Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
статья на тему

Дроздова Марина Николаевна
Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

                                            «Скажи мне – и я забуду

                                              Покажи мне – и я запомню

                                              Вовлеки меня – и я научусь».

Проектная технология - это один из видов личностно-ориентированной технологии. Она многогранна, эффективна, неисчерпаема. Проектная технология может быть использована в изучении любого предмета, применяться на уроках и во внеурочной работе. Она формирует невероятное большое количество умений и навыков, так как в основу положена идея о направлении учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении  той или иной проблемы.

Учитывая особенности младших школьников в начальной школе можно использовать  следующие типы проектов

По виду деятельности

По количеству участников

По продолжительности проведения

По количеству предметов

1. Творческие

2. Сюжетно-ролевые

3. Исследовательские

1. Личностные

2. Групповые

1. Краткосрочные

2. Средней продолжительности

3. Долгосрочные

1. Монопредметные
(однопредметные)
2. Межпредметные

Знакомиться с проектной деятельностью мы начинаем в 1 классе. Но нельзя в один прекрасный день войти в класс и объявить учащимся: «Сегодня мы начинаем использовать в учебном процессе проектную технологию». Следует постепенно включать в учебный процесс элементы проектного обучения, развивать навыки презентации.

На первых уроках необходимо познакомить учащихся с правилами оформления проекта, с критериями оценки проекта (содержание, представление проекта), которые усложняются с каждым годом, рекомендуется показать работы предыдущих классов. На этапе защиты проекта учитель и учащиеся должны дать оценку проекту. Оценивается не только сама работа, ее содержание, но и защита.

В первом и втором классе, как правило, проекты творческие и являются краткосрочными (в рамках одной темы). Ребята оформляют проект в виде рисунков, подборки фотографий, иллюстраций.

В третьем и четвертом классах кроме творческих используются сюжетно-ролевые и исследовательские проекты. Творческие проекты усложняются по форме и содержанию. Результат оформляется в виде репортажа, альбома, презентации, видеофильма. Участники сюжетно-ролевого проекта принимают на себя определённые роли, которые варьируются от литературных и сказочных персонажей до людей нашего времени.

Как правило, защита этих проектов  проходит в групповой форме. При организации группового проекта необходимо правильно организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.

4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

        Кроме творческих проектов предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования, с которыми они выступают на школьном Дне науки.

        Проектное обучение активизирует истинное учение учеников. В процессе работы над проектом присваиваются новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Проектное обучение готовит ребят к исследовательской деятельности. Ученики получают удовлетворение, когда видят результат своего труда.



Предварительный просмотр:

Структура и циклограмма учебного проекта.

Структура:

Проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.

Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:

№ п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.        

Сентябрь – октябрь

Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

Октябрь

Составление развернутого плана работы.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Ноябрь – декабрь

5

Структурирование информации.

Декабрь – февраль

Проведение исследования

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

Март

Подготовка чистового варианта

8

Выбор формы презентации.

Апрель

Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

Май

Защита проекта

11

Самооценка и самоанализ.

Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:

№ п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

До начала проектной недели

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

1- ый день

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

5

Структурирование информации.

2 – 3 дни

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

3 – 4 дни

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

5 день

11

Самооценка и самоанализ.

Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:

№ п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1- ый урок

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Неделя между 1-м и 2-м уроками

5

Структурирование информации.

2-ой урок

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

3-4 уроки (спаренные)

11

Самооценка и самоанализ.

Циклограмма мини - проекта:

№ п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1-ый урок (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

1-2 уроки

20 – 50 минуты

5

Структурирование информации.

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

2 урок ( в числе двух спаренных)

11

Самооценка и самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"

Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе".

Внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения....