Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах
статья (иностранный язык) по теме

Чаплинская Юлия Геннадиевна

Данная статья посвящена применению игровых технологий в образовательном процессе в качестве повышения познавательной активности у обучающихся разного возраста. Большое количество внимания уделено игровым приемам, позволяющим эффективно проводить занятия в младших классах и с гиперактивными детьми. В статье даны примеры конкретных игр и их описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чаплинская Юлия Геннадиевна

учитель английского языка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №128 г. Санкт-Петербурга

Чаплинская Ю.Г. Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах

Серьёзный прогресс в последние годы произошел в системе школьного образования. Изменилось отношение к таким критериям как качество, доступность и разнообразие способов подачи учебного материала. Появилось больше возможностей выбирать программы обучения, это позволило лучше подстраивать образовательные процессы под запросы учащихся.

В современной общеобразовательной практике большое развитие получили игровые технологии. Без игрового момента трудно себе представить проведение урока английского языка в младших классах. Но и старшеклассники, несмотря на их кажущуюся взрослость, тоже любят играть. «Давайте поиграем!» просят они меня всякий раз, когда я начинаю серьёзно и сухо объяснять им новый материал.

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое, и она не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но это одна из немногих технологий, которая может обеспечить единство эмоционального и рационального в обучении.

Игровые технологии дают возможность:

  1. более эффективно достигать поставленных целей и задач как конкретного урока, так и всего учебного процесса;
  2. повысить интерес учащихся к урокам, требующим усидчивости;
  3. поощряет рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество знаний;
  4. в игре воспроизводятся жизненные ситуации, моделируются отношения между людьми, что формирует опыт поведения в различных ситуациях;
  5. улучшить отношения между её участниками: в первую очередь, помогает убрать скованность во взаимодействии учеников с педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества;
  6. изменить отношение её участников к окружающей реальности, снижает страх, поскольку ученик занимает сразу несколько ролевых позиций: реальную и условную, т. е. игровую;
  7. игра является способом развития умений и навыков групповой работы: умений результативно сотрудничать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, дискутировать;
  8. во время игры участник развивает навыки самореализации, самоорганизации и самоуправления, и, при этом снимает напряжение.

Для того чтобы правильно организовать урок с использованием игровых технологий необходимо:

- создать игровую модель;

- написать сценарий, соответствующий учебной программе;

- определиться с ролевыми позициями;

- обязательно учесть возможность предоставления детям альтернативных решений;

- прописать предполагаемые результаты;

- определиться с критериями оценки результатов работы;

- найти способы, которыми можно справляться с эмоциональным напряжением, возникающим на уроке.

Выбор игры должен определяться конкретной дидактической задачей. Существует огромное количество разновидностей игр: имитационные, познавательные, игры-тренинги, театрализованные, компьютерные, проектные, игры для решения практических ситуаций и множество других. Успех в обучении иностранному языку младших школьников предопределён игрой, ведь это ведущий вид деятельности детей данного возраста. Важно учитывать при этом возрастные психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. Так, у детей этой возрастной группы высоко развита слуховая память и слуховое восприятие. Они быстро усваивают тонкости произношения. Однако данные положительные возрастные особенности должны подкрепляться упражнениями, чтобы перейти в навык. А поскольку это связано с многократным и утомительным для них повторением, важно превратить этот процесс в игру.

Например, игра «Хлопок»:

учитель по-английски называет предметы, учащиеся должны хлопнуть,  когда услышат новое слово.

Или игра «Цепочка»:

ученики называют предметы, которые изображены на доске, при этом они сцепляют руки, образуя цепь.

Игра «Паровозик»:

дети строят «паровозик» и, проезжая по рядам, прицепляют новые «вагончики», т.е. учеников, но только при условии, что он правильно выполнит задание.

Младший школьник быстрее справляется с достаточно сложными заданиями, требующими применения разнообразных приёмов, чем с простыми, но однообразными заданиями.

А какими игровыми моментами можно заинтересовать ученика постарше при изучении «скучной» грамматики? Воспользовавшись тем, что детская память очень хорошо запоминает яркие события, я придумала для пятиклассников игру, которая помогает им изучать неправильные глаголы в Past Simple.

Вначале даётся установка: «Ребята, скоро к нам в гости придут  Джентельмены Неправильные Глаголы. Это важные персоны в английском языке, т. к. от них зависит, как мы будем говорить в прошедшем времени. Но эти господа очень капризны, постоянно меняются и даже могут быть вредными. Чтобы хорошо принять наших гостей и подружиться с ними, давайте заранее изучим их капризы. Нашего первого гостя зовут Get? Но он многолик. Посмотрите, как он меняется, сколько у него лиц. После этого мы анализируем вместе изменения глагола, сравниваем его с послушными глаголами и делаем вывод, что он не подчиняется правилу, а значит неправильный. Наконец, дети записывают глагол в тетрадь, и учитель даёт задание: выучить все капризы, т. е. формы, чтобы в следующий раз встретить во всеоружии Джентельменов Неправильных Глаголов.

Игровые задания могут быть и такого типа: «У зебры исчезли полоски. Нарисуйте полоски зебре и разделите слова» или «Соедините линиями рыбок по принципу буква-звук».

Для обобщения грамматического материала уместно использовать игру «Дрэгги». В этой игре учитель имеет возможность добавлять карточки с новой лексикой, предлогами и грамматическими конструкциями, при этом экономит время на уроке повторения, и, кроме того, это позволяет включить в работу всех учеников.

В более старших классах, когда память у детей уже хорошо развита, можно использовать игру «Снежный ком».

Подавляющее большинство современных школьников обожают компьютерные игры. Умный педагог не преминет воспользоваться этим фактом. Наиболее хорошо себя зарекомендовали такие компьютерные программы: «Animals», «A Detective Story», «Curious Elephant», «Typingland». Наглядность, вызывающие интерес сюжеты создают благоприятные условия для быстрого и эффективного усвоения материала урока. А введение в старших классах «Деловых игр» позволяет на 30-50% уменьшить время, необходимое для изучения темы при возрастающей эффективности усвоения учебного материала.

Если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то игра помогает поднять этот показатель до 90%.

Игра как средство интерактивного обучения позволяет с наибольшей эффективностью реализовать учебные задачи. Обновление образования на современном этапе требует от учителя индивидуально-ориентированного подхода к обучению, что наилучшим образом позволяют игровые технологии. В процессе игры учащийся сталкивается с проблемами выбора, решая которые он проявляет свою индивидуальность. Идея свободы выбора задания и формы деятельности – одна из важнейших идей современной педагогики. И именно в игре она получает наибольшие возможности для своей реализации. Сложностью, но в то же время и преимуществом игровых технологий является высокая творческая активность как учителя, так и ученика. Преподаватель привлекает детей к творческому участию в образовательном процессе. Дети незаметно для себя усваивают сложные грамматические темы, получая при этом заряд положительных эмоций.

Особое внимание современного образования направлено сейчас на разгрузку школьников с целью улучшения их психического и физического здоровья. Существенный вклад в разгрузку учащихся вносят игровые технологии. Одна из несомненных положительных сторон данного метода обучения – приобретение опыта речевой деятельности на английском языке, реализуемого через коммуникативные умения в говорении и восприятии иностранной речи на слух. Участие в игре развивает такие навыки как умение переспрашивать, перефразировать в ходе устного общения, а также догадываться о значении незнакомых языковых единиц. А это впоследствии будет способствовать готовности использовать английский язык в повседневной жизни.

В заключение хочу привести слова Л. С. Выготского: «Если мы делаем что-либо с радостью, …мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы сделаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий»[5]. Поэтому при обучении английскому языку учащихся разных возрастов я стараюсь вызвать интерес к предмету, а в этом мне помогает использование игр и игровых ситуаций на уроке.

              Библиографический список

1. Беркалиев Т.Н. Инновации и качество школьного образования. СПб, КАРО, 2007

2. Никишина И.В. Инновационные подходы. Волгоград, 2004

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.А. М.,1989

4. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении. М.,1996.

5. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. Т.3.-с.225


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных п...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках математики

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе-явление не новое, между тем они так и остаются инновационными в системе образования, т.к. способны создать условия для  формирова...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...