации, многообразие ее форм; носители информации; информационные процессы (передача, обработка, хранение информации). Учащиеся должны уметь: пользоваться клавиатурой (вводить с клавиатуры русские строчные буквы, цифры, исправлять ошибки ввода); пользоваться «мышью» компьютера.

Тематическое планирование 2013—2014 уч.г.

Занятие 1. Техника безопасности. Назначение ЭВМ.

Занятие 2. Помощница — мышь. Кнопка Пуск.

Занятие 3. Работа в графическом редакторе. Настройка инструментов. Кисточка и карандаш.

Занятие 4. Работа в графическом редакторе. Овал и заливка.

Занятие 5. Инструмент «Прямоугольник».

Занятие 6—7. Редактирование компьютерного рисунка.

Занятие 8—9. Симметрия.

Занятие 10—11. Фрагменты компьютерного рисунка.

Занятие 12—13. Сборка компьютерного рисунка из деталей.

Занятие 14—15. Как сохранить рисунок.

Занятие 16 —  17. Конструирование.

Занятие 18 —  19. Моделирование.

Занятие 20. Заключительный урок. Выставка рисунков.

В 2-ом классе целесообразно продолжить использование ТСО и всех инструментов в графическом редакторе при обучении информатике. Использую «Мир информатики» второй год обучения. Исследуем и анализируем информацию, моделируем и конструируем. Формируем умение работать на компьютере, способность ориентироваться в информационном пространстве.

Темы курса информатики во 2 классе: «Изображения. Приемы рисования геометрических фигур. Графический файл, действия с ним. Создание текста в графическом редакторе. Конструирование и моделирование окружающего мира».

Тематическое планирование 2013—2014учебный год.

Занятие 1. Техника безопасности. Повторение. Работа с кисточкой и карандашом.

Занятие 2. Работа с кистью и распылителем, ластиком, заливкой.

Занятие 3. Рисование геометрических фигур.

Занятие 4. Прямоугольник +shift = квадрат.

Занятие 5—6. Рисование геометрических фигур.

Занятие 7—8. Графический файл. Сохранение графического файла.

Занятие 9—10. Склеивание цепочек.

Занятие 11—12. Создание текста в графическом редакторе.

Занятие 13—14. Знаки препинания.

Занятие 15—16. Конструирование.

Занятие 17—19. Моделирование.

Занятие 20. Заключительный урок. Выставка рисунков.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

1. «УЧИСЬ ИГРАЮЧИ»

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы — как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей; задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на благотворность использования игры в процессе обучения. В игре проявляются наиболее полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть?! Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В своей работе я использую несколько видов игр:

— на развитие внимания и закрепление терминологии;
— игры-тренинги;
— игры-конкурсы (с делением на команды);
— игры сюжетные на закрепление пройденного материала;
— интеллектуально-познавательные игры;
— интеллектуально-творческие игры.

2. «КАЛЕЙДОСКОП»

Так я называю форму построения урока. Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Кроме того, нельзя нарушать санитарные нормы — нужно беречь зрение ребёнка и его нервную систему. Поэтому весь мой урок состоит из «кусочков», среди которых и «гимнастика ума», и логика, и многое другое. Урок поделён примерно на четыре равные по времени части:

— путешествие в Сообразилию;
— логическая разминка;
— теоретический блок;
— работа на компьютере.

Использую игровые моменты. Игра «Снеговик»

Художник делал рисунок снеговика и после каждого этапа фотографировал полученный результат. Расположи фотографии в правильной последовательности и узнай имя фотографа.

Цель: формировать навыки нахождения закономерности в последовательности действий, развить наглядно-образное мышление.

В апреле проводим «День науки», где пролицейская группа учащихся и ученики 1 класса готовят выставку лучших рисунков.

Тема занятия: Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление макета «Лесная полянка».

Цели:

I. Образовательные:

1. Создать условия для повторения технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint.

2. Создать условия для применения практических навыков выполнения действий с графическими фрагментами при моделировании эскиза «Лесная полянка».

II. Развивающие:

1. Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности.

2. Создать условия для динамики творческого роста.

3. Создать условия для развития логического мышления учащихся, формирования его неординарности.

4. Способствовать развитию пространственного воображения учащихся; расширению кругозора при правильном восприятии мира.

III. Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию любви к родной природе.

2. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.

Оборудование: компьютеры (графический редактор «Paint»)

Задачи: научить практическим навыкам выполнения действий с графическими фрагментами при моделировании эскиза «Лесная полянка».

Оборудование: компьютеры, проектор, колонки.

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Повторение технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint.

III. Практическая отработка навыков:

1. Моделирование эскиза изделия с помощью компьютера.

IV. Рефлексия

V. Подведение итога урока.

Ход урока:

«Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышка, и света
Полным — полным — полно!»

Так уж повелось, что холодной, лютой зимой мы мечтаем о теплом знойном лете, а солнечным летом мы думаем о белоснежной зиме.

На предыдущих уроках информатики мы научились выполнять различные действия с фрагментами рисунков в графическом редакторе Paint. Давайте вспомним, что вы умеете делать.

В графическом редакторе Paint я приготовила рисунки таких же деталей, как у вас. Используя различные действия с фрагментами рисунков, вы должны составить из них «Лесную полянку».

Учащиеся смотрят открытый файл с рисунками в графическом редакторе Paint.

Но нарисовано одно облачко, а сколько приготовлено у вас?

Отвечают, что приготовлено три облака.

Как получить еще два недостающих облака?

Отвечают, что скопировать имеющееся облако и вставить два раза.

Нарисована одна полянка с цветком, а как получить две, да еще разных размеров?

Отвечают, что скопировать полянку с цветком, вставить один раз..

Не забывайте, что вы владеете почти всеми возможностями графического редактора. Будьте внимательны и аккуратны, и тогда у вас получатся замечательные рисунки, по которым затем вы составите макеты полянок из реальных деталей.

Учащиеся садятся за компьютеры. Загружают графический редактор Paint и моделируют эскизы полянок. У каждого в результате получается своя модель «Лесная полянка». Графический редактор Paint (примерная картинка).

Физминутка во время практической работы.

Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз.

Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3—4 раза.

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи — поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глазана 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз.

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2—3 раза.

Упражнение 5. Руки на поясе. Правую кисть — на голову; напрягая мышцы, повернуть туловище направо. Расслабляя мышцы, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 2—3 раза.

Упражнение 6. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40- 50 см от глаз. Повторить 10—12 раз,меняя руки.

Физминутка в стихах.

1,2,3,4

Жили мышки на квартире

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили,

Чаби-челяби, челяби, чаби-чаби,

Чаби-челяби, челяби, чаби-чаби.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе.

Распускает лепестки.

Красоту их вижу.

К вечеру цвет опять

Закрывает венчик.

И теперь, он будет спать

До утра как птенчик.

Доброе утро, здравствуй, Иван

Доброе утро, здравствуй, Степан

Доброе утро, здравствуй, Сергей

Доброе утро, здравствуй, Андрей

Доброе утро, здравствуй, Антон

Уж как шла лиса по тропке.

Нашла грамотку в коробке,

Она села на пенёк

И читала весь денёк.

Мамочка, милая,

Милая, моя,

Мамочка милая,

Я люблю тебя.

Много ног у осьминога,

Все они нужны.

Заменяют ему руки.

Очень ловкие они.

Подведение итога урока.

Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ.

На протяжении 2012-2013 учебного года я работаю над темой «Использование информационной технологии в процессе обучения— как средство развития познавательного интереса».

Работая над своей темой, я использовала различные методы педагогического исследования. Это: беседы, мониторинг учебного процесса, изучение опыта, первоисточников, ученического творчества, педагогический эксперимент, анализ.

Возможности использования компьютерных технологий в преподавании географии.

Во-первых, это — удобно, наглядно и практично.

Во-вторых, это — повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся.

В-третьих, использование ИКТ усиливает интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях знаний

В-четвертых, данный подход диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития учащихся.

В-пятых, простота использования и относительная доступность этих средств, так как ПК, как правило, снабжены МS Windows и средствами МS Оfficе.

Использование учителями екстового редактора МS Word должно стать необходимым атрибутом их деятельности. Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например написание конспекта, разработка проверочных и самостоятельных работ; подготовка самого урока — составление раздаточного материала- карточки, индивидуальные задания, методические пособия и т. д. И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например — выполнение домашнего задания

В возможностях использования средств МS Оfficе в обучении  видится большая перспектива.

Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

В ИКТ заложены огромные возможности для применения новых технологий.

!Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

l Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Обучение по курсу Окружающий мир в начальном курсе с применением ИКТ.

Методическая разработка урока:

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цель урока:

сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников, понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Задачи:

· Образовательные:

Способствовать формированию понятия «Вулкан», раскрыть его по содержанию и объёму.

Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию типов вулканов.

· Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

· Развивающие:

Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками географической информации.

Методы:

1. Беседа.

2. Обсуждение.

Методические приёмы:

1. Работа с географической картой, с учебником.

2. Работа в рабочей тетради.

3. Работа с географическими картинками.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИТ и получения практических навыков.

Оборудование: физическая карта мира, фрагменты мультимедийного урока, компьютер, видеофрагмент извержения вулкана Толбачик (Камчатка), видеофрагмент «Модель извержения вулкана», видеофрагмент расположения вулканов на Земном шаре, медиаиллюстрации: типы вулканов, гейзеры, видеофрагмент «модель извергающегося гейзера», атласы, контурные карты, словари.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

Проверка домашнего задания: Работа с компьютером.

.Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер (итоговое тестирование, мультимедийный урок № 23).

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Толбачик (слайд 3).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, 
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды 2, 4):

Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном — чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог — громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы — молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположёна в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд 6) и сделать рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе жерло и кратер? (Боковые или паразитические.)

Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение.

Далее предлагается просмотреть медиаиллюстрации «Типы вулканов» (слайды 11, 12, 13).

— Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.
Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления
вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:

на суше

=>

Материковая

земная кора

=>

в зоне разломов

=>

вулканы

на дне

океанов

=>

тонкая океаниче-

ская кора

=>

лава прожигает

земную кору

=>

Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан — это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

У детей может быть другой вариант определения: вулкан — это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.

Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов — на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте в медиастранице (слайд 15) и ответьте на вопрос, чем они отличаются.
(Уснувшие — об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет.)

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим,
встречаются почти всегда вместе.

Просмотреть видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера» (слайд 20 и 21).

Скажите, как называется это явление: (источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара-гейзер.)

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.)

Прочитать стихотворение:

Везувий зев открыл —

Дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется —

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

Какие продукты извержения описываются в стихотворении
А. С. Пушкина?
 (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

Просмотреть видеофрагмент расположения вулканов на земном шаре (слайд 7) и обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.

Определить географические координаты вулканов: Килиманджаро, Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау.

IV. Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

А сейчас ответьте на вопросы итогового тестирования мультимедийного урока.(слайд 26).

V. Рефлексия.

- Удалось ли выполнить задачи урока?

- Что было сложно?

- Что не вызвало затруднений?

- Что понравилось на уроке?

VI. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: Г.: § 19; К.: § 27, 28. Выучить расположение вулканов по карте.