Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья

Кошлань Виктория Валентиновна

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе в условиях  реализации ФГОС

        С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

        Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

        Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

        Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию..

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

        Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению.

        Многие педагоги сомневаются – играть или не играть на уроках? Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.

        Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.

        Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

        Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, учителю, а также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только правилами, которые он сам и придумал, или с охотой принял от других детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым способствовали самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе.

        Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи, которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые, перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа. И не все из них обнаруживают новые способы самоутверждения. Активизировать учебный процесс, сделать его более интересным помогают проблемные задания, поисковые и лингвистические задачи, игры.

        Эти трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус обучающегося, вполне можно сделать менее болезненными, если не утверждать, что игра есть занятие маленьких (дошкольников), а ввести в организацию урока специальные игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям – направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития.

        Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало. Одновременно с этим надо заботиться о сохранении у обучающегося желания учиться систематически, о развитии его творческой самостоятельности. Если же учителю не удается решение тактических и стратегических задач, если сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели, то он сам, может, и не подозревая об этом, создаст проблемы на пути развития личности и психики обучающегося. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

        Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.

        Рассматривая игру дошкольника мы видим, что малыш, не ставя перед собой задачи овладеть теми или иными знаниями, тем не менее осваивает кое-какой учебный материал. Если бы мы попытались заставить дошкольника задуматься над “полезностью” его игры, она сразу перестала бы быть игрой и утратила бы свою привлекательность. Дошкольник играет для того, чтобы играть.

        Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.

                На своих уроках большое внимание уделяю игре. Игра занимает важное место и способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной. Очень первоклассникам нравится игра «Живые звуки» ,где каждый ребенок становится каким-то звуком нужного слова и незаметно для себя проводит звуковой анализ слова .Например, на уроке анализировалось слово «река»,на доске выложена модель слова.

Приглашаю к доске детей и говорю им, каким звуком кто будет .Дети встают подряд как они следуют в слове ,или вразбивку. Дети , находящиеся в классе подзывают звуки к себе.

        «Звуки» должны быстро подойти  ,назвать свой звук и вновь выстроиться в слово .Задания могут касаться любой характеристики звука . Эта игра дает детям очень сложные учебные задания ,а в игру их превращает форма проведения .Все дети  ,а особенно те , которые испытывают затруднения в  обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

        При обучении грамоте использую различные игры: «Придумай слово по модели» , «Кто внимательный?» ,  «Найди свой домик» и много еще других. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных , этических ,практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия  ,который использует школьник ,например классификацию, сравнение , анализ. Игра с правилами  ,так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат , развивает самоконтроль и самооценку.

        Самое главное в 1 классе –это научить детей читать и писать.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том ,что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой .Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятии: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст , но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя. В процессе чтения принимают участие мышление, память ,речь, восприятие , активно участвует аппарат смысловой переработки информации .Если уделять внимание всем этим факторам, то по – мнению  ученых, темп чтения увеличивается на 50-100%

        Мне хочется поделиться играми, которые помогают моим ученикам читать с интересом, выразительно, бегло и осознанно.

Игры на звукоподражание: «Дочитай слово». «Слог потерялся», «Курочка с цыплятами». Начинаю читать стихотворение по таблице:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней цыплятки –малые ребятки

Цып,цып,цып !Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, прочитали дети…(НА)

Прибежал задорный О, прочитали дети..(НО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети..(НУ)

Во 2-4 классах провожу игры: «Разведчик» (дети ищут слово в тексте), «Молния» (чтение с разным темпом чтения), «Восстанови текст», «Птичий базар», «Проверь себя» (самозамер техники чтения) и другие .

        В результате дети к 4 классу усваивают азы технической речи и средства выразительности, умеют самостоятельно выделять главное в содержании, передать свое отношение к читаемому и самое главное любят читать ,что очень важно в наше время ,когда многие  дети больше время проводят за компьютерами, а не за книгами.

         Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

        Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения.

        Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

        Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

        Метод организации начала урока «Подари подарок другу».

        Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

        Участники: все учащиеся.

         Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

        Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

        Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.                              

        Метод: «Поздоровайся локтями»

        Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

        Численность – весь класс.

        Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

 Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

 • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

 • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

 • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

 Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

        Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

        Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка)

        Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

        Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

        Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

        Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

        Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

        Участники: все обучающиеся.

        Необходимые материалы:

        Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

        Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

        Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь”

        Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия

         Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки « Тряпичная кукла и солдат»

        Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

        Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

Метод закрепления изученного материала «Парный выход» ( использовался на уроке русского языка)

        Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

        Участники: все обучающиеся.

        Необходимые материалы: мел.

        Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

        Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

        Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам ( предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

Метод активизации внимания « Найди цифру»

        Цель: активизировать внимание детей, подготовить к выполнению домашнего задания.

        Необходимые материалы: учебник, карточки с цифрой 1 и 2, прикрепленные под сиденьем стула.

        Проведение: учитель читает задание по учебнику вслух и предлагает детям приготовить устный ответ. При этом каждый ученик готовит ответ в зависимости от цифры, прикрепленной к сиденью стула.

        Оценка результата: оценивается понимание задания, грамотность речи.

Примечание: первые номера прикрепляются к сиденьям учащихся 1 группы, 2 к сиденьям учащихся 2 и 3 групп. Данное разделение позволяет первыми выступить более сильным учащимся, а более слабым подготовить свое выступление по образцу.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

        Цель – повысить уровень энергии в классе.

         Проведение:

 Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

 Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

 Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

 Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)

        Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

        Участники: все обучающиеся.

        Необходимые материалы:

карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого ученика.

        Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

        Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Использование АМО на  уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

        Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни....

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по о...

Использование игровых технологий в начальной школе по ФГОС.

Материал об игоровых технологиях как вида педагогической деятельности. Игра как метод обучения и воспитание ребёнка.В материалах показаны механизмы привлекательности игровой деятельности. Теория и кла...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизн...

Использование игровых технологий в начальной школе в условиях ФГОС

Использование игровых технологий в начальной школе в условиях...