Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
материал на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Шамаева Алена Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»

Цель: обучение и воспитание через игру – деятельность в ситуациях, направленных на усвоение определенных знаний и определенного опыта, формирующих навыки и соответствующее поведение

Описание порядка использования (применения)

технологии/методики в практической профессиональной деятельности:

1.обучение через серию педагогических игр разных по форме и содержанию;

2.расширение предметного кругозора, умений применять знания, умения и навыки в практической деятельности;

3.воспитание активности в усвоении опыта, самостоятельности, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок,

4.развитие сотрудничества, общительности;

5.развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить оптимальные решения;

усложнение игр от тренировочных к ролевым играм, деловым играм и т.д.;

6.сочетание игр с другими формами учебно-воспитательного процесса;

приобщение к ценностям и нормам общества

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. 

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.


Работаю по программе «Школа России». В основе этой программы лежит целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет направлен на достижение главной цели – полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения. Принципиально изменена роль ученика, что дает качественно новый результат .На уроках ученик из объекта становится субъектом ученой деятельности .Мои ученики равноправные участники обучения и в равной степени со мной отвечают за свои успехи и промахи. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

На своих уроках большое внимание уделяю игре. Игра занимает важное место и способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной. Очень первоклассникам нравится игра «Живые звуки», где каждый ребенок становится каким-то звуком нужного слова и незаметно для себя проводит звуковой анализ слова .Например, на уроке анализировалось слово «река», на доске выложена модель слова.

Приглашаю к доске детей и говорю им, каким звуком кто будет. Дети встают подряд как они следуют в слове ,или вразбивку. Дети, находящиеся в классе подзывают звуки к себе.

«Звуки» должны быстро подойти ,назвать свой звук и вновь выстроиться в слово .Задания могут касаться любой характеристики звука . Эта игра дает детям очень сложные учебные задания ,а в игру их превращает форма проведения .Все дети ,а особенно те , которые испытывают затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

При обучении грамоте использую различные игры: «Придумай слово по модели» , «Кто внимательный?» , «Найди свой домик» и много еще других. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных , этических ,практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия ,который использует школьник ,например классификацию, сравнение , анализ. Игра с правилами ,так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат , развивает самоконтроль и самооценку.

Мне хочется поделиться играми, которые помогают моим ученикам читать с интересом, выразительно, бегло и осознанно. 

Игры на звукоподражание: «Дочитай слово». «Слог потерялся», «Курочка с цыплятами». Начинаю читать стихотворение по таблице:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней цыплятки –малые ребятки

Цып,цып,цып !Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, прочитали дети…(НА)

Прибежал задорный О, прочитали дети..(НО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети..(НУ)


Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении у обучающегося желания учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности. Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: 
по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

Рассматривая игру дошкольника мы видим, что малыш, не ставя перед собой задачи овладеть теми или иными знаниями, тем не менее осваивает кое-какой учебный материал. Если бы мы попытались заставить дошкольника задуматься над “полезностью” его игры, она сразу перестала бы быть игрой и утратила бы свою привлекательность. Дошкольник играет для того, чтобы играть.

Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.


Во 2-4 классах провожу игры: «Разведчик» (дети ищут слово в тексте), «Молния» (чтение с разным темпом чтения), «Восстанови текст», «Птичий базар», «Проверь себя» (самозамер техники чтения) и другие .

В результате дети к 4 классу усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделять главное в содержании, передать свое отношение к читаемому и самое главное любят читать ,что очень важно в наше время ,когда многие дети больше время проводят за компьютерами, а не за книгами.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. 

Используемые ресурсы.
А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская « дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»
Факультет «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/ Активные методы обучения. Электронный курс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни....

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизн...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизн...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету- игра. Игровые технологии являются одной уникальных  форм обучения. Они  способствуют  использованию знаний в новой...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует ...