Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла
статья на тему

Попова Валентина Николаевна

Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной коррекционной педагогике является использование интерактивных технологий. «Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. … широко применяется в рамках центрированного на ученике подхода, … как обучение в сотрудничестве».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла

Попова В.Н., Асикритова Е.А.,Соловьева Л.М.,

ГБОУ школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

СПБ ГБСУСО «Дом-интернат № 1» Комитета по социальной политике

Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной коррекционной педагогике является использование интерактивных технологий. «Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. … широко применяется в рамках центрированного на ученике подхода, … как обучение в сотрудничестве». [1, С. 83]

В доме-интернате №1 204 воспитанника с нарушением интеллекта, 169 из них обучаются в ГБОУ школе № 439 на базе дома-интерната, остальные в дошкольных группах. ФГОС (п. 4.4.) так определяет обязательные требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью: «Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и др.)». [3]

Для образовательного учреждения с коррекционной специализацией обогащенная коррекционно-развивающая среда всегда была одним из приоритетных условий обучения детей. При обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, проживающих в стационарном учреждении, средовые условия имеет особый смысл, специфику и наполнение, т.к. среда для такого ребенка – социальная и предметная – это не просто условия, в которых протекает его жизнь, это пространство его жизнедеятельности. Для максимально возможной социализации детей, проживающих в стационарном учреждении необходима особым образом организованная специальная пространственно-предметная среда.

«Современная развивающая среда должна обладать качествами интерактивности[1] и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими». [2, С. 61] Именно интерактивность придает многообразию взаимодействий ярко выраженную социальную и коммуникативную направленность. Одним из вариантов такой организации среды является интерактивный игровой холл, оборудованный в ДДИ №1, в котором учителя, воспитатели, специалисты и педагоги дополнительного образования школы и дома-интерната проводят уроки и занятия.

Интерактивный холл включает различные природные и тематические зоны: дома; леса; домашних и диких животных; насекомых; птиц; растений; времен года и т. д. В нем проводятся уроки и занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по предметам «природный мир», «речь и коммуникация» и др.

У детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени, познавательный интерес значительно снижен, игровая деятельность долгое время остается на процессуальном уровне (предметно-игровые действия), а у части детей на уровне неспецифического и специфического манипулирования, элементы сюжетной игры появляются со значительной задержкой. Для них характерны эмоционально-личностные и волевые расстройства. Устная (звучащая) речь детей с ООП и у большинства детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно, что значительно ограничивает их коммуникативные возможности. При этом, не в полной мере, но сохранена способность к визуальному восприятию информации и к имитации действий.

Интерактивная среда игрового холла – это инструмент и средство активизации коррекционно-образовательного процесса для всех специалистов, работающих с ребенком (логопедов, дефектологов, психологов, учителей, воспитателей). Для ребенка с особыми образовательными потребностями – это возможность, в том числе, в совместной деятельности, получить новый опыт, в познавательной, игровой, коммуникативной и социальной сферах, которые больше всего страдают в результате имеющихся у него нарушений.

Интерактивная среда доступна, полимодальна и способствует развитию перцепции, многофункциональна, вариативна и трансформируема, усиливает развивающую, информационную и стимулирующую функции среды, познавательную и двигательную активность детей, обеспечивает адекватный тип взаимодействия среды и личности, комфортность и эмоциогенность. Занятия в условиях интерактивной среды обогащают чувственный, когнитивный и социально-коммуникативный опыт ребенка в совместной деятельности, в процессе его взаимодействия с педагогом, сверстниками и самой средой, окружающими объектами и, что немаловажно, в полной мере сочетаются с активно используемым в школе и ДДИ личностно-ориентированным подходом. Практические действия обретают иной смысл и наполнение, т.к. обучающийся становится непосредственным участником исследовательских и игровых действий, недоступных в естественных условиях, может обследовать все объекты и предметы, совершать с ними различные манипуляции. В интерактивном холле можно заглянуть в дупло, где живут пчёлы, или в норку ежа, посмотреть огромную пасть бегемота и покормить его, посмотреть, как прячется в домик черепаха и посидеть на болотной кочке, поваляться в обнимку с большим медведем, потрогать мышку или таракана и др. Можно услышать голоса всех обитателей холла: животных, птиц, послушать как жужжат пчелы, ревет бегемот, стучит дятел.

Интерактивность среды расширяет сферу её использования за счет вариативности игровых зон и игрового пространства, проведения серий игр в различных временных условиях и природных зонах, разнообразия тематики уроков, занятий, игр. Задача взрослого – оживить персонажей, помочь обучающимся получить и усвоить новый игровой, социальный и коммуникативный опыт.

Проведение занятий в интерактивной среде дает педагогам дополнительные возможности и стимулы в целенаправленной работе по обучению детей речи и коммуникации, формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, позволяет широко использовать различные альтернативные и поддерживающие средства коммуникации, доступные и оптимальные для данной категории детей (указание взглядом на объект, мимика, система жестов, система изображений / пиктограмм, коммуникативные таблицы, планшеты, папки, коммуникаторы, карточки для глобального чтения и др.). Обучение выстраивается таким образом, что невербальные средства коммуникации становятся предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения на этапе формирования активной речи. Альтернативными средствами обучающиеся и воспитанники общаются, выражают согласие / несогласие, обращение за помощью, свои пожелания и просьбы, ответ на вопрос, удовольствие / неудовольствие, благодарность, приветствие / прощание, задают вопросы и многое другое. Всё интерактивное оборудование холла, сюжетные картины, объекты флоры и фауны и т. д. снабжены карточками с изображением объекта и его названием, которые удобны для манипулирования, легко крепятся и снимаются. Все надписи на карточках выполнены с использованием определенного шрифта и размера букв.

В соответствии с темой урока или занятия, актуальными возможностями детей, педагогами школы и ДДИ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение урока или занятия, максимально задействуются интерактивное оборудование игровой среды, средства и объекты, проводится предварительная работа по ознакомлению ребенка с новыми предметами, объектами и понятиями, всё это позволяет сделать занятия насыщенными и разнообразными. Проводя в интерактивном игровом холле урок или занятие, педагоги используют унифицированные приемы, одни и те же слова и фразы, невербальные подсказки (предметы-символы), звуковые сигналы в аналогичных ситуациях. Используются слова и жесты, доступные детям для понимания и выполнения, ребенка обязательно предупреждают о предстоящих действиях. Педагоги создают визуальный образ слова или фразы, делают их наглядными для детей, это помогает им в запоминании и усвоении новых слов, дает возможность пользоваться словами, которые они ещё не могут произнести.

Обучение в условиях интерактивной среды создает надежный обходной путь в обучении детей с особыми образовательными потребностями, интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющих словесными средствами коммуникации, помогает лучше понимать окружающий их мир, придает уверенность в своих силах, способствует социально-коммуникативному развитию.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий — М.: ИКАР, 2009. – 448с.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 208с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599. Доступ из системы информационно-правового обеспечения «Гарант».


[1] Интерактивный - основанный на взаимодействии. Означает наличие обратной связи между педагогом, средством обучения и учащимися. Характеризует многообразие взаимодействий, имеющих ярко выраженную социальную направленность, и возникающих в различных сферах бытия. [1, С. 84]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями

Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей  работе...

Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями

В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания....

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому

Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....

Дорожная карта индивидуального развития для детей с особыми образовательными потребностями

Дорожная карта индивидуального развития для детей с особыми образовательными потребностями...

Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...