Интеграия предметов в начальной школе
консультация на тему

Сафронова Ирина Викторовна

Одним из новшеств современного урока является интегрированный урок, который внедряется в современное образвание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_predmetov_v_nachalnoy_shkole.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция предметов в начальной школе.

    В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни современного человека. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 

       Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому.  Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

       Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.  

      Работая в школе- интернате для детей с ограниченными  возможностями здоровья  я задумалась об использовании приёмов интеграции. Совместно со своими коллегами мы создали группу «Интегрированное обучение», разрабатывали и проводили уроки и внеурочные занятия,   изучали теорию и педагогический опыт. Чтобы увидеть целесообразность своей работы, вели мониторинги.  В общеобразовательной школе я продолжила внедрять элементы интеграции.

         В процессе проведённого теоретического и практического исследования были выявлены следующие условия эффективности уроков:

  1. Необходимость творчества учителя в процессе.  
  2. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность.
  3. Повышение учебной мотивации учащихся.
  4. Учёт индивидуально- психологических особенностей учащихся при организации уроков.
  5. Тщательный отбор содержания, методов, приёмов с учётом возрастных возможностей детей.
  6. Интегрированные уроки должны быть обучающими, развивающими, воспитывающими.

         Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

       В чём же заключается суть интеграции в обучении?
      Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

      По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему  школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

       Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

       Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом,  и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков в начальной школе достаточно актуальна.

       Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе - задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

          Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности. Он, метапредметный подход, предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования.

         Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.  

Метапредметные компетенции:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно-логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий;
  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       Корни же  процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

       Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое»,  необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:

- близости изучаемой, исследуемой темы;

- совпадении объекта изучения;

- наличии общих методов.

        Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

Методы интегрированного обучения:

- активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

 - рассмотрение комплексных проблем, которые по самой  своей сути требуют привлечения знаний  из разных предметов (например, экология);

 - исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними,   применяют совместно  выработанные учебные умения).

Интегрированные задания выполняются учениками с большим интересом. Объясняется это прежде всего тем, что дети сами выбирают траекторию выполнения поставленной задачи. В данном случае дети больше занимаются самостоятельно, что развивает у них умение выбирать соответствующие технологии поиска информации, умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации.

Говоря о методологической значимости интегрированных заданий, следует отметить, что для современного выпускника важно умение представлять информацию в различных видах и формах, умение строить схемы и модели, умение делать анализ на основе наблюдений и сравнений, умение быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли.

При такой постановке вопроса, когда на первый план выдвигается задача освоения современной методологии приобретения знаний о мире и о себе, информатика из вспомогательной дисциплины превращается в фундаментальную научную дисциплину. Она формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознанием мира как единой системы энергоинформационных процессов.

 

Сафронова И.В., учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 1класс ФГОС

Рабочие программы составленны по программе УМК " Начальная школа 21 века"с учётом ФГОС 1 класс (содержат характеристику учебной деятельности, ууд,)...

Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 2класс ФГОС

Рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС...

Новый предмет в начальной школе

Основы светской этики. Планирование. Цели и задачи курса....

Характеристика цифровой оценки по предметам в начальной школе.

Из методического письма  Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. №156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»,...

Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс

Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....

Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс

Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....